ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Епифань. Епифанский Успенский скит-подворье.

Успенский скит-подворье на Федосьине городище


Епифань. Епифанский Успенский скит-подворье
Скит. Действует.  
Год основания:2003.
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Тульская область, Кимовский район, с/п Епифанское, п. Епифань, ул. Малая Донская, д. 3

Координаты: 53.827725, 38.547892





Епифанский Успенский скит-подворье, , Епифань, Кимовский район, Тульская область
Sonic_off
27 июля 2019
Епифанский Успенский скит-подворье, , Епифань, Кимовский район, Тульская область
Sonic_off
27 июля 2019
Епифанский Успенский скит-подворье, , Епифань, Кимовский район, Тульская область
Sonic_off
27 июля 2019
Епифанский Успенский скит-подворье, , Епифань, Кимовский район, Тульская область
Елена48
29 августа 2015
Епифанский Успенский скит-подворье, , Епифань, Кимовский район, Тульская область
Dmitry N.
9 июня 2019
Епифанский Успенский скит-подворье, Колодец и купель<br>, Епифань, Кимовский район, Тульская область
Колодец и купель
Dmitry N.
9 июня 2019
Епифанский Успенский скит-подворье, , Епифань, Кимовский район, Тульская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
28 августа 2022
Епифанский Успенский скит-подворье, , Епифань, Кимовский район, Тульская область
Алексей Федоров
14 сентября 2019



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  26 июня 2019

Холм, на котором стоит Успенский храм, издавна называется Федосьино городище. Одно из дошедших до нас преданий связывает это название с именем преподобного Феодосия Печерского – основателя Киево-Печерской лавры. Согласно легенде, малороссийский монах устроил на берегу Дона небольшую иноческую обитель и назвал ее по имени своего учителя и наставника. В другом, пожалуй, самом интересном предании о Епифани говорится о настоятеле «Свято-Успенского Феодосьева-на-Дону» монастыря игумене Епифании, который накануне Куликовской битвы отправил всех своих иноков в войско великого князя московского Дмитрия Ивановича, а сам, оставшись один в обители, молился о победе русского воинства в схватке с иноверцами Мамая. Когда пришли литовцы, старец сказал им, что ни московского войска, ни татарского здесь не было. Три дня игумен угощал воинов Ягайло. Когда же будущий польский король узнал о славной победе русских воинов и понял истинную причину гостеприимства и хлебосольства игумена, то «в неистовой ярости и бессильной злобе» приказал обезглавить старца. Это предание легло в основу одной из версий о происхождении названия местности, а потом и самого города.

Первое документальное упоминание об Успенском монастыре относится к 1628 году. В писцовых книгах сказано, что в 1609 году обитель на Федосьине городище была разграблена и разорена крымчаками. С тех пор монастырь долго пустовал и возродился только в 50-е годы XVII века, когда в нем поселился старец Дионисий Муромцов с братией. В вотчинном владении обители имелось 180 четей земли при селе Болохнино и деревне Заикино, расположенных в 25 верстах от Епифани. В 1670-1671 годах был образован Богородицкий уезд, к которому была отмежевана западная часть Епифанского уезда, в том числе вотчина Успенского монастыря. Вероятно, в конце XVII века на Федосьине городище была построена каменная церковь, которая в первой четверти XVIII века была значительно перестроена.

В 1721 году, оставшись без земельных и других угодий, Епифанская обитель была приписана к Паройской пустыни Тамбовской губернии. В 1763-1764 годах по указу Екатерины II, проводившей политику секуляризации церковных земель и сокращения числа иноческих обителей, была «учинена» опись Успенского монастыря «о церквах, о ризнице и прочем». В это время им управлял игумен Герасим, а братия состояла из трех иеромонахов и трех монахов. При богослужении им помогали четыре «бельца». По указу императрицы монастырь на Федосьине городище, не имеющий средств для существования и «по малочисленности братии», был упразднен, а церковь обращена в приходскую.

