ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Измаил. Церковь Димитрия Солунского.

Димитриевская церковь


Измаил. Церковь Димитрия Солунского
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Димитрия Солунского, Георгия Победоносца
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:1816.
Год утраты:1951 (взорвана)
Адрес:
Украина, Одесская область, Измаильский район, г. Измаил, Александровская ул.

Координаты: 45.337543, 28.83386



Церковь Димитрия Солунского, Частная коллекция. Фото 1910-х годов<br>, Измаил, Измаильский район, Украина, Одесская область
Частная коллекция. Фото 1910-х годов
Михаил Мещанинов
1 января 1910



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Михаил Мещанинов  9 июля 2017

Церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского в городе Тучкове (в 1812-1856 гг. так назывался Измаил) была построена в 1816 г. усердием мещанина Цветка Милчева и прихожан. За год до освящения у этой церкви уже насчитывалось 2460 прихожан. При новостроящем Свято-Димитриевском храме священниками были Иоан Иванов (50 лет) — из молдаван и Димитрий Соломонов (59 лет) — из болгар.

Соборный храм находился по Дунайскому проспекту напротив городской управы, на том месте ныне устроен Октябрьский сквер и установлен поклонный крест. Однокупольная церковь в стиле позднего классицизма была построена из кирпича на каменном фундаменте, покрыта гонтою (дранкой, деревянными дощечками), и при ней — колокольня на двух деревянных столбах. Изначально в церкви был один престол во имя великомученика Димитрия. По штату 1816 года соборному храму было положены два священника, один дьякон и два пономаря. Дома у священно- и церковнослужителей в 1832 г. были собственные — камышовые и покрытые камышом. Три деревянные лавки, принадлежавшие церкви, сдавались внаём, доход от них составлял 470 рублей в год. Половина дохода от обработки виноградного сада, которая на тот момент составляла 30 рублей в год, шла на нужды храма. Содержание священнослужителей от прихода было «посредственное», а в иные годы — даже «скудное», то есть недостаточное, бедное. Прихожане церкви Святого Димитрия состояли из купцов, мещан и переселенцев — всего 275 дворов: 1098 мужчин и 1027 женщин.

Здание церкви, и особенно её колокольня, перестраивались и ремонтировались не единожды. Так, в 1831 г. пришедшую в ветхость колокольню перестроили наподобие прежней, но на четырёх дубовых столбах. В 1839 г. церковь была также перестроена по новому плану и фасаду тщанием бывшего старосты, купца Анастасия Сандула, за счёт капитала, оставленного для этого измаильским купцом Анастолакием Хаджи-Дукою. В 1869 г. усердием бывшего старосты, измаильского купца Димитрия Николаева, была завершена постройка отдельной колокольни на каменном фундаменте и соединена со зданием храма Святого Димитрия посредством церкви, устроенной на хорах. Его же старанием вся внутренность церкви была расписана водяными, а в некоторых местах — масляными красками. Кроме главного престола во имя святого великомученика Димитрия был устроен второй — на хорах, во имя вятого великомученика Георгия Победоносца. Престол произошёл от старой церкви Св. Георгия, построенной в Измаиле господарем Валахии К. Брынковяну (1688-1714) и разрушенной позже турками. Возможно, речь идёт о подземной церкви на территории крепости, местоположение которой показывали даже в 1912 г. Румынская православная церковь причислила в 1992 г. господаря Константина Брынковяну к лику святых. Но ещё раньше по этой причине церкви святого Димитрия был присвоен статус памятника истории. Однако, по сведениям за 1886 г., в приходе значительно уменьшилось число прихожан: осталось всего 87 дворов, то есть около 700 человек.

В 1917 г. к сей церкви была приписана Свято-Вознесенская церковь, что на малом городском кладбище. В то же время в приходе храма святого Димитрия находились учебные заведения: восьмиклассная женская гимназия, шестиклассное городское училище, четырёхклассное женское городское училище, седьмое городское приходское училище и две церковно-приходские школы, которые периодически не функционировали, так как здания были временно задействованы под военные лазареты.

Дома для священника, церковнослужителей, а также для настоятеля и одного псаломщика были построены в 1903 г. на церковной усадебной земле тщанием бывшего церковного старосты Пантелеймона Клементьева. Эта недвижимость являлась собственностью церкви. Из других зданий церкви принадлежали кирпичная лавка, крытая железом, глинобитный жилой дом, крытый черепицей, здание церковноприходской школы при Вознесенской кладбищенской церкви.

