ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сладчанка. Церковь Николая Чудотворца.


Сладчанка. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Не действует.  
Престолы:Николая Чудотворца, Покрова Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1867 и 1878.
Адрес:
Россия, Курганская область, Шатровский район, д. Сладчанка, ул. Садовая

Координаты: 56.221393, 64.693949
Проезд:Проезд по а/д Шадринск - Тюмень, на 67-ом км от Шадринска поворот в Сладчанку.



Церковь Николая Чудотворца, Вид с юго-востока<br>, Сладчанка, Шатровский район, Курганская область
Вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
3 апреля 2021
Церковь Николая Чудотворца, Вид с юго-запада<br>, Сладчанка, Шатровский район, Курганская область
Вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
3 апреля 2021
Церковь Николая Чудотворца, Южный фасад<br>, Сладчанка, Шатровский район, Курганская область
Южный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
3 апреля 2021
Церковь Николая Чудотворца, Вид с северо-востока<br>, Сладчанка, Шатровский район, Курганская область
Вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
3 апреля 2021
Церковь Николая Чудотворца, Восточный фасад<br>, Сладчанка, Шатровский район, Курганская область
Восточный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
3 апреля 2021
Церковь Николая Чудотворца, Внутренний объём разделён на множество комнат, на фото - ниша и остатки росписи в одной из них<br>, Сладчанка, Шатровский район, Курганская область
Внутренний объём разделён на множество комнат, на фото - ниша и остатки росписи в одной из них
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
3 апреля 2021
Церковь Николая Чудотворца, Внутренний объём разделён на множество комнат, на фото - печь в одной из них<br>, Сладчанка, Шатровский район, Курганская область
Внутренний объём разделён на множество комнат, на фото - печь в одной из них
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
3 апреля 2021
Церковь Николая Чудотворца, Остатки росписи в алтаре<br>, Сладчанка, Шатровский район, Курганская область
Остатки росписи в алтаре
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
3 апреля 2021
Церковь Николая Чудотворца, Остатки росписи в алтаре<br>, Сладчанка, Шатровский район, Курганская область
Остатки росписи в алтаре
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
3 апреля 2021
Церковь Николая Чудотворца, Старое фото из частного архива<br>, Сладчанка, Шатровский район, Курганская область
Старое фото из частного архива
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий Артамонов
 
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  14 марта 2019

Сладчанское село находится на границе Шадринского уезда с Ялуторовским Тобольской губ., от Екатеринбурга оно расположено в 270 в., а от Шадринска - в 70 на р. Исети, в долине почти совершенно безлесной. Климат умеренный и здоровый. Почва черноземная. По сохранившемуся народному преданию, лет более 150 тому назад местность, занимаемая приходом, была в высшей степени богата природными дарами: река была полна рыбой, по обеим сторонам реки на трехверстном расстоянии тянулись заливные, поемные луга, в изобилии доставлявшие сочное сено, а далее от реки по одной стороне тянулись чудные березовые леса, а по другой стоял – дремучий бор. В лесах было обилие всякой птицы, ягод и грибов. Говорят, что первым здешним насельникам так понравилась местность и первоначальное житье здесь, что они образовав небольшую деревеньку, назвали ее "Сладкой", увековечив таким названием свое первое впечатление, полученное ими при поселении. Времени образования Сладчанского прихода с точностью определить нельзя; основываясь же на клировой ведомости Сладчанской церкви за 1829 года и сведениях, помещенных в № 16 Тоб. губ. Ведомостей за 1858 год, можно предположить, что это было между 1754 и 1758 годами. Устное предание говорит, что приход Сладчанский выделился из Мехонскаго. В настоящее время в состав прихода входят: самое село и деревни: Спицина – 3 в., Черепанова – 6 в., Грачева – 3 в., в коих числится прихожан 1504 д. м. п. и 1559 д. ж. п., в том числе раскольников 28 душ об. пола. Население прихода русское, крестьянскаго сословия, по занятию – земледельческое. Для жителей д. Грачевой служит побочным заработком плетение "пестерей" (вроде корзин), дающее хороший доход.

