Во имя Живоначальной Троицы (Троицкий) собор, поначалу деревянный, по некоторым данным возводился в 1613-1614 годах (согласно надписи в одной из книг, найденных краеведами в XIX веке); по другим данным – в 1629 году, когда в документы попали сведения о причте и земельных владениях храма. Попытки реконструкции церкви предпринял протопоп Александр в начале XVIII века, но неудачно. В 1730 году сын протопопа Александра, тоже протопоп Иван Александров с помощью промышленника Тараса Мелякова начал строительство нового каменного собора, однако и на этот раз довести дело до конца не удалось из-за денежных трудностей. Перед Пугачевщиной наследник Тараса Мелякова, Андрей Тарасович, владелец Рябкинского железоделательного завода, выделил средства для возведения нового собора.
Основное здание (летнее) по указу из консистории освятил протопоп Феодор Федоров в 1778 году, а здание зимней церкви (трапезы) – епископ Тамбовский и Пензенский Феодосий в 1781 году. На том этапе в храме имелись пять престолов: центральный в честь Святой Троицы, правый в честь мучеников Бориса и Глеба, левый в честь святителя Николая; в трапезной (теплой церкви) имелись еще два придела – справа в честь Казанской иконы Божией Матери, слева – в честь апостола Андрея Первозванного, одноименника благотворителя. Прежнюю деревянную Троицкую церковь продали в село Селищи, где она была собрана вместо сгоревшей в пожаре. Следующая серьезная переделка произошла в 1817-19 годах, когда в соборе заменили колокольню и центральный купол на основном здании. В 1829 году после капитального ремонта придельные церкви в трапезной были упразднены.
В 1862-66 годах разобрали и вновь соорудили (сохранив прежний облик) все пять глав на летней церкви, в 1869 году исправили трапезную и сменили декор на колокольне. В архитектурном отношении собор представлял собой удачное сочетание барокко и зодческих элементов, ориентированных на древние традиции русского церковного строительного искусства. Храм представлял из себя куб, увенчанный соразмерным пятиглавием; трапезная повторяла все основные конструктивные мотивы главного здания. Колокольня в результате переделок изменила облик, однако связь с общим зодческим замыслом не потеряла. Собор отличался эстетической целостностью; декор применялся скупо, но в точном соответствии с общим характером здания, одновременно легком, нарядном, фундаментальном и строгом. В конце XIX века приход состоял из 3500 человек (вместе с приписными деревнями Горяши и Синяково). В деревне Горяши имелась образцовая церковно-приходская школа.
После революции собор неоднократно изымался у прихода, однако вновь возвращался к верующим. Окончательное изъятие здания произошло в 1930-х годах. В храме разместилась фабрика. Хотя собор поставлен на государственную охрану как памятник истории и архитектуры, он понес большие потери: утрачены колокольня, все пять глав; внутреннее пространство деформировано и изувечено, внешне к нему пристроены дополнительные производственные помещения. Техническое состояние здания плохое. Остатки собора Саранской епархии не возвращены.
Бахмустов С. Б. Православные приходские храмы Мордовии. Словарь-справочник, 2015.