ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Салехард. Церковь Василия Великого (старая).

Миссионерская церковь


Салехард. Церковь Василия Великого (старая)
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Василия Великого
Год постройки:1903.
Год утраты:приблизительно 1956 (сгорела)
Адрес:
Россия, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Республики, 1

Координаты: 66.522191, 66.588596 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.

Проезд:в районе старого речного порта, на месте деревянного речного вокзала. В 2006 году на этом месте открыт историко-архитектурный комплекс "Обдорский острог"



Сортировка:

Церковь Василия Великого (старая), Последние годы жизни Васильевской церкви, в здании храма размещена типография газеты «Красный Север», 1954 г.<br>, Салехард, Салехард, город, Ямало-Ненецкий автономный округ
Последние годы жизни Васильевской церкви, в здании храма размещена типография газеты «Красный Север», 1954 г.
Елена Григорьева
1 июня 1954
Церковь Василия Великого (старая), В здании церкви типография газеты «Красный Север»(нен. «Няръяна Нэрм»)». Рабочие изображают львов, 1950-е г.г.<br>, Салехард, Салехард, город, Ямало-Ненецкий автономный округ
В здании церкви типография газеты «Красный Север»(нен. «Няръяна Нэрм»)». Рабочие изображают львов, 1950-е г.г.
Елена Григорьева
1 июня 1953
Церковь Василия Великого (старая), Церковное здание используется не по назначению - в нём располагается типография газеты "Красный Север". Такое положение дел сохранялось вплоть до утраты церкви (типографии) в пожаре 1956 г. <br>, Салехард, Салехард, город, Ямало-Ненецкий автономный округ
Церковное здание используется не по назначению - в нём располагается типография газеты "Красный Север". Такое положение дел сохранялось вплоть до утраты церкви (типографии) в пожаре 1956 г.
Елена Григорьева
1 июня 1950
Церковь Василия Великого (старая), Ранее существовавшая церковь. Фото с сайта http://old.drahelas.ru<br>, Салехард, Салехард, город, Ямало-Ненецкий автономный округ
Ранее существовавшая церковь. Фото с сайта http://old.drahelas.ru
Андрей Агафонов
1 января 1930
Церковь Василия Великого (старая), Обезглавленная церковь Василия Великого. Закрыта в 1929 г. После закрытия до середины 1950-х г.г. в церковном здании размещалась типография газеты «Красный Север». Утрачена в пожаре в 1956 г. В подписи фото допущена неточность - на месте храма в 1957 г. построено здание речного вокзала. Фото 1930 г.<br>, Салехард, Салехард, город, Ямало-Ненецкий автономный округ
Обезглавленная церковь Василия Великого. Закрыта в 1929 г. После закрытия до середины 1950-х г.г. в церковном здании размещалась типография газеты «Красный Север». Утрачена в пожаре в 1956 г. В подписи фото допущена неточность - на месте храма в 1957 г. построено здание речного вокзала. Фото 1930 г.
Елена Григорьева
1 января 1930
Церковь Василия Великого (старая), Васильевская церковь в Обдорске. Митинг, посвященный 10-й годовщине Октября, 7 ноября 1927 г. <br>, Салехард, Салехард, город, Ямало-Ненецкий автономный округ
Васильевская церковь в Обдорске. Митинг, посвященный 10-й годовщине Октября, 7 ноября 1927 г.
Елена Григорьева
7 ноября 1927
Церковь Василия Великого (старая), Обдорский холм и церковь Василия Великого, вид с реки Полуй, 1926 г.<br>, Салехард, Салехард, город, Ямало-Ненецкий автономный округ
Обдорский холм и церковь Василия Великого, вид с реки Полуй, 1926 г.
Елена Григорьева
1 января 1926
Церковь Василия Великого (старая), Церковь Василия Великого. 1925 год. Вид со стороны деревообрабатывающего комбината<br>, Салехард, Салехард, город, Ямало-Ненецкий автономный округ
Церковь Василия Великого. 1925 год. Вид со стороны деревообрабатывающего комбината
Елена Григорьева
1 января 1925
Церковь Василия Великого (старая), Церковь Василия Великого. 1925-1930 г.г., вид c реки Полуй<br>, Салехард, Салехард, город, Ямало-Ненецкий автономный округ
Церковь Василия Великого. 1925-1930 г.г., вид c реки Полуй
Елена Григорьева
1 января 1925
Церковь Василия Великого (старая), 1909 г.<br>, Салехард, Салехард, город, Ямало-Ненецкий автономный округ
1909 г.
Елена Григорьева
1 июня 1909
Церковь Василия Великого (старая), Ранее существовавшая церковь. Фото с сайта http://old.drahelas.ru<br>, Салехард, Салехард, город, Ямало-Ненецкий автономный округ
Ранее существовавшая церковь. Фото с сайта http://old.drahelas.ru
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Василия Великого (старая), Ранее существовавшая церковь. Фото с сайта http://old.drahelas.ru<br>, Салехард, Салехард, город, Ямало-Ненецкий автономный округ
Ранее существовавшая церковь. Фото с сайта http://old.drahelas.ru
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Василия Великого (старая), Церковь Василия Великого (первая) в центре фото, по левому краю фотографии - собор Петра и Павла, вид с реки Полуй. Снимок сделан во время Сибирской этнографической экспедиции Уно Тави Сирелиуса,  1898-1900 г.г.<br>, Салехард, Салехард, город, Ямало-Ненецкий автономный округ
Церковь Василия Великого (первая) в центре фото, по левому краю фотографии - собор Петра и Павла, вид с реки Полуй. Снимок сделан во время Сибирской этнографической экспедиции Уно Тави Сирелиуса, 1898-1900 г.г.
Елена Григорьева
1 июля 1898
Церковь Василия Великого (старая), Первая деревянная церковь Василия Великого. Фото конца XIX в. из фондов МВК им. И.С. Шемановского<br>, Салехард, Салехард, город, Ямало-Ненецкий автономный округ
Первая деревянная церковь Василия Великого. Фото конца XIX в. из фондов МВК им. И.С. Шемановского
Елена Григорьева
1 июня 1890
Церковь Василия Великого (старая), Фото конца XIX века из фондов МВК им. И.С. Шемановского, 1890 г. 
<br>, Салехард, Салехард, город, Ямало-Ненецкий автономный округ
Фото конца XIX века из фондов МВК им. И.С. Шемановского, 1890 г.
Елена Григорьева
1 июня 1890
Церковь Василия Великого (старая), Ранее существовавшая церковь. Рис. из журнала "Нива".<br>, Салехард, Салехард, город, Ямало-Ненецкий автономный округ
Ранее существовавшая церковь. Рис. из журнала "Нива".
Андрей Агафонов
1 января 1880
Церковь Василия Великого (старая), Дореволюционное фото из фондов Объединенного музея писателей Урала. Автор Константин Дмитриевич Носилов<br>, Салехард, Салехард, город, Ямало-Ненецкий автономный округ
Дореволюционное фото из фондов Объединенного музея писателей Урала. Автор Константин Дмитриевич Носилов
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Воронов Юрий Викторович
 
