ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Каплуновка. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (старая).


Каплуновка. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (старая)
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Иеремии пророка, Елисаветы, Петра, митрополита Киевского
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1788 и 1798.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Украина, Харьковская область, Богодуховский район, с. Каплуновка

Координаты: 50.170273, 35.124178 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Построенная по образцу собора Вознесения Господня (1782-1788) в Софии, церковь в Каплуновке стала "ретранслятором" столичной архитектурной моды и самодостаточным иконографическим прообразом. В облике ряда храмов бывшей Харьковской губернии и сопредельных уездов прослеживается её непосредственное влияние:



Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (старая), Фото Г.К. Лукомского, 1914 г.<br>, Каплуновка, Богодуховский район, Украина, Харьковская область
Фото Г.К. Лукомского, 1914 г.
Елена Григорьева
1 июня 1914
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (старая), Храм Рождества Богородицы в с. Каплуновка в начале ХХ в.<br>, Каплуновка, Богодуховский район, Украина, Харьковская область
Храм Рождества Богородицы в с. Каплуновка в начале ХХ в.
Сергей Ковров
??
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (старая), , Каплуновка, Богодуховский район, Украина, Харьковская область
als
3 июня 2006



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 января 2017

Рождество-Богородичная церковь построена в 1798 г. старанием прихожан; каменная, трехпрестольная. Главный – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, с южной стороны – во имя св. Николая, с северной – в честь св. правед. Захария и Елизаветы. Приписная церковь Петро-Павловская построена в 1855 г.

Земли усадебной 3 дес., пахотной 33 дес. Прихожан муж. пола 1722 души, жен. пола 1620 душ. Неприкосновенного капитала 315 руб., проценты в пользу церкви. Причта по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Помещение для причта церковное. Имеются церковно-приходская и земская школы, приходского попечительства нет. В приходе слобода Каплуновка и хутора: Сахновый-Гаркавцев, Чемодановка, Синегубщина, Ивановка, Кудрявый и Большой.

Священник Стефан Ильинский, на настоящем месте с 1895 г., состоит законоучителем Каплунского народного училища, блюстителем за преподаванием закона Божия Богодуховского уезда, заведующий церковно-приходской школы. Священник Павел Жуковский, на настоящем месте с 1901 г., состоит законоучителем местной церковно-приходской школы. Диакон Константин Доценко, на настоящем месте с 1899 г., состоит учителем церковно-приходской школы с 1894 по 1899 гг. Псаломщик Василий Фальченко, на настоящем месте с 1897 г. И. д. псаломщика Илья Журило, на настоящем месте с 1902 г. Церковный староста граф Петр Стенбок с 1902 г.

"Справочная книга Харьковской епархии", составил Секретарь Харьковской Духовной Консистории Иван Самойлович. Литография И.М. Варшавчика, Николаевская ул. дом №3, 1904 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  14 апреля 2020

Рождество-Богородичный храм в с. Каплуновке, Богодуховского уезда был основан в 1788 и освящен в 1798 году. Главными его строителями были тогдашний владелец Каплуновки Иеремия Васильевич Перекрестов-Осипов, а по смерти его супруга Елисавета Степановна – урожденная Коновницына, и её отец граф Петр Петрович Коновницын, употреблявшие громадные средства свои на этот храм. Построение его происходило под особым наблюдением Св. Синода, который выдавал от себя книгу для собора подаяний. Ахтырский протоиерей Максим Яновский определен был в попечителя о построении храма.

В старинных церковных летописях сказано, что архитектором этого храма был итальянец Манижиотти. В истории церковно-русского зодчества имя его осталось неизвестным. Можно предполагать, что он был ближайшим исполнителем архитектурных зданий другого зодчего, наложившего печать своего большого мастерства на эту постройку. Храм по первоначальной постройке своей вполне достойный имени Богоматери, но ныне, к сожалению, довольно много утративший из своей прежней славы.

