ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Санкт-Петербург. Домовая церковь Константина и Елены в Константиновском дворце.


Санкт-Петербург. Домовая церковь Константина и Елены в Константиновском дворце
Домовая церковь. Не действует.  
Престолы:Константина и Елены
Год постройки:Между 1849 и 1851. В 1860 упразднён, в 1913 восстановлен, после революции вновь упразднён.
Архитектор:Х.Ф. Мейер, А.И. Штакеншнейдер
Адрес:
Россия, г. Санкт-Петербург, п. Стрельна, Березовая аллея, д. 3, Государственный комплекс "Дворец конгрессов"

Координаты: 59.85391, 30.059527
Проезд:от ст. метро "Кировский завод" автобусами №№-200, 210 или от ст. метро "Автово" трамваем №-36



Домовая церковь Константина и Елены в Константиновском дворце, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Петродворцовый район, г. Санкт-Петербург
Анатолий Вениаминов
25 сентября 2017



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Анатолий Вениаминов
 

Домовая церковь в Константиновском дворце, построенная в 1849-1851 годах на третьем этаже восточного флигеля, была освящена 22 июня 1851 года. Существовал небольшой домовый храм недолго, в 1860 году из-за недостатка во дворце жилых комнат его упразднили. После смерти великого князя Константина Николаевича в 1892 году Стрельнинское имение унаследовал его младший сын Дмитрий. В 1910-х годах он принял решение воссоздать церковь на прежнем месте. Новый храм был решен в псевдовизантийском стиле. С 1913 года в восстановленном храме проводились богослужения. В 1930-е годы во дворце разместилась школа-колония и на месте церкви устроили школьный клуб. Сейчас на месте бывшей домовой церкви находятся технологические помещения «Дворца конгрессов».


Анатолий Вениаминов
 

В конце XIX - начале XX вв. домовые храмы в Санкт-Петербурге численно преобладали: во многих государственных, воинских, учебных, благотворительных, лечебных учреждениях, а также дворцах и особняках находились свои церкви, которые обустраивались Придворным ведомством с разрешения Святейшего Синода. Некоторые из них имели долгую историю и были подлинными памятниками искусства: они создавались по проектам известных архитекторов и украшались работами признанных живописцев. С молитвы в домовой церкви начинались и ею заканчивались все важнейшие события в жизни Российской Империи, ее венценосных особ и их верноподданных. Царствование Николая I отличалось строго православным направлением. По воле императора, архитектор Константин Андреевич Тон (1794–1881) восстанавливает забытые традиции церковной архитектуры средневековой Руси и создает «русско-византийский стиль», наиболее созвучный национальным и православным чаяниям николаевской эпохи.

В 1838 г. Тон издал с высочайшего одобрения Николая Ι альбом образцовых проектов церквей, самым значительным из которых был храм Христа Спасителя в Москве. Кроме Тона, церковными постройками в этот период занимаются А. П. Брюллов и придворный зодчий А. И. Штакеншнейдер. В Большом Стрельнинском (Константиновском) дворце домовая церковь появилась в середине XIX века. Уже с 1837 года проводилась большая реконструкция Стрельнинского дворцово-паркового ансамбля по проекту и под руководством архитектора Департамента уделов академика Христиана Филипповича Мейера. Владелец усадьбы великий князь Константин Николаевич пожелал иметь в Стрельнинском дворце домовую церковь не случайно: получив в семье отца, императора Николая I, истинно православное воспитание, великий князь придерживался всех церковных установлений и неукоснительно выполнял свои христианские обязанности. 22 октября 1847 г. министр Императорского Двора П. М. Волконский направляет предписание Департаменту Уделов: «Препровождая при сем представление от архитектора Мейера планы Стрельнинского дворца, для переделки в нем дворцовой церкви и комнат, согласно отметкам, сделанным на планах и на постройку новой каменной конюшни. Предлагаю Департаменту уделов представить сметы на производство работ по дворцу и по постройке конюшен вместе с проектом указа об отпуске нужной суммы. В сметы должна быть включена и издержка на замену новой мебели». Ровно через месяц, 22 ноября 1847 г., Мейер предоставляет Департаменту уделов смету на строительство домовой церкви.