Приход храма Успения Пресвятой Богородицы образовывался постепенно. В 1829 году в нем числилось 56 дворов, в которых проживали 333 мужчины и 303 женщины. Половину из них составляли горожане: дворяне, приказнослужители, отставные солдаты, военные и мещане. Остальные прихожане, однодворцы и крепостные крестьяне жили в соседних слободах Кораблинской и Рождественской. Успенский приход был самым малочисленным и самым бедным в городе. Скудных доходов храма хватало лишь на покупку свеч, ладана и необходимой для богослужения церковной утвари. Помочь могли только прихожане. Наиболее состоятельные из них жертвовали на благоустройство и украшение церкви собственные деньги. В 1811 году на подаяния от богомольцев, «старанием и попечением» священника Иоанна Никитина, в Тихвинском приделе храма установили новый резной иконостас и отремонтировали ризницу. В 1835 году на средства надворной советницы Александры Ивановны Цвеленевой Успенская церковь была полностью оштукатурена снаружи и внутри, заново расписана по стенам и покрыта листовым железом. В 1850 году старанием прихожанки помещицы Любови Ивановны Хотяинцевой вокруг храма возвели каменную ограду.

Особую роль в жизни каждого прихода играл церковный староста. Во второй половине XIX века на эту должность прихожане Успенской церкви избирали местных купцов. Двадцать четыре года (1894-1918 гг.) старостой храма на Федосьине городище был Арсений Петрович Оводов. Все это время он добросовестно и усердно выполнял свои обязанности, постоянно заботился о благолепии церковном, успешно решал хозяйственно-экономические проблемы прихода, часто на свои собственные средства. На деньги, собранные «по приглашению» старосты, были отлиты и установлены на колокольне пять новых колоколов, куплены несколько икон с дорогими ризами в позолоченных киотах, которые украсили внутренность храма. Арсений Петрович делал солидные пожертвования лично от себя. Подаренная им икона Феодосия Черниговского, наряду с храмовыми образами Успения Пресвятой Богородицы и Тихвинской Божьей Матери, стала особенно почитаемой в Успенском приходе, а день открытия мощей святого (9 сентября), отмечался торжественным богослужением с всенощным бдением, ранней и поздней литургиями. В начале 1912 года, по ходатайству главы Тульской епархии архиепископа Парфения, Арсений Петрович Оводов был награжден Святейшим Правительствующим Синодом золотой медалью «За усердие» на Аннинской ленте для ношения на шее. В справке, представленной Епархиальным начальством, указывалось, что староста Успенского прихода за семнадцать лет службы в этой должности пожертвовал на церковные нужды более 2900 рублей, а также на собственные средства отапливал и освещал храм, покупая ежегодно дрова и от 2 до 3 пудов восковых свеч. В 1914 году  на деньги, завещанные тульским купцом Евгением Ивановичем Ветровым, под руководством Оводова был произведен наружный ремонт церкви. После революции Арсений Петрович был вынужден уехать из Епифани. Семья поселилась в Туле. Он умер в 1927 году и был похоронен на Епифанском кладбище, рядом с алтарем церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи.

Успенскую церковь закрыли в 1932 году. В бывшем храме хранили зерно. В годы Великой Отечественной войны под своды церкви перебрался местный краеведческий музей. По сведениям очевидцев, в его экспозициях было немало интересных и даже уникальных экспонатов. Здание церкви поддерживалось в надлежащем состоянии. Однако в 1956 году Епифанский район, просуществовавший как административно-территориальная единица около четырех столетий, был упразднен. Областное руководство посчитало, что для небольшого поселка музей слишком большая роскошь. В 1958 году он был закрыт. Храм запустел. В последующие два десятилетия местные вандалы сначала разобрали ограду, а затем – частично холодный храм и до фундамента – теплый. Так ценнейший архитектурный и духовно-культурный памятник превратился в развалины.

Несмотря на разорение и удручающий вид, храм по-прежнему привлекал внимание людей. К нему ехали паломники помолиться, шли экскурсанты полюбоваться с вершины холма Федосьина городища на бесконечные донские просторы, набрать воды из святого Успенского колодца. Но время неумолимо шло вперед, а дождь, снег и ветер делали свое дело, принося храму новые разрушения. Пожалуй, самые отъявленные оптимисты не верили в восстановление и возрождение Успенской церкви.