Храм поражает огромными своими размерами. Он стоит отдельно от колокольни, почему красота его вида волне открыта со всех сторон. Это – квадратное равностороннее здание с величественными фронтонами на колоннах по всем четырем сторонам. Корпус здания увенчивается громадным центральным куполом на невысоком барабане, прорезанным двадцатью окнами. По размеру своего диаметра и смелости своего размаха это – единственный купол в церквах нашего края. Четыре малые купола стоят как бы на страже по сторонам большого. Наружный вид при всей простоте своей конструкции – чрезвычайно пропорционален и дивно величествен. Колонные фронтоны придают ему строгую и спокойную классическую красоту. Еще лучше внутренний вид. Обширность его размеров поразительна: в нем свободно может поместиться свыше 2000 человек.

Благодаря счастливому расположению основных столпов и массе окон в центральном и малых куполах храм залит морем света. В нём ныне, кроме главного престола, два придельные: южный во имя Св. Петра митр. Киевского; северный в честь пр. Иеремии и прав. Елисаветы, а прежде был еще престол во имя св. Николая в верхней галерее, который уничтожен по случаю оказавшейся трещины в боковых стенах храма. Между северным приделом и главным престолом впереди солеи воздвигнут величественный киот – сень для чудотворного Каплуновского образа Божией Матери. Он представляет собою прекрасную копию Ахтырского киота Растреллиевского стиля, но больше поднять в высоту и поставлен на высоком подножии. Весь облитый светом сверху, изящный и величественный, он производит даже более сильное впечатление, чем Ахтырский его первообраз. Величественность внутреннего вида усугубляется грандиозным иконостасом стиля барокко, перенесенным сюда из упраздненного Успенского Сумского монастыря.

Каплуновский храм, освященный почти на рубеже XIX в. представляет собою блестящее завершение в нашем крае Екатерининского классицизма, отразившегося во множестве других, хотя и не столь величественных храмах, созданных благочестивым усердием передовых классов местного населения.

П. Фомин «Церковные древности Харьковского края», http://www.otkudarodom.ua/ru/cerkovnye-drevnosti-harkovskogo-kraya-p-fomin


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  12 апреля 2022

Один из самых величественных храмов в епархии есть храм Каплуновский, и это же место ознаменовано любовию Богоматери. Ныне существующий каменный храм Рождества Богоматери основан в 1788 и освящен в 1798 г. Храм по первоначальной постройке его вполне достойный благодеяний Богоматери, но ныне к сожалению довольно много утративший из своей прежней славы. Представьте себе храм с 20 окнами в главном куполе: размер громадный! В нем ныне, кроме главного престола, два придельные: южный во имя Петра митрополита Киевского; северный в честь Пр. Иеремии и прав. Елисаветы; а прежде был еще престол во имя свят. Николая в верхней галерее, которая уничтожена по случаю оказавшейся трещины в боковых стенах храма. Построение сего храма происходило под особенным наблюдением Св. Синода, который выдавал от себя книгу для сбора подаяний. Ахтырский протоиерей Максим Яновский определен был в попечители построения храма. Тогдашний владелец Каплуновкн Еремей Васильевич Перекрестов-Осипов, а по смерти его супруга Елисавета Степановна, урожденная Коновницына, употребили звачительный капитал на этот храм.

Прежде, чем будем осматривать что нибудь другое во внутренностях огромного храма, внимание наше должно быть обращено на чудотворную Каплуновскую икону Божией Матери а ее история в связи с первым храмом с. Каплуновки.

