20 января 1751 г. протопоп Андрей Васильев, служащий в Обдорске (Салехард) написал долгожданный рапорт, что «церковь по надлежащему чиноположению генваря перваго дня сего 1751 году освящена». 1 января 2011 года православной церкви в Салехарде исполнилось 260 лет со дня основания. Но если сейчас спросить любого салехардца, о какой именно церкви идет речь, практически все ответят, разговор идет о храме святых Петра и Павла. На самом деле этот храм был построен много позже, а вот до него в Обдорске (ныне Салехард) была церковь, выстроенная на высоком мысу вдающимся в р. Полуй. Именно на этом месте с середины XX в. стоял Речной вокзал, а сейчас размещается так называемый «Обдорский острог».
Долгое время была принята официальная точка, что в Обдорске уже в самом начале XVII в. действовала церковь. Естественно, в литературе упоминается это знаменательное событие. Вот что пишет И.С. Шемановский в своем «Хронологическом обзоре достопамятных событий в Березовском крае Тобольской губернии (1032-1910 гг.)»: «Обдорским князем Василием построена в Обдорске деревянная церковь во имя св. Василия Кесарии Каппадокийския, при чем духовенство для отправления в ней Богослужения, вероятно изредка наезжало из г. Березова».
Шемановский указывает дату – 1602 г. Впрочем, встречаются и другие даты. Например, в XIX в. историк Сибири Абрамов утверждал, первая церковь была основана еще раньше, после того как «обдорский остяцкий князь Василий, по принятии святого крещения в Москве, возвратившись в свое жилище, в 1600 году построил в Обдорске церковь во имя св. Василия Великого». Но уже в других исследованиях он писал, что церковь была поставлена лишь в 1745 г.
С первыми датами можно было бы согласиться, если бы не несколько важных моментов, которые ставят их под сомнение. На эти нюансы обратили внимание современные историки, когда проводили свои непредвзятые исследования. Дело в том, что до сих пор все уверены, Обдорск был основан в 1595 г., и казаки сразу же приступили к строительству укреплений, жилья, в том числе – церкви. Но как показывают новейшие исследования истории этого села, постоянное жилье русские здесь стали строить не ранее тридцатых-сороковых годов XVII в.
Некоторые исследователи ссылаются на общее правило русских, которое гласило: «Где зимовье ясачное, там и крест, или впоследствии часовня; где водворение крепостное, там церковь и пушка: ибо среди значительных отрядов, по благословению Тобольских первосвященников, обыкновенно путешествовал священнослужитель со святыней. А где город, там правление воеводское, снаряд огнестрельный и монастырь, кроме церкви». Поэтому сейчас создается стойкое впечатление, что во всех новых сибирских городах сразу строились православные храмы, монастыри или церкви и часовни. Но так ли было на самом деле? Откуда у них взялась эта уверенность?
Можно смело предположить, в Москве не всегда владели достоверной информацией. А подданные, оказавшись наедине с суровой действительностью, иногда отступали от правил, все равно проконтролировать их никто не мог, а для успокоения дьяков из приказных изб, кое-какую информацию могли и не распространять. Так что от царских указов до их претворения в жизнь мог лежать большой и тернистый путь, занимающий немало времени. А историкам, спустя многие десятилетия и даже столетия, приходится исходить только из доступных им документов. Свидетелей-то не осталось.
Напомним, изначально Обдорск был центром сбора ясака – налог пушниной с местных народов. В начале XVII в., когда возникла Мангазея, он стал еще таможенным пунктом. Но все равно, люди сюда приезжали лишь на несколько месяцев зимой и летом. В межсезонье здесь делать было нечего. Но если предположить, что мизерное постоянное население стало здесь обживаться, то это были таможенники, сборщики ясака, казачьи команды, вынужденные время от времени гасить вспышки недовольства аборигенов. Без сомнения, культовое сооружение им было необходимо, но церковь без священника дело немыслимое, ведь даже в более обжитом и населенном юге Тобольской губернии, многие храмы в то время были закрыты из-за отсутствия церковнослужителей и прихожан.
Дело сдвинулось после того, как в 1742 г. в Тобольске принял крещение обдорский остяцкий князь Василий Мурзин Тайшин. Но прошло еще немало времени, прежде чем приступили к строительству. Долгожданный указ вышел 12 августа 1746 г.: «…велено в Обдорской волости, где князец Василий Тайшин жительство имеет, заложить церковь деревянную во имя святаго Василия Великого…». Как следует из дальнейшей переписки, строительство началось до этого указа, еще 1 августа, «святая церковь за помощи Божей мною нижайше заложена и строитца с поспешанием».
Для того чтобы заработала любая церковь, мало построить стены и крышу, необходимо внутреннее наполнение. Для богослужения требовались иконы, колокола, различная утварь, одеяния для священников, книги и т.д. Здесь возникла большая проблема, все это было трудно купить. Недостающие предметы культа пришлось искать по всем городам Сибири, обращались даже в Москву. Впрочем, в деловой переписке церковь неоднократно объявлялась построенной. Она грозила превратиться в своеобразный средневековый долгострой. Но все когда-нибудь заканчивается. 20 января 1751 года протопоп Андрей Васильев написал долгожданный рапорт, что церковь по надлежащему чиноположению генваря перваго дня сего 1751 году освящена».
