ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Реж. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Успенская единоверческая церковь


Реж. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Богоявления Господня
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1838 и 1839.
Год утраты:приблизительно 1960 (снесена)
Адрес:
Россия, Свердловская область, г. Реж, правый берег заводского пруда

Координаты: 57.371, 61.40321 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Старинное фото<br>, Реж, Режевской район (Режевской ГО), Свердловская область
Старинное фото
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Старинное фото<br>, Реж, Режевской район (Режевской ГО), Свердловская область
Старинное фото
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Дореволюционное фото из фондов Режевского исторического музея<br>, Реж, Режевской район (Режевской ГО), Свердловская область
Дореволюционное фото из фондов Режевского исторического музея
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото конца XIX века из фондов Режевского исторического музея<br>, Реж, Режевской район (Режевской ГО), Свердловская область
Фото конца XIX века из фондов Режевского исторического музея
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий Артамонов
 
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 марта 2020

Режевский завод. Успенская церковь. Первыми раскольниками в Режевском заводе были беглецы из России, привлекаемые покровительством расколу заводских приказчиков. Для таких беглецов была устроена особая изба, называвшаяся годовушкой; в ней жили скрытно беглецы целый год, а потом уже поселялись в заводе открыто, как постоянные жители. Особенно известен таким покровительством Зотов. Для раскольников построена была часовня на берегу заводского пруда, существовавшая до 60 г. г. В 30 г. г. XIX стол. в заводе появились обращения из раскола в единоверие; первые единоверцы И. К. Байбородин, С. Песков и П. Круглов просили дать им священника и построить церковь. 1-го июня 1838 г. на правом берегу заводского пруда, на мысу, окруженном с трех сторон водой, был заложен на средства заводовладельца деревянный храм и освящен 12 августа 1839 года. Снаружи храм обит тесом, внутри оштукатурен. Несколько раз перекрашивался и обновлялся иконостас на средства благотворителей. При открытии прихода в 1839 г. прихожан было всего 30 м. п. и 35 ж. п., в 1900 году 521 м. п. и 534 ж. п. Для причта имеется церковный дом.

Источник: "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии". Екатеринбург, 1902.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  13 ноября 2020

Храмы – бессловесные свидетели и жертвы исторических катаклизмов. Их судьба в России в последние столетия – эхо непростых изменений, происходивших в обществе. В Режевском заводе к началу революции 1917 г. существовало три христианских церкви. Две из них были православные: Богоявленский храм в центре поселка на Большой улице и Иоанно-Предтеченский на Орловой горе. Не каждый современный режевлянин помнит, что был ещё и храм единоверческий. Он располагался на правом берегу заводского пруда в непосредственной близости от домны железоделательного завода. Тогда береговая линия пруда была иной, чем теперь. И церковь располагалась на мысу, окруженном с трех сторон водой.

Распространение единоверия и привлечение к нему старообрядцев тогда было частью государственной политики. Это был некий компромисс между раскольничеством и православием. Единоверцам разрешалось использовать элементы старообрядческого богослужения по дониконовскому уставу, в приходы направлялись православные священники, детей официально крестили, венчания признавались законными.

Однопрестольный храм во имя Успения Божией Матери был открыт на средства заводовладельцев Яковлевых по ходатайству трех крепостных крестьян-старообрядцев, перешедших в единоверие. Их звали Иван Карпов Байбородин, Семен Васильев Песков и Петр Родионов Круглов. Храм был освящен 12 августа 1839 г. Имя архитектора не сохранилось.

Здание было деревянное на каменном фундаменте, одноэтажное, с колокольней. Крыша была покрыта железом. В церкви было 12 окон. Изнутри стены были оштукатурены и не имели росписи, снаружи обшиты тесом. Колоколов (по сведениям на начало ХХ века) было 7: благовестный, полиелейный, вседневный и четыре зазвонных. Здание было обнесено деревянной оградой с красивыми воротами. Площадь усадебной земли в 1912 г. вместе с погостом составляла 3357 кв. саженей. Чертеж храма сохранился в Государственном архиве Свердловской области. Сохранилось и несколько фотоснимков Успенской церкви, сделанных в первой половине ХХ в.