История воссоздания монашеской жизни здесь промыслительна. С 2002 года в эти края стал часто приезжать архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, викарий Московской епархии, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. И это не случайно: в период с 2002 по 2010 гг. храм преп. Сергия Радонежского на Красном Холме находился в совместном ведении музея и Троице-Сергиевой Лавры. И вот в один из мартовских дней в 2003 году после очередного посещения храма преп. Сергия Радонежского на Красном Холме архиепископ Сергиево-Посадский Феогност заехал в Епифань и спустился к Дону. Кстати сказать, март – знаменательный месяц в жизни владыки Феогноста: день Ангела у него 27 марта. Это день памяти свт. Феогноста, митр. Киевского и всея России (1353). В последний год жизни этого святителя юный отшельник Варфоломей, будущий преподобный Сергий, обратился к нему за благословением создать церковь в Радонежских лесах во имя Пресвятой Троицы. Митрополит Киевский Феогност принял его тепло, по-отечески, благословил на монашеский труд и дал просимое разрешение.

В марте 2002 года наместник Троице-Сергевой Лавры Феогност избран епископом Сергиево-Посадским, а через некоторое время в марте того же 2002 года за Божественной литургией в Москве он был хиротонисан во епископа Сергиево-Посадского – почти в день своего Ангела. Через год, опять в марте владыка Феогност осматривал обширнейшее Куликово поле, которое простирается до берегов Дона. Прекрасный вид открылся ему. Старинная Успенская церковь венчала холм Федосьина городища и словно парила над рекой. А вокруг был залитый весенним солнцем близкий сердцу среднерусский пейзаж – равнина Верхнего Дона, места, освященные молитвой преп. Сергия. Святой видел их, когда молился о победе на Куликовом поле и о спасении душ погибающих воинов. Многие ратники были похоронены на поле Куликовом. Тела убитых русских воинов свозили к тому месту, где над впадением Непрядвы в Дон открывался с кручи вид на родную сторону. Не может освященная молитвой земля быть местом запустения и разрухи. В тот день владыка Феогност принял решение: «Храм будет восстановлен!»

Вскоре после этого решения при восстанавливаемой церкви Успения Пресвятой Богородицы был создан Успенский женский скит, имеющий статус подворья Троице-Сергиевой лавры. К нему были приписаны монахини – духовные дочери старца, архимандрита Наума из Троице-Сергиевой Лавры. В мае из Сергиева Посада в Епифань приехала настоятельница будущего монастыря матушка Фекла. В июне прибыла первая бригада, которая начала реставрационно-восстановительные работы. Воссоздали алтарь храма, поставили иконостас с образами. 27 августа архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Наум освятил престол малым чином, а на следующий день вместе с братией отслужил праздничную литургию в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Сегодня Свято-Успенский женский скит живет своей обычной монашеской жизнью. Количественный состав обители сначала был такой же, как и 240 лет назад: четыре монахини, три инокини и четыре послушницы постоянно трудясь, молились за нас, грешных. Но постепенно монастырь пополнялся.  Так, спустя двести сорок лет, началось возрождение Свято-Успенской обители на Федосьине городище. Благодаря помощи московских и местных благотворителей реставрация церкви шла довольно быстрыми темпами. В 2004 году над отреставрированными сводами и куполами засияли золотом на солнце кресты. В 2006 году на восстановленную колокольню, увенчанную высоким позолоченным шпилем, водрузили колокола: большой – массой 1200 килограммов и шесть малых для звонницы, искусно отлитые воронежскими мастерами. Стены и своды теплого храма сооружались заново. К концу лета 2007 года строительство было завершено. 21 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, священник монастыря иеромонах Александр освятил престол Тихвинского придельного алтаря. В 2008 году вокруг церкви была возведена кованная железная ограда в каменных столбах, изготовленная мастерами кузнечного дела города Суворова. 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, был освящен главный, высотой в пять рядов, иконостас храма.

http://www.stsl.ru/about_lavra/all/svyato-uspenskiy-zhenskiy-skit-podvore-lavry/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.