В административном отношении Сладчанский приход до 1771 года состоял в ведении Рафаиловского (ныне Рафаиловское село Ялуторовскаго уезда) заказного духовных дел правления, а с сего года, когда эти учреждения из села переведены в города, Сладчанский приход перешел в ведение Курганского заказа, откуда в 1786 году переведен в ведение Шадринского Духовного Правления. О первом храме в с. Сладчанском сохранилось мало сведений. По клировой ведомости за 1829 г. видно, что храм сей был деревянный с отдельно устроенною деревянной же колокольней, а народное сказание добавляет, что храм сей был образован из деревянной четырехугольной часовни. Заложение храма было совершено 26 мая 1754 года; освящение же во имя Св. и Чудотв. Николая 7 мая 1758 года. В последующее время к сему храму с южной стороны пристроен таких же размеров придел и освящен, во имя Покрова Пресв. Богородицы, в мае 1782 г. Покровский храм был теплым, а Никольский – холодным. В 1830 году храм этот сгорел, при чем от пожара уцелела одна колокольня. В том же году указом Шадринского Духовного Правления от 29 Ноября за № 1578, по благословению Преосвященного Мелетия, Епископа Пермского и Екатеринбургского, прихожанам разрешено было взять упраздненную в селе Мехонском деревянную церковь и перевезти ее к себе в село Сладчанское.

В силу 4 п. Высочайше утвержденного доклада Св. Синода 7 февраля 1823 года, на устроение деревянной церкви требовалось разрешение Св. Синода, а потому прихожанам предписано было строением церкви не торопиться, а прежде представить на означенную церковь план и фасад. Однако жители Сладчанского прихода плана на церковь не представили, а отданную им церковь разобрали, перевезли к себе и сложили в костры, а затем стали ходатайствовать, чтобы от представления плана их совсем освободили по неимению у них способного для составления плана человека и разрешили бы поскорее устроить церковь, так как материал, сложенный в кострах, мог испортиться. Пермская Консистория, снисходя к бедности прихожан и уважая их христианское усердное желание, а равно, желая предохранить их от раскола, довольно сильного в смежных приходах, просьбу сладчанцев уважила, при чем в данном случае применила указ Св. Синода от 22 марта 1833 года, коим разрешено было построить в Верхне-Источинском заводе Верх. у. для предохранения жителей от раскола деревянную церковь под именем кладбищенской, а посему, разрешая сладчанцам поставить привезенную ими из Мехонской слободы церковь, Пермская Консистория в указе своем от 8 августа 1833 года за № 717-м дала знать прихожанам, что церковь сия будет именоваться кладбищенской Мехонской, а не сладчанской приходской, и при этом вменила им в обязанность позаботиться о построении каменного приходского храма.

В 1834 году храм был поставлен и 27 ноября было совершено освящение его придела в честь Покрова Пр. Богородицы. Иконостас для этого придела был взят из старой деревянной церкви села Бакланского. В том же году указом от 18 Октября, за № 4746, сладчанским прихожанам разрешено было купить и перенести для постановки во второй придел (холодный) старый иконостас из Маслянской старой деревянной церкви. Освящение этого придела во имя Св. и Чуд. Николая состоялось уже в 1837 году. Хотя сладчанским прихожанам и было вменено в обязанность построить каменный приходский храм, но они о сем долгое время не заботились, а посему более 30 лет в Сладчанском селе продолжала числиться Мехонская кладбищенская церковь. В 1867 году 9 мая наконец совершилось заложение каменного двухпрестольного приходского храма, а 2 июля 1872 года совершено освящение придела в честь Покрова Пр. Богородицы. С освящением придела в каменном храме, надобности в существовании деревянной церкви не стало, а посему с разрешения епархиального начальства она была пожертвована прихожанами в Ирюмское село Шадр. уезда. В 1878 году 7 мая было совершено освящение главного храма. Чтимых икон в храме три: икона Св. Николая Чудотворца, икона Божией Матери "Достойно есть", писанная и освященная на Афоне и приобретенная в молитвенную память о Государе Императоре Александре III и икона Всех Святых, писанная в Москве на память о чудесном спасении Августейшей семьи 17 октября 1888 года.

Часовен в приходе 5: одна – в селе, одна – в поле, в 1 в. от села и по одной в каждой из приходских деревень. Школ всего 3: в селе – земская, в дер. Спициной – церковно-приходская и в дер. Черепановой – школа грамоты. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика: последние двое помещаются в церковных домах.

Источник: "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии ". Екатеринбург, 1902



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.