Первый храм в Каплуновке в честь Рождества Пресвятой Богородицы построен был в 1688 г. Строителем был Ахтырский полковник Иван Иванович Перекрестов, получивший пред тем по жалованной грамоте землю в 20 верстах от Ахтырки в вершине р. Хухры и назвавший образовавшееся здесь поселение черкасов по имени Осадчого Каплуна - Каплуновкой. За год до построения храма явился к полковнику на службу из Польши Иван Ильичь Уманов, - едва ли не выходец из Умани. В следующем году Иван Ильичь просил полковника исходатайствовать ему сан священства, и в 1688 г. посвящен он был во священника Каплуновской церкви Рождества Богородицы митрополитом Авраамием. Сему то священнику Богоматерь указала на свой чудотворный образ. Это было так: «Сент. 8 1689 г. священник Иоанн видел во сне благолепного и украшенного сединами мужа, который сказал ему: на третий день после сего придут к тебе из Москвы три иконописца, один лет 60, другой - 80, третий - 90 лет; у старшего из них сними сверху связки семь икон, и осьмую - Казанскую икону Богоматери возьми себе с благоговением, и узришь благодать. Уманов, пораженный сновидением три дня постился, служил литургию и по окончании литургии на третий день, возвращаясь домой из храма, увидел иконописцев тех лет старости, как ему сказано было во сне. Он пригласил их к себе в дом и взял у старшего связку икон, и осьмая из икон связки действительно была Казанская икона Божией Матери. Он оставил эту икону у себя за 15 коп., которых однако иконописец не взял. Две недели икона находилась в доме священника, а на третьей неделе, ночью с субботы на воскресенье явилась священнику дева необыкновенной красоты и, пробуждая его перстом, сказала: «Иерей Иоанн! не держи Меня в твоей храмине, отнеси в храм Божий». Священник, пробудясь в ужасе, увидел в комнате свет подобный блеску молнии, потом собравшись с мыслями собрал почтенных из прихожан и, объявив о видении, отслужил молебен и перенес икону в храм.

Все эти сведения помещены в описании явления и чудес св. иконы Каплуновской, составленном в 1744 г. «в Харьковской Академии», где притом сказано, что описание явления св. иконы взято со свидетельства данного священником Иоанном Умановым. В рукопись внесены и чудеса бывшие после 1741 г., и иные из них засвидетельствованы собственноручной подписью испытавших на себе милость Богоматери, другие записаны рукой самих облагодетельствованных; между ними приложено в копии письмо Ивана Паскевича, писанное к настоятелю Каплуновского храма, иеромонаху Герману с Извещением о исцелении жены его Паскевича, совершившемся в 1760 г. по милости Богоматери.

Здесь же описано и следующее событие. В 1709 г. во время войны шведский король Карл и гетман Мазепа были в Каплуновке и стояли в доме священника Уманова; сам священник был тогда с чудотворной иконой в Харькове для представления к Царю Петру и оставался там 2 ведели; дерзкие лютеране армии Карловой 3 раза. пытались зажечь храм Каплуновский и немогли зажечь. Карл видел в окно, как зажигали храм, и изумленный неудачей, спрашивал Мазепу: что это значит? От чего не горит храм? Мазепа сказал: гово-рят, что храм славится чудесами иконы. Карл велел поймать кого либо из жителей Каплуновки, и в лесу пойман Григорий Журавель. Король спросил его: «где Царь Петръ»? Журавель отвечал: по слухам, в Харькове. «А где ваша икона?». - По приказу начальства взята священником в Харьков. - Карл, обратился к Мазепе, сказал: смотри, там, где будет эта икона, мало нам надежд на успех. Св. икона была на поле под Полтавой, и Петр три раза обращался с молитвой к св. иконе.

В просьбе своей от 4 июля 1767 г. Каплуновские священники Иоанн и Прокопий Умановы писали: «Дед его Иоанна, и Прокопия прадед, Иоанн Ильич был священником в Каплуновке до 30 лет, которому ишеющаяся ныне Каплуновская икона Пресвятой Богородицы явилась; с сею иконою во время с российскою армиею шведской войны был он под Полтавою, - а оттуда взят был в Москву и тамо прожил не малое время и с оным образом отпущен паки в Каплуновку. Отец его Иоаннов и дед Прокопиев Андрей и Демьян, Прокопия отец, были также при оной церкви священниками». В деле 1721 г. о посвящении Демьяна Иванова во священника прихожане Каплуповской церкви, прося о сем посвящении, пишут, что священник их Иоанн умер в 1713 г. и что сын его Андрей священствует при их церкви, но один не в состоянии исправлять все духовные нужды.

