ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кривец. Церковь Троицы Живоначальной.


Кривец. Церковь Троицы Живоначальной
Церковь. Не действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Николая Чудотворца, Макария Калязинского
Год постройки:1766.
Адрес:
Ярославская область, Мышкинский район, Кривец

Координаты: 57.837988, 38.480841



Церковь Троицы Живоначальной, , Кривец, Мышкинский район, Ярославская область
yozik
6 мая 2022
Церковь Троицы Живоначальной, , Кривец, Мышкинский район, Ярославская область
yozik
6 мая 2022
Церковь Троицы Живоначальной, , Кривец, Мышкинский район, Ярославская область
yozik
6 мая 2022
Церковь Троицы Живоначальной, , Кривец, Мышкинский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
1 октября 2010
Церковь Троицы Живоначальной, , Кривец, Мышкинский район, Ярославская область
Елена Карпова
9 сентября 2023
Церковь Троицы Живоначальной, , Кривец, Мышкинский район, Ярославская область
yozik
6 мая 2022
Церковь Троицы Живоначальной, , Кривец, Мышкинский район, Ярославская область
yozik
6 мая 2022
Церковь Троицы Живоначальной, , Кривец, Мышкинский район, Ярославская область
yozik
6 мая 2022
Церковь Троицы Живоначальной, , Кривец, Мышкинский район, Ярославская область
yozik
6 мая 2022
Церковь Троицы Живоначальной, , Кривец, Мышкинский район, Ярославская область
yozik
6 мая 2022
Церковь Троицы Живоначальной, , Кривец, Мышкинский район, Ярославская область
yozik
6 мая 2022
Церковь Троицы Живоначальной, Усыпальница Кожиных<br>, Кривец, Мышкинский район, Ярославская область
Усыпальница Кожиных
yozik
6 мая 2022
Церковь Троицы Живоначальной, , Кривец, Мышкинский район, Ярославская область
yozik
6 мая 2022
Церковь Троицы Живоначальной, Фотография церкви начала 20 века на ее историческом месте в селе Кривец. Впоследствии нижняя основная каменная часть храма будет разрушена, а деревянный световой барабан перевезен в Народный музей в Мышкине. Фотография с информационной табличке на стене церкви<br>, Кривец, Мышкинский район, Ярославская область
Фотография церкви начала 20 века на ее историческом месте в селе Кривец. Впоследствии нижняя основная каменная часть храма будет разрушена, а деревянный световой барабан перевезен в Народный музей в Мышкине. Фотография с информационной табличке на стене церкви
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  10 января 2015

Церковь бывшая села Кривца каменная, построена помещиком Иосифом Ивановичем Кожиным в 1766 году, вместо деревянной 1726 г. Церковь о трех престолах: во имя Св. Троицы, во имя св. Николая и препод. Макария Калязинского. Главный храмовый праздник в день Св. Троицы. В храме частицы св. мощей: в иконе св. Димитрия Ростовского, в иконе препод. Макария Калязинского и в Кресте на престольном препод. же Макария. С особым почтением народ относится к означенным иконам и иконе Божией Матери Живоносного Источника. Препод. Макарий был из рода Кожиных, почему в обители препод. близ Калязина находится усыпальница Кожиных, в Кривце под церковью похоронены только сын строителя Александр Осипович, дочь и сын его.

Церковной земли 62 десятины 821 кв. саж., церковных домов два: для жительства священника и другой - для церковной сторожки. Церковного капитала 457 руб. Прихожан 684 муж. пола и 735 жен. Село расположено на высоком красивом берегу Волги. Деревни расположены от храма на расстоянии от 1 до 4 верст. С 1885 г. в селе церковно-приходская школа и церковно-приходское попечительство. Штатный состав причта: священник и псаломщик. Причтового капитала 2928 руб. 82 коп.

К.Г. Рыбин «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии». - Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  11 мая 2024

«…В шести километрах ниже Мышкина, на левом берегу, в густом одичавшем парке усадьбы Кривец стояла рядом с сильно перестроенным домом первой половины XIX века (сейчас это дом инвалидов) старая церковь (не сохрани­лась).

Построенная в 1756 году, церковь в Кривце выгля­дела снаружи очень скромно. Но ее интерьер поразил нас своеобразием и высочайшим художественным мастер­ством. Здесь господствовало резное дерево. Тончайшие свободные завитки, живые, асимметричные, оплетали не только иконостас, но и стены, капители накладных дере­вянных пилястр, рамы больших икон. Резные ангелы, как бы вспорхнувшие на самый верх, сидели, свесив ноги с карниза. Вся композиция богатого и сложного иконостаса была повторена (редчайший случай) на противоположной, западной стене церкви. 

Виртуозная резьба — главное богатство храма — выполнена, конечно, не здесь, не мест­ными, а лучшими столичными резчиками и к тому же по проекту крупного архитектора. Резьба эта была не вызоло­чена, как обычно, а высеребрена, и светлое мерцание сере­бра придавало еще большую изысканность и своеобразие этому аристократически изящному интерьеру. Иконы в иконостасе и на стенах были написаны на холсте и совре­менны церкви. В широкой, эффектной манере их письма, в театральных жестах фигур, даже в типах лиц не было ничего общего с традициями русской иконописи, даже и обновленной петровскими реформами. В их барочном, католическом пафосе чувствовалась рука нерусских мастеров — скорее всего, петербургских декораторов-ита­льянцев.