В феврале 1848 г. Мейер предоставляет проект церковного зала с ризницей и пономарской, согласно которому две последние комнаты были соединены с алтарной частью храма, а также с лестницей, предназначавшейся для церковных служителей. В смете Мейера была предусмотрена выломка стен и обтеска торцов в залах, где планировалось разместить церковь. Храм занял место во флигеле восточного крыла дворца, причем лестницу, существовавшую здесь ранее, Мейер предложил продлить до третьего этажа. Однако в 1849 г. Мейер скоропостижно скончался, поэтому в Стрельну был приглашен А. И. Штакеншнейдер — мастер по реконструкциям и новым отделкам интерьеров дворцов. Этот русский архитектор, один из основоположников романтического историзма в русском зодчестве, выделялся среди зодчих своего поколения огромной фантазией, эрудицией, мастерством и большим трудолюбием. Штакеншнейдер продолжает работы, начатые Мейером; именно Штакеншнейдер достроил и отделал в восточном крыле дворца большую парадную лестницу в 46 каменных ступеней, по которой чуть позже обитатели дворца поднимались в домовый храм. Стены лестницы были расписаны в тягах различными колерами, а роспись потолка имитировала лепные украшения. Интерьер церкви декорировался с особым изяществом и фантазией; для отделки использовали искусственный мрамор, ценные породы дерева, золоченую лепку, живопись. Главным украшением храма стал уникальный резной иконостас в «русском стиле», проект которого разработал К. А. Тон. Проект иконостаса был высочайше утвержден самим государем. Устройство иконостаса и написание для него образóв упомянуто уже в смете Мейера (см. выше): он выделил на его устройство 2000 рублей, а на написание икон для алтарной преграды — 4000 рублей. Все иконы были написаны к маю 1849 года. В марте 1850 года иконостас был вчерне изготовлен. Его привезли в Стрельну и здесь приступили к его золочению и чистовой отделке, которая была завершена в мае 1851 года. К этому же времени была полностью закончена вся отделка церковного интерьера и устроены два клироса. Согласно описи 1851 года, стены церковного зала были окрашены клеевой краской, на них — шесть жирандолей, ложный свод церкви расписан в тягах, а в углах находились изображения святых евангелистов, созданные живописцем К. Полем.

Церковь была небольшая, но пышно украшенная. К освящению церкви во дворец была доставлена необходимая богослужебная утварь. Было решено освятить храм летом 1851 года к приезду великого князя Константина Николаевича. Это мероприятие было высочайше поручено духовнику царской семьи протопресвитеру Василию Бажанову, известному церковному деятелю и богослову, ставшему впоследствии придворным протопресвитером. 22 июня 1851 года, в десять часов утра, в присутствии духовных лиц и хора певчих, церковь было освящена в честь Святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены. Теперь на молящихся с храмового образа смотрел лик царя Константина, названного во всемирной истории Великим. Регулярные богослужения в домовой церкви Большого Стрельнинского дворца начались в 1850-х гг. Одно время в причт Константиновской церкви входил известный церковный композитор протоиерей Петр Турчанинов, многие произведения которого до сих пор принадлежат к числу любимых и часто исполняемых церковными хорами. Существовал домовый храм недолго. По желанию хозяев, уже в 1857 году архитектор А. И. Угрюмов, работавший во дворце на реконструкции Розовой гостиной, составил проект по переделке домовой церкви. Семья великого князя Константина Николаевича увеличивалась, и через три года, в 1860 году, из-за недостатка во дворце жилых комнат, храм упразднили. Бывший церковных зал был разделен перегородками, и вместо него появились четыре новые кавалерские и адъютантские комнаты. Утварь Константиновского храма передали в придворную Преображененскую церковь, находившуюся на территории Стрельнинской усадьбы. Уникальный иконостас временно поместили в домовую церковь греческого посольства в Санкт-Петербурге, которая, вероятно, совпадала по размерам с домовым храмом Стрельнинского дворца. Через некоторое время иконостас был перевезен в Варшаву, в домовую церковь Королевского замка — резиденции великого князя Константина Николаевича, являвшегося тогда наместником российского императора в Царстве Польском. Резной позолоченный иконостас в русском стиле, по всей видимости, был утрачен во время фашистской оккупации Польши.