Итак, здесь кроме подтверждения тому, что записано в книге о св. иконе, показывается одно обстоятельство относительно чудотворной иконе не упомянутое в книге. Сего довольно.

В Каплуновском храме находятся самые верные памятники благоговения Царя Петра к чудотворной иконе:

а) Для чудотворной иконы Царем Петром устроена серебрянная вызлощенная риза с дорогими камнями и с серебрянным киотом. Это было после Полтавской битвы. В последствии на чудотворную икону возложена была золотая риза с драгеценными камнями, дар благодарности Матроны Гамалеевой, принесенный в 1804 г.; а риза царская возложена на копию чудотворной иконы, стоящую в храме за левым клиросом.

б) Святое евангелис М.п. 1699 г., в серебрянной вызлощенной оправе, с такой надписью по краям оклада: «1705 г. февр. 25 д. по указу Великого Государя построено сие св. евангелие Ингерманландской канцелярии на Государевы деньги Ахтырского уезда в с. Каплуновку в церковь Пресвятой Богородицы весом серебра 15 фунт. 4 золотн., а на позолоту 35 червонцев».

Другие предметы достойные внимания:

1) Большая серебрянная отличной работы лампада пред чудотворным образом, с следующей на ней надписью: «в вечное милосердых чудес Пресвятой Богоматери прославленье к сему чудотворному Пречистыя Богородицы образу 1744 г.. приложила сию лампаду генерала и кавалера Тараканова сожительница Евдокия, за избавление милосердием Преч. Богородицы от тяжкой болезни, а ежели кто сию лампаду от чудотворного образа отымет, тому судит Бог».

2) Священническая риза зеленого бархата с вышитым золотым оплечьем и эпитрахиль красного бархату с таким же шитьем - дар гетмана Мазепы.

3) Иконостас нынешнего храма по распоряжевию Св. Синода в 1788 г. перешел из упраздненного Сумского монастыря; живопись его очень не искусной руки. На лево от иконостаса икона 1758 г. в богатом серебрянном окладе с позолотой дар графа Петра Ивановича и графини Марфы Егоровны Шуваловых.

4) Древние книги: 1) требник м. Петра Могилы 1646 г. К.п. 2) Ключ разумия «священником, эаконником и ляйком належачий, за поправою и придятками, от недостойного иером. Ифаникия Голятовского». р. 1665 во Львове, в типографии М. Слиозки. Здесь: а) предмова посвятит. Львов. епископу Арсению Желиборскому; б) предмова до священников, законников и ляйков; в) «казаня» т.е. слова на разные праздничные дни; г) «наука короткая зложеня казаня» т.е. наставления относительно сочинения проповедей; д) «чуда Преч. Богородицы некоторый, - з разных авторов зобранный». 3) Осьмогласник Л.п. 1686 г. Венец Христов Антония Радзивиловского, К.п. 1688 г., трефолог Л.п. 1694 г., слова Кирилла Транквилиона К.п. 1696 г., цветная триодь М.п. 1699 г., минеи служ. 12 кн. М.п. 1724 г. с надписью: «сии книги куплены в Москве ко храму Рождества Пресвятой Богородицы Каплуновския коштом благородного полковника сумского Василия Даниловича Осипова 1728 г. Июн. 28 д.», триодь постная М.п. 1724 г. с надписью: «куплена до храма Пресвятой Богородицы Каплуновския старанием честнейшаго господина Иеромон. о. Иоасафа Сумского Успенского монастыря, на тот час оставленнаго сборщика при чудотворной Богоматерней иконе 1729 г.»; Октоих М.п. 1727 г. с такою же надписью о том же иеромонахе Иоасафе; служебник К.п. 1735 г.

