ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Купятичи. Церковь Николая Чудотворца.

Николаевская церковь


Купятичи. Церковь Николая Чудотворца
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:1892.
Адрес:
Беларусь, Брестская область, Пинский район, село Купятичи

Координаты: 52.17174, 26.20142



Церковь Николая Чудотворца, иконостас<br>, Купятичи, Пинский район, Беларусь, Брестская область
иконостас
Тамара Шкарупа
20 июня 2017



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  15 декабря 2019

Деревянная церковь построена в 1892 году. Располагается в центре села. Четырёхсрубный храм. Основной восьмигранный сруб (квадрат со скошенными углами) накрыт пологим шатром с гранёной двухъярусной главкой в центре. К основному срубу по оси восток-запад примыкают более низкие пятигранный алтарный сруб и квадратный притвор, который присоединяет двухъярусную колокольню (восьмерик на четверике). Нижний прямоугольный ярус колокольни вытянут в поперечном направлении к оси симметрии здания, верхний ярус накрыт высоким восьмигранным шатром с главкой. Фасады горизонтально ошалёваны и украшены резным накладным декором (наличники с сандриками, аркатурный фриз, угловые лопатки). Входы оформлены крылечками. Интерьер зальный, с плоским подшивным потолком и боковыми входами в основное помещение. Церковь - памятник деревянного зодчества.

Источник: Свод памятников истории и культуры Белоруссии, https://orda.of.by/.lib/spik/br2/336


Т.  15 декабря 2019

О чудотворной иконе «Богоматери Купятицкой»

В Купятицкой Свято-Николаевской церкви, что недалеко от города Пинска, в селе Купятичи имеется самая древняя на белорусской земле икона необычной формы в виде креста-энколпиона. Это точная копия, изготовленная в 17 веке, чудотворной иконы «Богоматери Купятицкой», которая восприняла на себя благодать первой иконы и прославилась чудесами. Крест-энколпион – древнерусский крест 12х12 см, из меднолитой (бронза) пластинки 11-15 веков. На одной стороне креста рельефное изображение Пресвятой Богородицы с младенцем на левой руке, на обратной стороне – Распятие. История этой иконы такова.

В 1182 году некая пастушка Анна обнаружила в окрестностях села Купятичи, что под Пинском, повешенным на дереве бронзовый крест-энколпион, который восприняли как чудотворную икону Богоматери, празднование которой впоследствии внесли в церковный календарь под 15 ноября. Основным источником исторических сведений о купятицком кресте-энколпионе служит дополнение к сборнику «Тератургима» (чудеса), составленному иеромонахом Киево-Печёрского монастыря Афанасием Кальнофойским. Сборник был напечатан в Киеве на польском языке в 1638 году. Но ещё есть несколько книг об этой иконе: иеромонах Иоанникий Галятовский, 1665 г., книга «Небо новое»; архиепископ Лазарь Баранович, 1674 г.; «Минские епархальные ведомости», 1891 г. По преданию, изложенному в книге Афанасия Кальнофорийского, крестьянская девочка, пасшая скот, нашла необыкновенной красоты крест с распятием на одной стороне и Богоматерью на другой, на дереве, в зарослях терновника на месте, полном «купин».

Свою находку Анна прятала, но крест возвращался на прежнее место. Отец девочки и соседи, увидев такое чудо, расчистили место и соорудили там небольшую деревянную церковь. И молились там больше пятидесяти лет. По преданию, в 1240 году, татары сожгли храм, а местные жители так и не смогли отыскать на пожарище почитаемый крест. И только в 15 столетии реликвия была обнаружена монахом-паломником Иоакимом, где во вновь сооружённом храме он стал пономарём. И случилось это где-то в 1495 году, когда некая «княгиня Мария пожаловала Купятицкой церкви дворище».