В документе, переведённом с румынского языка, сказано, что очередной ремонт церкви Святого Димитрия был произведён в 1935-1936 гг., когда было всего 700 прихожан — русских, румын и болгар. «Стоимость работ составила 300 000 лей. Но в результате землетрясения в ночь с 9 на 10 ноября 1940 г. пострадали внутренняя роспись, штукатурка и наружные стены. Крыша была пробита в нескольких местах осколками вражеских бомб». 31 мая 1942 г. Приходской Совет решил в течение лета радикально отремонтировать святой храм, чтобы избежать более серьёзных разрушений. Приведём некоторые выдержки из обращения священника этой церкви от 9 июня 1942 г.: «Церковь находится в центре города напротив примарии и имеет историческое значение, поскольку связана с именем мученика князя Брынковяну. Поэтому её нужно сохранять как значительное украшение города». Церковь имела 2 га земли, которая обрабатывалась собственными силами, но во время разлива Дуная церковные угодья бывали затоплены. «Румынский купец Апостолаки Хаджи-Дука подарил этой церкви здания, в которых находились три магазина, приносившие ежегодно доход в сумме 60 тысяч лей, но они были разрушены иудео-коммунистами. Приход церкви состоит в основном из неимущих и малоимущих людей (интеллигенция была выслана большевиками), церковь не сумеет обойтись своими силами при ремонте», — считал священник.

Не будем уточнять, каким образом в очередной раз была отремонтирована измаильская церковь Святого великомученика Димитрия. Обратим внимание читателя на то, что в 1946 году при обследовании памятников архитектуры города Измаила экспедицией комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР для внесения их в список местного значения Димитриевская церковь находилась в хорошем состоянии и была передана общине верующих. Авторитетная экспедиция под руководством старшего научного сотрудника Московского архитектурного института доцента Молчанова сделала заключение, что «Димитриевская церковь самостоятельной архитектурно-художественной ценности не имеет, но является существенным элементом в архитектурном ансамбле города и проспекта Суворова».

В 1917 г. настоятелем Димитриевского храма был протоиерей Константин Стефанович Михул (56 лет), сын молдавского священника. В 1885 г. он был награждён набедренником, в 1897 г. — Библией Святейшим Синодом. Кроме этих и других наград, у протоиерея Константина Михула имелись: Серебряная медаль, высочайше утверждённая 14 января 1906 г. за выдающееся участие в деятельности Красного Креста во время Японской войны 1904–1905 гг., а также Серебряная медаль в память исполнявшегося 25-летия со времени восстановления церковно-приходских школ. 20 марта 1889 г. протоиерею Константину была выражена благодарность Московского императорского археологического общества за сообщение ему сведений по археологии. Но Димитриевскую церковь не смогли спасти ни её именитые настоятели, ни уникальная история храма.
Как уже отмечалось, её здание было снято с регистрации и в середине 1949 г. передано горсовету под разборку. Но под разборку были также переданы здания Вознесенской церкви, которая сохранилась до нашего времени, и Николаевской, судя по публикации С. Стрепетовой, разрушенной значительно позже.

Однако беда Димитриевской церкви заключалась в её местонахождении и колокольном звоне, который «мешал» сотрудникам Измаильского обкома партии, расположенном в здании напротив церкви, и более всего первому секретарю генерал-майору А.Ф. Фёдорову (1901–1989), назначенному в 1950 г. на партийную работу в Измаил. Поэтому в начале января 1951 г. по распоряжению исполкома Измаильского областного совета депутатов трудящихся комиссия в составе председателя — начальника областного отдела по делам архитектуры Г. Стоянова и членов комиссии: главного архитектора Измаила Б. Ткаченко, архитектора инженерного отдела Дунайской флотилии П. Сивоконь, главного инженера облкоммунхоза Староверцева, начальника облинспекции Госархстройконтроля инженера Г. Пивоварова и др. произвела осмотр технического состояния здания бывшей Димитриевской церкви по пр. Суворова, используемого в то время уже под склад бумаги.
При отдельном осмотре всех конструктивных элементов здания комиссия установила, что под ним и проходили катакомбы, что фундаменты дали осадку, что на стенах здания появились сквозные трещины и даже то, что 23-метровая колокольня оторвалась от основного здания и получила отклонение от вертикали до 18 см. Ещё много чего было написано в этом акте, в том числе о нецелесообразности колоссальных затрат по восстановлению малоценного и аварийного здания церкви. Вынесенный приговор гласил: «Здание бывшей Димитриевской церкви немедленно разобрать».

По рассказам очевидцев, «аварийное» здание церкви разрушить с помощью канатов и военной техники из Болграда не смогли. Тогда применили партизанские методы: взрывали ночью, а утром прихожане и просто жители города стояли на коленях вокруг взорванного храма и плакали. Да, эти взрослые люди плакали от несправедливости, от беззащитности и от неверия в светлое будущее, которое им обещали. По рассказам, могила протоиерея Симеона Топалова была разрушена, нетленные останки осквернены.

Поклонный крест, установленный в 1997 г. на месте разрушенной церкви святого великомученика Димитрия, был освящён в день открытия памятника основателю города Измаила генерал-лейтенанту С.А. Тучкову. Это было памятное торжество с высоким представительством и обилием цветов. Но только автор этих строк свой скромный букет возложила к поклонному кресту. …Простите нас, не ведающих своих корней и не сохранивших историю своей малой родины!

Раиса Шишкина, исследователь истории Придунавья

Источник: http://www.izmail.es/article/13008/ ; http://www.izmail.es/article/13117/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.