Чило прихожан: в 1730 г. 890 муж. 879 жен., в 1750 г. 935 муж. 910 жен., в 1770 г. 986 муж. 943 жен., 1780 г. 1007 муж. 992 жен., в 1790 г. 1130 муж. 1172 жен., 1810 г. 1140 муж. 1202 жен., в 1830 г. 967 муж. 1022 жен., в 1850 г. 1036 муж. 1098 жен. пола.

Из указа Консистории 1767 г. видно, что а) 1738-1767 г. были в Каплуновке три священника, а в 1767 г. третий священник «за неимением указного числа приходских дворов» отменен; б) «подцерковной и собственной земли не имеется», писали тогда священники; в) «в продаже свечей попадьям священников препятствие не чинить», предписывала Консистория.

Филарет Гумилевский «Историко-статистическое описание Харьковской епархии». 1857 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  12 апреля 2022

История Полтавской баталии 1709 года непосредственно связана с желанием Петра I, иметь в своей ставке местную Слобожанскую святыню с ликом Казанской Божией Матери из села Каплуновка. Сегодня же приходится констатировать факт отсутствия изображения этой иконы в храмах, иконных лавках, церковной и исторической литературе. Появление иконы в селе Каплуновка и ее участие в Полтавском сражении достаточно полно было описано еще в XIX веке.

Владельцами с. Каплуновки были представители двух известных родов Перекрестовы-Осиповы и Коновницыны, находившиеся в родстве. В 1786 году Санкт-Петербургский генерал-губернатор генерал-поручик Петр Петрович Коновницын подает прошение о строительстве новой каменной церкви в селе Каплуновка, так как старая деревянная обветшала. Новая церковь была заложена 9 мая 1788 года по проекту подобному Покровской церкви в г. Ахтырка, с внесением большого количества изменений. Известно, что все доходы Каплуновского Рождество-Богородичного храма поступали в казну Старо-Харьковского монастыря, а доходы эти были значительные, так как проходящие в Ахтырку и Киев богомольцы обязательно останавливались поклониться Каплуновской чудотворной иконе. П.П. Коновницын добивался на время строительства храма не отдавать доходы в монастырь, а по окончании строительства монастырь на эти доходы уже не претендовал. Церковь в Каплуновке освятили 29 июня 1798 года, украшения для нее П.П. Коновницын заказывал в Москве и Санкт-Петербурге. В 1804 году считалось, что Каплуновский храм один из самых величественных и красивейших в Харьковской губернии.

Старую деревянную церковь перенесли на кладбище в Каплуновке, заменили всё гнилое дерево, оставили даже иконостас, поражавший в свое время приезжих богомольцев. Описание этого иконостаса за 1815 год сохранилось благодаря поиску недорогого, но приличного иконостаса для церкви в архиерейское училище.

В 1807 году владельцы Каплуновки были обеспокоены тем, что на северной и южной стенах церкви показались трещины. По совету губернского архитектора П.А. Ярославского стены были укреплены и обеспечены железными связями. Дело этим однако не закончилось, сказались изменения внесенные П.П. Коновницыным во время строительства, например, он настоял на установке железных глав на куполах храма, которых на утвержденном плане не было. В 1815 году храм осматривал губернский архитектор В. Лобачевский, он же составил план мероприятий по ремонту храма, которые были настолько кардинальны, что Е.С. Перекрестова-Осипова на решилась их исполнять, а пригласила освидетельствовать храм архитектора Н. Алферова, служившего в ведомстве Санкт-Петербургского губернатора. Алферов рекомендовал разобрать полусводы и стены у дверей, переложить их с увеличением полусводов до целого кирпича, а стен у дверей до трех кирпичей. Так же он советовал разобрать трещину на южной стене храма и переложить её подножным кирпичом. Губернатор утвердил проект Алферова, и до конца XIX века церковь простояла без существенных ремонтных работ.