Известны имена художников, расписавших иконостас. Это крепостные невьянские крестьяне двоюродные братья Иван Прохоров Чернобровин (*1806-18.05.1869, умер «от чахотки») и Матвей Ефимов Чернобровин (*1814-06.04.1844, умер «от горячки»). Они были известными на Урале иконописцами своего времени. Изначально старообрядцы часовенного согласия, Чернобровины в 1830-е г.г. перешли в единоверие. Интересно, что, будучи крепостными Невьянского завода, они обязаны были исполнять заводскую угольную повинность. Но, получая деньги за письмо икон, художники нанимали для этой работы вольных государственных крестьян, а сами занимались творчеством. За роспись иконостаса в Успенском храме, сделанную в течение 1838 г., Чернобровины получили вознаграждение по договору в размере 2 520 рублей. К Пасхе 1840 г. Матвей Ефимов написал для новой режевской церкви еще несколько дополнительных икон.

Первым священником храма был иерей Николай Васильев Попов, служителями – Маркел Родионов Круглов, Памфил Васильев Гуляев, Харлампий Лукин Чернеев. Позже служителем стал Фока Кодратов Пузанов. Это были крестьяне Режевского завода из числа активистов прихода. Священники менялись, а Маркел Круглов служил в храме несколько десятков лет. Метрические книги времен основания прихода совсем небольшие, составляют несколько страниц. Основная часть старообрядчества, по-хорошему консервативная, не спешила менять своих убеждений.

При открытии прихода в 1839 г. прихожан было всего 30 мужского пола и 35 женского пола. Фамилии прихожан храма в первые три года его существования – Байбородины, Кругловы, Адуевы, Новгородцовы, Ермаковы, Томины, Карташевы, Петелины, Пузановы, Сильвановы, Лабырины, Лунеговы, Булычевы, Таланкины, Чернышовы, Королевы, Карпенковы, Песковы, Ушаковы. Среди прихожан были и крестьяне Ирбитского завода Старченковы и Вдовины.

Видимо, у прихода не было больших средств, и он первоначально содержал лишь священника. Диаконы в церкви появляются позже. В 1845 г. – Андрей Колосов, в 1846 г. – Константин Гобов. Далее Андрей Колосов стал священником одной из единоверческих церквей Екатеринбурга. С 1864 г. в церкви был положен псаломщик. В 1867 г. заводоуправлением была выделена для причта земля площадью 99 десятин, но была она неплодородной и под пашню не годилась, поэтому доходов с нее священники не получали. По сведениям Уставной грамоты Режевского завода 1862 г. для причта имелся церковный дом на Пановской улице (ныне Кирова). В 1871 г. для священника был приобретен новый дом. Для псаломщика – в 1901 г. Дома были собственностью церкви. В разные годы священниками Режевской Успенской церкви были Дмитрий Федоров Панин, Стефан Спиридонов Хлебин, Дмитрий Александров Крутиховский, Николай Федоров Карпинский, Адриан Кельсиев Старцев и другие.

К сожалению, не у всех из них можно восстановить жизненный путь. Вот некоторые факты биографии одного из священников. Настоятель Успенской церкви конца ХIХ-начала ХХ столетий Адриан Кельсиев Старцев родился 25 августа 1860 г. в семье дьячка. Род Старцевых происходил из Мурзинской слободы, где при Сретенской церкви семья в совокупности прослужила более 100 лет. Служил там и Кельсий Павлинов Старцев, три сына которого Адриан, Павел и Стефан стали священниками. Адриан окончил в 1878 г. курс в Екатеринбургском духовном училище. Начал служить псаломщиком в Иоанно-Предтеченской церкви села Башкарского Верхотурского уезда. Затем служил в Сусанском заводе. Приехал в Режевской завод из Быньговского, где служил дьяконом. Был рукоположен в священника в 1892 г. В 1901 г. награжден набедренником, в 1907 г. суфьей за усердную службу. Его сын Василий Адрианов родился в 1885 г. во время службы отца в Сусанском заводе. Окончил курс Императорского Казанского университета. В 1918 г. был гласным (депутатом) Екатеринбургской городской Думы от партии меньшевиков. В 1938 г. жил в Иркутске, работал экономистом в Облпотребсоюзе. Арестован, обвинен по 58 статье и приговорен тройкой УНКВД Иркутской области к высшей мере наказания. Расстрелян 31 октября 1938 г. Трагичной была и судьба сестры Адриана Кельсиева Александры. Она окончила в 1887 г. Екатеринбургское епархиальное училище, служила учительницей в селе Мурзинка. В 1918 г. замучена белогвардейцами. Похоронена в братской могиле в центре г. Алапаевска.

