Церковь Троицы, более стройная, главенствует в комплексе. Ее двусветный двухосевой четверик с полуглавиями завершен купольной кровлей и увенчан цилиндрическим барабаном с миниатюрной главкой на тонкой шейке. Нижняя часть четверика со всех сторон обстроена: с востока к ней примыкает полуциркульная апсида, а с боков — приделы, объединенные с просторной трапезной. С запада композицию замыкает квадратная в плане трехъярусная колокольня, увенчанная четырехгранным барабаном со шпилем, поднятым на гуськовой кровле.
Основными элементами фасадного декора являются гладкие пилястры (на флангах сдвоенные и чуть отступающие от углов четверика и трапезной, а в простенках окон одинарные), несложные карнизы и рамочные наличники прямоугольных окон, усложненные лежачими надоконными нишами. В полуглавиях четверика помещены круглые филенки, а на восточном фасаде под филенкой — прямоугольный киот. Все ярусы колокольни прорезаны арками и декорированы двухпилястровыми портиками (углы объемов выпущены), несущими антаблемент и фронтоны (треугольные в нижних ярусах и фигурные, с круглым проемом резонатора — в верхнем).
Четверик храма перекрыт восьмилотковым сводом с очень узкими диагональными гранями и сглаженными ребрами. В шелыге свода — световое кольцо барабана главы. Широкие арки соединяют четверик с апсидой, перекрытой коробовым сводом с конхой, трапезной, крестовый свод которой утрачен, и боковыми приделами, завершенными коробовыми сводами, замыкающимися лотками у западной стены здания; в нижнем ярусе колокольни восьмилотковый свод. Вход на лестницу, ведущую к звону, находится снаружи на западной стене трапезной, правее колокольни.
Покрывающая стены масляная живопись в блеклых холодных тонах выполнена в нач. 20 в. в традициях позднего академизма. В лотках свода написаны Евангелисты, на южной стене между окон — «Преображение», на западной — «Сошествие Св. Духа на апостолов» (композиция на северной стене не читается), над боковыми арками — полоса орнамента и символы веры; в конхе алтаря «Отечество», а между окон — «Моление о чаше» и «Воскресение»; на южной стене придела — «Сретение». Трехъярусный пятичиновой иконостас, серый с позолоченными деталями, сохранивший архитектурную основу, типичен для времени эклектики.
http://svodokn.ru/object/101510374?open=true
Летняя церковь Троицы имеет приделы Феодосия Тотемского и Казанской иконы Богоматери.
В период с 1902 по 1904 годы на средства купца Ефима Васильева храм перестроили, в частности, сделали толще стены, под новыми полами устроили калориферное отопление, переложили алтарь и устроили новый иконостас. Внутренние стены церкви покрыты масляной живописью, выполненной в начале 20-го столетия.
http://tochka-na-karte.ru/Goroda-i-Gosudarstva/12907-Olesh.html