Живописные фигуры апостолов украшали и царские врата иконостаса. Здесь они были написаны иначе — грубее и проще. Вырезанные по контуру, они были нало­жены на серебряные пилястры врат. Так делались в XVIII веке забавные фигуры-«обманки» — живописные изоб­ражения слуг, ставившиеся иногда на лестнице или в комнатах и поражавшие в полутьме гостей сходством с живыми.

Владели Кривцом в годы строительства церкви, да и позднее, вплоть до революции, представители той самой богатейшей и знатной семьи Кожиных, с которой мы уже встречались в нашем маршруте. Живали Кожины в Москве, в Петербурге, служили при дворе. В столице и заказал, видимо, адъютант Иосиф Иванович Кожин и про­ект церкви, и живопись, и резьбу, собранную потом на месте, в мышкинских лесах…»

Из книги: Герчук Ю.Я., Домшлак М.И. «Художественные памятники Верхней Волги от Калинина до Ярославля», 1976 г. http://www.rusarch.ru/gerchuk1.htm


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  11 мая 2024

«…Троицкий храм 1756 года (по другим источникам – 1766 г.) постройки, став частью усадьбы Кожиных в селе Кривец, по пропорциям и силуэту достаточно скромен и не отличался снаружи вычурностью барочной архитектурной пластики, хотя и соответствовал своей эпохе и петербургским дворцовым строительным модам той поры, особенно в оформлении окон наличниками с лучковыми сандриками и «ушами». Вполне традиционный объем здания, «восьмерик на четверике», при том что восьмерик – аккуратно упакованный в металлическую обшивку с ложными окнами деревянный сруб – намекал о некотором удешевлении строительства, впрочем, вполне естественно для провинции. Одноярусная колокольня со шпилем на высоком постаменте была обрамлена более поздними пристройками зимней церкви и крыльца в виде прямоугольного выступа с приставными колоннами, композиционно напоминающего крыльцо церкви Святой Троицы в селе Архангельском Мышкинского уезда.

Как бы не сожалели искусствоведы позднее, виртуозное резное и живописное убранство интерьера храма, главное художественное достояние усадьбы, наполненное каким-то чисто «кожинским» (по замечанию исследователя Д.А. Будюкина) стремлением на создание архитектурного шедевра, ничего от этого великолепия не сохранится.

Нераскрытой остается и информация о будто бы привлечении Кожиными для обустройства своих усадеб, возможно и Кривца, знаменитых русских архитекторов. Впрочем, прямоугольная алтарная апсида и крипта под ней – как-никак храм-усыпальница, мемория (от лат. «memoria» - память), символ родового культа (по Федотову), ископанная кладоискателями, а также часть стен Троицкой церкви еще уцелели. Деревянный барабан в 60-е годы прошлого века будет снят с крыши и использоваться под магазин, в 90-е годы переедет в Народный музей деревянного зодчества, в Мышкин. Там же хранятся и найденная под берегом храмовая медная водосвятная чаша XVIII века ручной работы и чудом уцелевшая брошюра лекций немецкого правоведа Георга Елинека «Право меньшинства» (1898 г.) с подписью «В. Кожин. Мюнхен. 19-го февраля 1907 г.».

<…> Усадьба была распланирована четко, словно циркулем на карте, - по сторонам света. Ничего лишнего в этой планировке не было: дом с флигелями определял парадную линию юг-север, церковь с кладбищем занимала южный край холма над Волгой и создавала линию запад-восток, образуя Г-образное расположение строений, хозяйственные постройки вынесены в северо-западную сторону. Фасад весь обращен к Волге , и сбегающая по откосу к беседке лестница обозначала неразрывную связь двух стихий – организованной разумным хозяйствованием земли и неспокойной водной глади. Парк – особая гордость, в шесть линий, расходящихся к западу от дома.

Впрочем, парадное пространство усадьбы, развернутое по законам перспективы, несло вполне ощутимый генетический отголосок европейского Ренессанса, акцентировало внимание в первую очередь, конечно, на созерцании самой себя. Обрамленная природным окружение – Волги, лесов и полей, она воспаряла, словно в мысленной раме картина, литография или план-проект, проецировала саму себя в акварельных изображениях интерьеров, увеселений, гравюрах с руинами античных и европейских городов, планах и картах, столь любимых помещиками «картин-ключей».

Развешанные по стенам усадебных покоев, они утверждали новую пространственную, историческую и художественную организацию, то, что, М.Н. Соколов определяет сверхзадачей «воспитанием-в-образе»: «Педагогика эта во многом картинна, поскольку именно в новом произведении, как предполагается, можно и постичь самого себя, и духовно очиститься, как в магическом зеркале». Такое уникальное магическое «зеркало» находилось прежде, к примеру, и в интерьере кривецкой Троицкой церкви в виде двух повторяющихся, расположенных друг напротив друга резных ажурных иконостасов, на восточной и западной стенах. Со скульптурами и иконами на холсте, обрамленными ажурными ранами, оно представляло пышную декорацию. 

Ю.Я. Герчук подчеркивает: «В широкой, эффектной манере их письма, в театральных жестах фигур, в типах лиц нет ничего общего с традициями русской иконописи, даже в обновленной петровскими реформами. В их барочном, католическом пафосе чувствуется рука нерусских мастеров, скорее всего, петербургских декораторов-итальянцев. Живописные фигуры апостолов украшали и царские врата иконостаса. (…) Вырезанные по контуру, они были наложены на серебряные пилястры врат. Так делались в XVIII веке забавные фигуры–«обманки» - живописные изображения слуг, ставившиеся иногда на лестнице или в комнатах и поражавшие в полутьме гостей сходством с живыми».

По материалам статьи Карсакова О.Б. «Кривец - подгородная усадьба», журнал Углече Поле, №32 /2020



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.