Прошло полвека. После смерти великого князя Константина Николаевича в 1892 году, Стрельнинское имение унаследовал его младший сын Дмитрий. Он появился на свет здесь в покоях Константиновского дворца, и ему же суждено было стать последним владельцем этого великокняжеского гнезда. Новый хозяин продолжает улучшать состояние дворца, здесь проводятся ремонты, для чего приглашаются известные, хорошо зарекомендовавшие себя фирмы. Великий князь Дмитрий Константинович был человеком глубоко верующим, поэтому в 1910-х годах он принял решение воссоздать домовую церковь. Новому храму предстояло появиться на месте прежнего и воспроизвести его размеры. Для работы над интерьером были приглашены архитектор Н. Н. Веревкин и гражданский инженер С. Н. Смирнов, вместе трудившиеся в 1911 году на строительстве церкви Христа Спасителя «Спас-на-Водах», взорванного в 1932 году. По проекту Н. Н. Веревкина храм был переделан в стиле византийской базилики. Была приглашена фирма братьев «Аксерио», которая работала в Санкт-Петербурге, Москве и даже в Берлине. Согласно смете от 11 июля 1912 года, предлагалось выполнить малярные работы, оштукатурить стены белым цементом и отделать их искусственным мрамором и мозаикой и т. д. За качество ремонта в домовой церкви отвечал инженер С. Н. Смирнов.

Новый храм был решен в псевдовизантийском стиле. Стены и колонны были облицованы красным стюком (искусственным мрамором), арки расписаны золотыми кругами и крестами. Все росписи в храме, включая алтарную часть и плафон, выполнил художник М. М. Адамович. Зал обогревался керамическими печами. Для нового храма создали новый небольшой иконостас из дуба и написали новые иконы. Появилась новая великолепная утварь XIX века из золоченого серебра. В церкви хранилось также собрание фамильных икон, однако судьба их после революции неизвестна. Окна храма украшали великолепные витражи. Крышу восточного флигеля увенчала звонница в виде арки. Там появились колокола, отлитые в Ярославле. До сих пор остается невыясненным, в честь кого был освятили престол нового храма, но вероятнее всего, храм был посвящен небесному покровителю хозяина усадьбы, великого князя Дмитрия Константиновича, — Святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому, подвижнику Земли Русской, жившему во второй половине XVII —начале ХVIII века. Согласно другим сведениям, престол храма был посвящен Св. благов. вел. князю Александру Невскому. С 1913 года в восстановленном храме проводятся богослужения. В эти годы Стрельна, как и на протяжении предшествующих десятилетий, притягивает к себе многих великих людей России, носителей высокой духовности. Но всего через несколько лет ураган революции уничтожит красоту и покой этого уединенного островка любви, творчества и отдохновения души… Судьба храма в послереволюционные годы печальна.

В 1930-е годы во дворце разместилась 1-я Стрельнинская школа-колония, и на месте церкви, на третьем этаже восточного флигеля, устроили школьный клуб. О том, что когда-то здесь возносились молитвы, свидетельствовал лишь живописный крест, в первые годы еще сохранявшийся в алтарной части бывшего храма. Судьба множества святынь, хранившихся в храме, до сих пор не известна. В годы Великой Отечественной войны дворец и храм в годы значительно пострадали, но окончательно интерьер домовой церкви был утрачен после приказа Сталина о размещении в здании Константиновского дворца Ленинградского Арктического училища. В результате послевоенной реконструкции почти полностью дворцовая планировка был практически полностью уничтожена, а на месте домовой церкви появилось несколько аудиторий. В 2001–2003 гг. дворец был реконструкцирован в соответствии с его новым статусом Государственного комплекса «Дворец конгрессов». Теперь на месте бывшей домовой церкви на третьем этаже восточного флигеля находятся технологические помещения. В настоящее время восстановление домового храма Константиновского дворца не предполагается.

О.С. Смирнова, Г.Н. Ерегина http://pandia.ru/text/78/361/467.php



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.