ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сергач. Церковь Иоанна Дамаскина.


Сергач. Церковь Иоанна Дамаскина
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Иоанна Дамаскина
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:1855.
Год утраты:1936 (сгорела)
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Нижегородская область, Сергачский район, г. Сергач

Координаты: 55.533053, 45.455598



Церковь Иоанна Дамаскина, Церковь Иоанна Дамаскина. Н.И.Солдатова "Сергачские были" стр.103<br>, Сергач, Сергачский район, Нижегородская область
Церковь Иоанна Дамаскина. Н.И.Солдатова "Сергачские были" стр.103
АЛТ
22 января 2021
Церковь Иоанна Дамаскина, Фото 1881 г. из собрания Краеведческого музея имени В.А. Громова<br>, Сергач, Сергачский район, Нижегородская область
Фото 1881 г. из собрания Краеведческого музея имени В.А. Громова
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
??
Церковь Иоанна Дамаскина, Фото 1920-ых годов из фондов Краеведческого музея имени В.А.Громова Сергачского района<br>, Сергач, Сергачский район, Нижегородская область
Фото 1920-ых годов из фондов Краеведческого музея имени В.А.Громова Сергачского района
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  15 августа 2021

Дамаскинская церковь построена в середине XIX века. Большое участие в ее строительстве принимал сергачский купец Иван Яковлевич Писарев. Он помогал и личным капиталом, наймом и подбором мастеров и рабочих, а главное - опытным наблюдением за производством работ. Освящен храм 5 июля 1855 года. В 1930-х гг. церковь была закрыта. В ней размещена артель «Швейник». Сгорела в 1936 году.

https://krmuseumgr.nnov.muzkult.ru/bazar_ploshad

Между тем горожане и слобожане, стянутые к одному духовному центру к вновь построенному собору, неохотно привыкали ходить туда к богослужению. Не всегда в великие праздники вследствие многолюдства и тесноты удавалось, особенно зимою и особенно слобожанам, стоять в стенах собора во время богослужения. Поэтому многим, даже очень многим в великие праздники зимой и осенью приходилось стоять около храма, не слыша чтения и пения, и воссылать свои молитвы о нуждах духовных и житейских к Творцу и Спасителю под открытым небом. Так продолжалось до 1848 года. В сем году некоторые крестьяне слобод Кожино, Зайчихи и Скочихи составили приговор о возобновлении деревянного Владимирского храма и через своих поверенных: крестьян Димитрия Алексеева Блаженнова и Матвея Максимовича Никифорова подали его вместе с планом и фасадом Преосвященному Иакову. Получив разрешение и благословение, эти же поверенные выхлопотали на перестройку храма леcy из казенных дач сколько потребно. Перестройка начата в 1850 году и совершенно окончена в 1853, но храм стоял неосвященным и запертым до 4 Июля 1855 года.

(Примечание: Главным действующим лицом (но тайным) в возобновлении этого храма был купец Ив. Як. Писарев. Он помогал и капиталом и наймом и подрядом мастеров и рабочих, а главное — опытным наблюдением за производством работ).

Обозревая Eпapхию, Преосвященный Иepeмий в 1855 году 4 Июля посетил г. Сергач. В проезд по Базарной улице мимо деревянного храма Преосвященный велел ехать к нему. Когда он вошел в храм и увидел, что он совершенно готов и даже с 1853 года — удивился: почему до сих пор не освящен. Подоспевшие в храм поверенные объяснили Владыке, что они много раз просили Протоиерея и Благочинного донести и испросить разрешение на освящение храма. Выслушав объяснение, Владыка объявил, что завтра 5 числа сам будет освящать этот храм, чтобы готовили все, что потребно для освящения. Работа кипела с вечера и до самого утра: кто делал аналои, кто шил одеяния на них, кто срачицы и одежды на престол и жертвенник, кто завесу, кто подвешивал паникадило из древней Владимирской церкви, кто приготовлял блоки и веревки для поднятия колоколов, кто очищал пыль и сор, кто подвешивал лампады к иконам и вставлял свечи, кто делал кафедру и проч. В это время были в Сергаче ратники-ополченцы, которые принимали самое деятельное участие в приготовлениях и… все было готово. Когда прихожане просили Преосвященного Иеримию освятить храм опять в честь Владимирской Божьей Матери, то он на это ответил: „было бы довольно странно, всего два храма в городе и оба будут Владимирские. Этот нужно освятить во имя другое. А так как во имя Преподобного Иоанна Дамаскина уже не было престола в кладбищенской каменной церкви, то Преосвящ. Иеремия и освятил перестроенный храм во имя Преподобного Иоанна Дамаскина.

Тогда же Преосвященный назначил быть священником при этой церкви одного из соборных О. Димитрия Лилова с отчислением от собора к Дамаскинской церкви 711 душ муж. пола в приход. Первой заботой священника Лилова было устроить при Дамаскинской церкви теплый храм. Он решил устроить этот храм в церковном фундаменте, который с южной стороны довольно высок, благодаря тому, что базарная площадь, на которой стоит Дамаскинская церковь, имеет большую наклонность к этой стороне. По ходатайству предводителя дворянства Н. П. Болтина Преосвященный Иеремия разрешил устройство этого храма. Но так как фундамент оказался не настолько высок, чтобы поместить церковь, то пришлось врыться в землю на четыре аршина, но и при этом получилась маленькая, низенькая подвальная церковь, с одноярусным иконостасом, с четырьмя окнами. Освященная во имя Св. Николая Чудотворца в 1858 году она просуществовала только 12 лет: подземелье так и осталось подземельем — сырым, неудобным для богослужения. От сырости срачицы на престоле и жертвеннике совершенно истлели в 9 лет, пол в алтаре сгнил и даже подгнили ножки престола и жертвенника, иконостас потускнел, штукатурка валилась всюду, сквозь пол сочилась вода, по стенам была плесень и грибки.

В декабре 1870 года благочинный объявил прихожанам о закрыли этого храма. Последние решились перенести его вверх, устроив теплую трапезу. В Январе 1871 года Преосвященный Филарет дал разрешение на перенесение теплой церкви вверх и устройство теплой трапезы, а 31 Октября того же года храм этот, по благословению того же Преосвященного, был уже освящен.

Сообщ. Аполлон Можаровский. Источник: Нижегородские Епархиальные ведомости № 10 от 15 Мая 1890 года,



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.