Церковь оставила свой след в развитии образования в Режевском заводе. При храме в 1856 г. была открыта приходская школа для детей. Она располагалась в доме одного из прихожан. В конце ХIХ-начале ХХ веков, когда образование стало качественно другим и шагнуло за пороги крестьянских изб, священник единоверческого прихода Адриан Кельсиев Старцев в 1896 г. начал свое служение как законоучитель в Режевском мужском земском училище. С сентября 1902 г. он преподавал в Министерском двухклассном училище (ныне школа №1). Он же был членом Режевской комиссии Общества попечения о начальном образовании в г. Екатеринбурге и его уезде. В 1904 г. по постановлению училищного совета за усердное и успешное исполнение законоучительских обязанностей ему была выражена благодарность.

В 1900 г. церковь посещали уже 521 лицо мужского пола и 534 женского, в 1912 г. соответственно 564 и 562. Приход жил и развивался тщанием прихожан. В 1887 г. церковным старостой при Успенской единоверческой церкви был Балакин Иван Иванович. С 1908 г. эту должность занимал подрядчик Режевского завода, мой прадед, Ушаков Андрей Михайлович. В 1905 г. в состав церковно-приходского попечительства входили: председатель – священник Адриан Старцев; члены – диакон Николай Дягилев, Павел Старченков, Иван Байбородин, Андрей, Евсей, Стефан и Антон Ушаковы, Тимофей Голдобин, Афанасий Козасников, Илья Крякунов, Федор Лебедев, Никита Плохих, Тит, Платон и три тезки Ивана Пузановых, Александр, Павел и Петр Ермаковы, Петр Круглов, Павел Острокопытов, Александр, Павел и Петр Карташевы, Иван Бобылев, Моисей, Рафаил, Николай, Михаил и Ксенофонт Четверкины, Михаил, Григорий и Василий Чернышевы, Георгий и Семен Лабырины, Николай и Василий Плотниковы, Никифор, Маркел, Сергей, Петр и Иларион Морозовы, Михаил Песков, Петр Новгородцев, Евлампий Гомаков и Михаил Астраханцев.

После революции 1917 г. храм ещё служил прихожанам 18 лет. В архивном отделе Администрации Режевского городского округа имеются дела по закрытию этой церкви, сохранившие для нас имена активистов прихода. В 1921 г. священником был Михаил Хлопотов. Казначеем церкви был плотинный мастер Иван Григорьевич Байбородин, председателем церковного совета Николай Моисеевич Четверкин, секретарем Иван Рафаилович Четверкин, членами – Василий Порфирьевич Плотников, Иасаф Федорович Песков, Александр Моисеевич Четверкин, Петр Дементьевич Крякунов.

В 1927 г. священником был Александр Иванович Максимов, причетником Петр Демьянович Крякунов, сторожем Екатерина Григорьевна Пузанова. Церковным старостой был Степан Дмитриевич Пузанов, председателем церковного совета Михаил Никифорович Чернышев, членами совета – Павел Прокопьевич Пузанов, Иван Павлович Карташев, Михаил Иванович Макурин. Прихожан по списку числилось 124 человека.

В 1930 г. в документах церковь уже перестала быть единоверческой и называется православной патриаршей. К тому времени уже были ликвидированы некоторые приходы, поэтому список верующих насчитывал более 1000 человек. Они проживали в Режевском заводе, деревне Кочнево, хуторе Сухановском и селе Останино. Учредителями Успенского религиозного общества были в этот период Николай Феодулович Плотников, Николай Киселев, Макурина, Екатерина Игнатьевна Якимова, Степан Климентиевич Матвеев, Иван Дмитриевич Исаков. Священником служил в это тяжелое для православия время Геннадий Евгеньевич Беневоленский 1872 г. рождения. Известно, что он родился в селе Васильевское Ивановской области, окончил в 1888 г. Владимирское духовное училище. Разделив горькую судьбу многих русских церковнослужителей, он был позже репрессирован. В конце 1930 г. священником уже записан Петр Павлович Ладыжников. Он тоже был позднее репрессирован. Псаломщиком Успенского православного общества был Александр Иванович Кривоногов 1903 г.р.