Минуло восемнадцать лет, и начальство узнало о проблемах этой заполярной церкви. В некоторых документах указывалось, что церковь была построена из круглого кедрового леса, но есть некоторые обстоятельства вызывающие сомнения. Сейчас точно известно, церковь строили из так называемого барочного леса, то есть из барж. Перегонять их против течения было делом невыгодным, а со строительным лесом в Обдорске было плохо, потому баржи здесь разбирали на доски, и строили дома и амбары. Так что можно смело предположить, что часть церкви была возведена именно из такого строительного материала. Во всяком случае, сохранился указ, где казакам велелось: «по приплаве … оную барку изломать». Кстати, в Салехарде сохранилось несколько зданий и сараев построенных до революции именно из барочного леса. Там хорошо видно, что стены сложены из прямоугольных бревен, практически из толстых досок.
Были другие причины, почему этот храм так быстро обветшал. Кроме этого в нем было холодно, стены и потолок промерзали, а во время богослужений, согревшийся от дыхания многочисленных прихожан воздух становился сырым, промерзшая одежда тоже добавляла сырости. Как писали встревоженные прихожане и церковнослужители, со стен и потолка «капель бывает на жертвенник и престол, почему с нуждою служба отправляется… от оной же мокроты святые образа портятся». 14 июля 1813 г. вышел указ о постройке новой церкви, на этот раз «во имя первоверховных апостолов Петра и Павла с приделами Угоднику Николаю Чудотворцу и Василию Великому». На этот раз она «созидалась на средства обдорского прихода и частные пожертвования». Но стройка началась лишь через четыре года. Строили ее также не спеша, освятив лишь 25 июня 1823 года. Обошлось новое здание в 5 тыс. руб. А вообще, за всю свою многолетнюю историю «этот храм перестраивался три, достовернее же два раза».
И вот наступил 1899 г., ставший для этой церкви воистину переломным. 17 мая Святейший Синод издал указ, в силу которого она передавалась в полное ведение обдорской миссии, а прихожанам доставался новый каменный храм Петра и Павла. Именно после этого указа бедная миссионерская церковь, практически не имевшая своих финансовых поступлений, стала быстро поправлять свое положение. И настолько успешно, то уже в начале XX в. отцы-миссионеры смогли приступить к постройке новой церкви. К этому времени она уже давненько потеряла свой презентабельный вид. Как писал священнослужитель Петр Попов: «Удивительным должно казаться то, что церковь эта, построенная всего только 45 лет, в 1825 г., при самых тщательных заботах об упрочении и поддержании ее так обветшала, что грозит опасностью падения, хотя она выстроена из превосходного кедрового лесу». К тому же она стала тесной, все больше и больше кочевников приходило сюда, чтоб поклониться православным иконам, поставить свечку. Поэтому одного ремонта, хоть и капитального, было явно недостаточно. Время и обстоятельства требовали нового здания.
Начиная с апреля, все лето и осень 1903 г. на Обдорском холме стучали топоры, слышались голоса рабочих, все торопились, благо нескончаемый полярный день позволял работать хоть целыми сутками, ведь до наступления зимних холодов требовалось хотя бы вчерне закончить новую миссионерскую церковь. На этот раз долгостроя удалось избежать, судя по всему, подготовка началась заблаговременно. Неоценимую финансовую и организационную помощь оказал березовский купец и церковный староста Василий Абрамович Оленев, во многом именно благодаря его усилиям церковь была выстроена в срок и «благоукрашена». Кстати, сейчас мало кто знает, что при ее проектировании принимал участие немецкий профессиональный архитектор, Готлиб Цинке. В это время он возводил каменный храм в селе, когда к нему за помощью и советом обратились миссионеры. По поручению Тобольской духовной консистории он составил проект и смету. Наверное поэтому, здание простояло целый век.
8 ноября 1903 г. во вновь отстроенной церкви началось богослужение. И это несмотря на то, что строилась на собственные средства и добровольные пожертвования. Обошелся этот храм миссии уже в 16 тыс. руб. Новая церковь верой и правдой служила отцам-миссионерам вплоть до революции 1917 г. После того как православная вера оказалась пережитком и новые власти предали ее анафеме, встал вопрос, что делать с этим строением. Решение нашли быстро, там разместили типографию газеты «Красный Север», а позже, после пожара, в 1957 г., там построили Речной вокзал.
Трудно сказать, оказались ли на этот раз стены Васильевской церкви более прочными, но как бы там ни было, здание простояло до зимы 2004 г., пока его не снесли, в настоящее время на этом месте расположен «Обдорский острог», один из экскурсионных объектов г. Салехарда.
http://togeo.ru/main/salehard/istoriya-messionerskoy-cerkvi.html