Во второй половине 16 века Купятицкая церковь обновлена роднёй брестского каштеляна Григорием Война. Им же была заказана и изготовлена «подобающая рама для чудотворного образа». Сам же образ тогда прикрепили к квадратной позолоченной доске и вставили в упомянутую раму. В 1617 году церковь обокрали. Но вора поймали и сожгли как святотатца. Икону вернули. Позже имение Войнов было куплено Василием Копец. И в 1628-29 гг. при Купятицкой церкви был основан мужской монастырь, по настоянию Аполонии Война, по причине великого её поклонения чудотворной иконе. В новом монастыре поселились монахи из Виленского Свято-Духова монастыря. Возглавил Купятичскую обитель игумен Илларион Денисович.

В 1638 году игумен монастыря Илларион Денисович издал записки об истории Купятицкого храма и монастыря, о чудесах образа креста Богородицы Купятицкой. При монастыре была библиотека. Это известно из инвентаря 1631 года. Огромный интерес имела рукописная книга – Евангелие, обложенное серебром, три Псалтыря, четыре Пролога, Статут ВКЛ, книга Апостолов, Требник, Книга Пророков. Были и печатные издания Москвы и Вильно.

После присоединения в 1793 году Пинского Полесья к Российской империи начался массовый переход униатов в православие. По архивным данным известно, что в 1797 году купятицким настоятелем был священник с русской фамилией Иоанн Медведков (смоленский священический род). Очередной священник Андрей Шимановский в 1828 году разобрал ветхую уже Николаевскую церковь и построил новую. 15 декабря 1863 года купятичским священником назначили Феликса Дружиловского. А в 1867 году за счёт казны была построена новая деревянная церковь, которая сохранилась до наших дней.

Вот так Купятицкий приход в 1901 году описывал священник Флор Хлебцевич (1852-1912): «Прописано в церкви: с. Купятичи 6 деревень и 1 хутор; прихожан 1312 мужчин и 1360 женщин, церковной земли 67 десятин (73 га)». В 1914 году в Купятичах было 1048 жителей, имелось народное училище с 133 учениками. А в 1915 году в Купятичах уже хозяйничали кайзеровцы. Шесть лет церковь стояла пустой и полу разрушенной. В 1921 году в ней появился новый настоятель Яков Калинин. В 1926 году храм возглавил настоятель Лаврентий Новакович.

В июле 1944 года во время освобождения села от фашистов девять снарядов попало в Свято-Никольский храм с.Купятичи. Они разрушили иконостас, алтарь, крышу храма. С 1947 по 1952 год в Купятичах священствовал протоиерей Константин Комар. С 1952 по 1956 год священником был Константин Хомич, в будущем архиепископ Брестский и Кобринский (до 2000 г.).

Итак, начиная с 1638 года, изображение Богоматери Купятицкой начали воспроизводить в гравюре различные издания. И с 1659 года святыню уже считают Киевской. Перенесённый в Киев в 1655 году крест-энколпион теперь постоянно привлекает к себе внимание. До 1700 года образ был прикреплён к серебряной позолоченной доске, вероятнее его так привезли из Купятич. Но в 1700 году над крестом устроили вызолоченную крестообразную «шату». На сегодняшний день известно несколько произведений золотого шитья киевского происхождения, которое служило подвесными пеленами к иконе. Один из них хранится в Черниговском историческом музее, другой – в Звенигороде. Образцом для центрального изображения шитья служила гравюра 1638 года. То же можно сказать и о двух палицах, одна из которых в частном собрании в Германии, другая в музее Украины, в Киеве. В Киево-Печёрской лаврской ризнице сохранились фелонь (одежда) середины 18 века, на оплечье которой нашито золотое воспроизведение Богоматери Купятицкой. Этот крест-энколпион в 12 веке был изготовлен в Киеве, туда же он вернулся спустя пять веков и бесследно исчез в начале 20 века.

Источник: статья Марчук Нины Григорьевны по материалам Александра Ильина на сайте "Туристический Кобрин" https://ikobrin.ru/kobrin-tvmarchuk30.php



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.