В 1933 г. священником уже значится Илья Максимович Максимов 1881 г. рождения. Он жил в церковной сторожке. Видимо, это был последний священник храма. В 1929 г. он служил в Петропавловской церкви г. Первоуральска, осуждён коллегией ОГПУ по статье УК РСФСР: 58-10 к пяти годам лагерей. Но по какой-то причине ему тогда удалось избежать лагеря. Может быть, ненадолго. О его дальнейшей судьбе ничего не известно.

В 1935 г. здание церкви, прослужив немногим менее 100 лет единоверию, было изъято у верующих. В протоколах собраний трудящихся было отмечено, что «церковь пустует». Выполняя «наказ избирателей», ведущие собраний в трудовых коллективах призывали отдать здание молодежи для обучения военному делу и «культурного обслуживания». Здание стали называть «Дом обороны», так как в нем первоначально разместились ОСОАВИАХИМ и РОКК. В это время храм лишился всего церковного имущества, которое было немалым. Книга описи 1921 г. содержит сведения о том, что в церкви имелись серебряные оклады на иконах общей массой более пуда, восьмипудовое медное посеребренное паникадило и большое количество разнообразной утвари. Предметы оценивались лишь по весу, художественная значимость не учитывалась. Видимо, они пошли на переплавку. Уникальные чернобровинские иконы, рыночная стоимость каждой из которых сейчас измеряется порядком цен в несколько тысяч долларов, скорее всего, сгорели в печи.

Шли годы, место вокруг бывшей церкви менялось. В 1941 г. Продснаб никелевого завода построил поблизости от храма хлебопекарню, которая затем некоторое время служила чайной. Здание же самой церкви было складом продовольственных товаров. Справа возвели памятник К. Ворошилову. Слева, в непосредственной близости от церкви на берегу пруда, там, где теперь находится газораспределительный пункт, расположилась пивная «Голубой Дунай» сомнительной репутации. Эту деревянную постройку, покрашенную в соответствии с названием в синий цвет, помнят еще старые режевляне.

К началу 1960-х г.г. здание храма обветшало. Лишенное сначала куполов, затем колокольни, никем капитально не ремонтируемое десятки лет, оно представляло собою удручающее зрелище. Успенскую церковь разобрали. Бревна были раскатаны, и их использовали на дрова жители города. Таким образом, простоял храм более 120 лет. На месте церкви разбили сквер никельщиков, так как напротив за годы советской власти выросло новое предприятие – Режский никелевый завод. Завод же и взялся возвести новый Монумент боевой и трудовой славы режевлян, который был торжественно открыт в 1973 г. Но это уже совсем другая история.

Храма давно нет, но до наших дней сохранилось, хотя и в разрушенном состоянии, приходское кладбище Успенской единоверческой церкви, где упокоены несколько поколений старообрядцев и единоверцев Режевского завода. Оно располагается на левом берегу городского пруда в микрорайоне Машиностроителей. Кладбище было разграблено в годы советской власти. В годы войны там была устроена вышка для аэростата. Это стало молчаливым разрешением властей на разрушение захоронений. Красивейшие мраморные надгробия и кованые изгороди старообрядческих могил растаскивались для разных целей. Памятники использовались как фундаменты для строительства. Некоторые из могильных оградок долго можно было видеть в качестве палисадников возле частных домов. Часть мраморных надгробий была сброшена в пруд и находится там до сих пор.

Стараниями энтузиастов – потомков старообрядцев и носителей коренных режевских фамилий Сергея Борисовича Панова и Игоря Юрьевича Карташова кладбище сейчас постепенно приводится в порядок. В 2012 г. там был установлен и освящен металлический памятный крест, в 2015 г. – входной знак из мрамора с надписью «Свято-Троицкое Успенское старообрядческое кладбище Режевского завода 1800-06.01.1946». Память человеческая не подлежит сжиганию, осквернению и разрушению. И это замечательно.

Медведева Н.А. Из истории Успенского единоверческого храма Режевского завода // Православие на Урале: связь времён: материалы VII Межрегиональной научно-практической конференции / Уральское церковно-историческое общество. – Екатеринбург, 2018.; http://sukharev-y.ru/медведева-н-а-из-истории-успенского-ед/



Комментарии и обсуждение


На фотографиях (обеих) показан правый берег Режевского пруда, и видна деревянная единоверческая церковь, снесенная в 1960-е годы. Богоявленская церковь была на левом берегу пруда, как показано на карте.

20 марта 2020, artysta343.