ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Тверь. Церковь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина".


Тверь. Церковь иконы Божией Матери
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:"Неопалимая Купина" иконы Божией Матери, Нила Столобенского
Год постройки:1841.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Тверская область, г. Тверь, в конце ул. Кропоткина

Координаты: 56.86042, 35.93836



Церковь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", Церковь иконы Божией Матери Неопалимая Купина на Неопалимовском кладбище<br>, Тверь, Тверь, город, Тверская область
Церковь иконы Божией Матери Неопалимая Купина на Неопалимовском кладбище
Сергей Ковров
1 июня 1900



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей Ковров   18 июля 2018

Первые упоминания о большом кладбище в Затверечье, на восточной окраине города, относятся ко второй половине XVIII века, когда после страшного пожара 1763 года Тверь начала застраиваться по генеральному плану, высочайше утвержденному Императрицей Екатериной Великой. Именно в это время приходские кладбища, сильно пострадавшие вместе с храмами от огня, начинают переноситься за городскую черту.

В 1841 году на холме, с которого через поле и волжскую гладь открывался замечательный вид на центральную часть Твери, возводится каменная церковь с двумя престолами: главный – иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», правый – преподобного Нила Столобенского. Проект церкви предположительно можно связать с именем губернского архитектора Ивана Федоровича Львова. Это было исключительно лаконичное по своим объёмным и декоративным формам здание. Над его крещатым объёмом возвышались купол четверика и ярус колокольни. Такой церковь вошла в XX век.

В 1901 году здесь служили: священник Феодор Никанорович Рождественский 52-х лет, студент семинарии, диаконом с 1871 года, иереем с 1876 года, в 1895 году награжден наперсным крестом; диакон Василий Панов 57-ми лет, рукоположен в 1889 году.

История Неопалимовского кладбища неразрывно связана с жизненным подвигом тверских новомучеников, ведь церковь на его холме, простоявшая до Великой Отечественной войны, явилась последним местом служения архиепископа Фаддея (Успенского), протоиереев Илии Громогласова и Илии Бенеманского.

Когда 29 сентября 1936 года городские власти лишили владыку Фаддея регистрации и запретили служить, он все же продолжал совершать богослужения в двух последних сохранившихся у православных храмах в Заволжье (Успенской единоверческой церкви рядом с Волынским кладбищем на берегу Соминки и церкви в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»), добираясь туда через весь город пешком. Неопалимовскую церковь владыка любил особо, ведь она «среди бушующих волн злого моря житейского стала местом обетованным, раем земным. На холме, среди кладбища, отделенного от города полем и Волгой, была как скит», напоминая архиепископу родные места на Нижегородчине.

Архиепископ Фаддей (Успенский) был арестован 20 декабря и казнен 31 декабря 1937 года. Через два дня его тело на санях было перевезено по льду через Волгу из тюрьмы на Неопалимовское кладбище и предано там земле. Место погребения узнали две женщины, оставшиеся преданными святому и по его кончине. Весной 1938 года, после Пасхи, они вскрыли могилу и переложили останки священномученика в простой гроб. Одна из женщин вложила в руку владыке пасхальное яйцо. На могиле был поставлен крест, вскоре уничтоженный властями (восстановлен спустя полвека). 

Илья Михайлович Громогласов родился 19 июля 1869 года в селе Ермиши Темниковского уезда Тамбовской губернии в семье диакона. Выпускник Московской духовной академии и МГУ рукоположен в священнический сан Святейшим Патриархом Тихоном в феврале 1922 года. Через месяц был арестован и отправлен в ссылку в Казахстан, после которой с 1923 по 1925 годы был настоятелем храма Воскресения Христова в Кадашах, что в Замоскворечье. Вторично сослан в Сургут Тобольской области. По окончании ссылки ему было запрещено проживать в Москве. С 1928 года поселившись в Твери, служил в церкви иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Арестован по обвинению в участии «в контрреволюционной фашистско-монархической организации», возглавляемой владыкой Фаддеем, архиепископом Тверским. Протоиерей Илья Громогласов был расстрелян 4 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на Волынском кладбище.

Илья Ильич Бенеманский родился в 1883 году в Твери. Рукоположен в сан священника в 1908 году и направлен в 13-й гренадерский полк. Вместе с Волынским полком в 1916-1917 годах находился на фронте. Награжден золотым крестом на Георгиевской ленте «за христианское мужество, проявленное в смертельном бою». После крушения монархии и развала армии вернулся на родину и служил в храме святого Александра Невского при железнодорожной станции Тверь. В 1930-1933 годах был в заключении в Соловецком концлагере. Снова вернулся в родной город, где владыка Фаддей благословил его на служение в церкви иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Повторно арестован осенью 1937 года. Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу 29 декабря, до того как было составлено обвинительное заключение. Протоиерей Илья Бенеманский был казнен в тот же день, что и архиепископ Фаддей, — 31 декабря 1937 года. Место захоронения священника неизвестно.

Необходимо упомянуть и о том, что на Неопалимовском кладбище упокоились священники ближайших к нему церквей. Только несколько имен сохранилось в архивных документах: Сербский Арсений Васильевич, священник Екатерининской церкви (преставился 10 марта 1851 года); Михайловский Иоанн Федорович, священник Сергиевской церкви (преставился 14 ноября 1859 года в возрасте 43-х лет); Никольский Иоанн Стефанович, священник Сергиевской церкви (преставился в 1874 году). В конце 20-х годов прошлого века в церковной сторожке на Неопалимовском кладбище ютился Саблер Владимир Карлович, с 1905 года – член Государственного Совета, в 1911-1915 годах – обер-прокурор Священного Синода. С 1918 по 1925 годы он неоднократно арестовывался, в мае 1926 года был приговорен к ограничению проживания на 3 года и отправлен в Тверь. Владимир Карлович подрабатывал продажей газет, голодал. Тяжело заболел и умер 9 сентября 1929 года. Здесь же у Неопалимовской церкви был похоронен, скончавшийся 12 января 1937 года в больнице Института физических способов лечения (ныне – областная детская больница), поэт Аполлон Коринфский, являвшийся одной из заметных фигур в русской литературе Серебряного века. Творческое наследие этого мастера художественного слова до сегодняшнего дня практически не изучено и не переиздано. На прибитой к деревянному кресту металлической дощечке была надпись: «Поэт Аполлон Коринфский». И далее вместо эпитафии строки из его стихотворения «Родина»: «Храни, Господь, народные твердыни, живи вовек, родная мне страна!». Могила поэта, сохранявшаяся ещё в 1970-е годы, навсегда утрачена. Сегодня кладбище, которое действовало почти два столетия, пребывает в полном запустении. Территория зеленой зоны вокруг него непрерывно сужается, поскольку живописный берег Волги здесь динамично застраивается.

По благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора в 2015 году готовился к реализации проект создания храма-часовни священномученика Фаддея (Успенского). На месте, где 2 января 1938 года он был погребен, а 26 октября 1993 года обрели его святые мощи, планируется возвести деревянный сруб, который увенчают изящная главка с крестом. Осенью 2014 года инициативная группа тверичан очистила прилегающую территорию от мусора. Ранее на холме, где была церковь в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», силами неравнодушных горожан был установлен поклонный крест.

Собор Вознесения Господня, Сергей Николаевич Погорелов, координатор проекта

https://tvereparhia.ru/publikaczii/tverskie-drevnosti/11302-neopalimovskoe-kladbishche-iz-bylogo-v-gryadushchee



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.