После учреждения в 1843 году крестного хода с иконой Озерянской Божьей Матери, духовенство Богодуховского уезда неоднократно поднимало вопрос об учреждении крестного хода с Каплуновской иконой в город Богодухов. А настоятельница Верхне-харьковского Николаевского женского монастыря Степанова в 1859 году подавала прошение в Синод о перенесении Каплуновской чудотворной иконы в ее монастырь навсегда. Однако все предложения встречали сопротивление владельцев села Каплуновки П.Е. и Н.Е. Перекрестовых-Осиповых, Синод же шел им навстречу. В 1863 году (26 и 27 октября в Богодухов, 26 и 27 ноября в Каплуновку) крестный ход из Каплуновки в Богодухов и обратно был учрежден, на это решение повлияло несколько факторов, среди которых немаловажную роль сыграла позиция предводителя дворянства Богодуховского уезда Д.Ф. Кованько. Кроме того, имения Перекрестовых-Осиповых были заложены в СПб опекунский совет и они не могли выделять достаточное число денег необходимых для содержания такой огромной церкви. Было принято решение, что половина всех пожертвований и сборов во время крестного хода будет поступать на нужды каплуновского храма.

После учреждения крестного хода в Богодухов многие населенные пункты, через которые проносили икону, стали подавать прошения об оставлении Каплуновской иконы у них на ночь, или о занесении иконы в новые населенные пункты где ранее она не проходила. В самом же Богодухове совершалось до восьми крестных ходов с Каплуновской иконой из одной церкви в другую, так как каждый храм Богодухова не плохо зарабатывал на молебнах совершаемых по домам своих прихожан. Это неоднократно выливалось в споры духовенства, жалобы друг на друга, особенно причтов Троицкой и Покровской церквей. Жаловались и богомольцы на долгое отсутствие иконы в Каплуновке, при этом говорилось и том, что и в Богодухове икону в храмах застать трудно, так как она постоянно ходит по рукам.

В свою очередь, и г. Краснокутск с 1892 года стал подавать прошения об установлении отдельного крестного хода из Каплуновки с 13 по 26 августа. Инициатором подачи прошений выступал городской староста купец Иван Зайцев. Синод отказал в учреждении отдельного крестного хода на том основании, что Каплуновская икона посещает Краснокутск во время возвращения ее из Богодухова в Каплуновку и пребывает в нем два дня. Более поздние прошения из Краснокутска подавались с просьбой о продлении пребывания иконы в городе, так как многие прихожане не успевают приложиться к ней. С Краснокутском связано и одно из происшествий с Каплуновской иконой. В ночь с 18 на 19 октября 1904 года во время пожара Николаевской церкви г. Краснокутска, рискуя собственной жизнью икону спас краснокутский мещанин Константин Александрович Форов.

В 1909 году по указу Синода Каплуновскую икону Божией Матери должны были доставить в г. Полтаву для поднятия ее на торжества по случаю 200 летнего юбилея Полтавского сражения. 30 апреля на собрании прихожан села Каплуновка местным духовенством было предложено икону доставить в Полтаву не поездом а крестным ходом. Предложение поддержали все прихожане, которые обязались за свои средства сделать починку ризы и ковчега, которые были подарены Петром I Каплуновской иконе. Синод подобное решение одобрил и 14 июня икона отправилась через Краснокутск, Колонтаев, Рублевку на Опошню, Гавронцы, Семеновку на поле Полтавской битвы. Все время пребывания иконы на Полтавских торжествах ее сопровождал и.д. благочинного 2-го богодуховского округа священник Петр Федоровский, его описание крестного хода и торжеств было опубликовано в журнале «Вера и Разум». Последними документами в которых упоминается икона Каплуновской Божьей Матери стали клировые ведомости Богодуховского уезда за 1917 год.

Не зная достоверных сведений о ее судьбе и местонахождении, мне не хотелось бы строить свои предположения на основе косвенных источников. Однако считаю, что отсутствие её образа в Харьковской епархии не способствует сохранению исторической памяти нашего народа.

Андрей Фёдорович Парамонов «Икона Каплуновской Божией Матери - святыня Слободской Украины»



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.