Воронов Юрий ВикторовичАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 октября 2016

Обдорский острог был заложен казаками на высоком правом берегу реки Полуй при впадении в неё реки Шайтанки в 1595 году. Тогда здесь, по всей вероятности, была построена первая острожная церковь. Первые письменные свидетельства о постройки в селе деревянного храма Василия Великого с приделом Николая Мирликийского относятся к 1747 г. Освящён храм был в 1751 г. В 1817-1823 гг. взамен прежнего храма была построена новая деревянная Петропавловская церковь с приделами Василия Великого и Николая Мирликийского. В 1895 году, с постройкой каменного храма, деревянную церковь, стоящую на месте острога, переосвятили в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". В 1903-1904 гг. храм был капитально перестроен. Церковь составляла приход крещённым хантам. Разобран храм после 1930 г.

В 2006-2007 гг. в создаваемом музее "Обдорский острог" была построена церковь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". Храм является хорошим примером стилизации построек русского деревянного зодчества XVII-XVIII вв.


Острог был заложен в 1593 году казаками Березовского воеводы Никиты Траханиотова, достигшими низовий реки Полуй, недалеко от ее слияния с Обью. В задачи Обдорской крепости также входил контроль за передвижением товаров на пути в крупнейший по тем временам центр ярмарочной торговли за Полярным кругом – легендарную Мангазею. Крепость представляла собой небольшой четырехугольник, огороженный стоячим тыном, с двумя смотровыми и двумя проезжими башнями. Внутри нее располагался типичный для подобных острогов набор административных и жилых построек, а также Васильевская церковь, срубленная в 1602 году.

Во второй половине XVIII века Обдорская крепость начинает утрачивать свое военно-оборонительное значение. По указу Екатерины II были вывезены пушки, а в 1799 году находящийся в ней военный гарнизон был расформирован. Застава была преобразована в центр Обдорской волости Березовского уезда Тобольской губернии – село Обдорск. В 1807 году стены и башни деревянного острога по распоряжению Тобольского губернатора А.М. Корнилова были снесены "за ветхостью".

Острог был реконструирован в 2006 году, в настоящее время открыт для посещения. Является местом проведения городских, окружных и фольклорных мероприятий. Острог выполнен в духе древней крепости и построен по старинной технологии - без единого гвоздя. С 2015 года на территории Обдорского Острога организована церковная община Сибирского войскового казачьего общества.

http://salehard-34.cerkov.ru/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  10 октября 2017

20 января 1751 г. протопоп Андрей Васильев, служащий в Обдорске (Салехард) написал долгожданный рапорт, что «церковь по надлежащему чиноположению генваря перваго дня сего 1751 году освящена». 1 января 2011 года православной церкви в Салехарде исполнилось 260 лет со дня основания. Но если сейчас спросить любого салехардца, о какой именно церкви идет речь, практически все ответят, разговор идет о храме святых Петра и Павла. На самом деле этот храм был построен много позже, а вот до него в Обдорске (ныне Салехард) была церковь, выстроенная на высоком мысу вдающимся в р. Полуй. Именно на этом месте с середины XX в. стоял Речной вокзал, а сейчас размещается так называемый «Обдорский острог».

Долгое время была принята официальная точка, что в Обдорске уже в самом начале XVII в. действовала церковь. Естественно, в литературе упоминается это знаменательное событие. Вот что пишет И.С. Шемановский в своем «Хронологическом обзоре достопамятных событий в Березовском крае Тобольской губернии (1032-1910 гг.)»: «Обдорским князем Василием построена в Обдорске деревянная церковь во имя св. Василия Кесарии Каппадокийския, при чем духовенство для отправления в ней Богослужения, вероятно изредка наезжало из г. Березова».

Шемановский указывает дату – 1602 г. Впрочем, встречаются и другие даты. Например, в XIX в. историк Сибири Абрамов утверждал, первая церковь была основана еще раньше, после того как «обдорский остяцкий князь Василий, по принятии святого крещения в Москве, возвратившись в свое жилище, в 1600 году построил в Обдорске церковь во имя св. Василия Великого». Но уже в других исследованиях он писал, что церковь была поставлена лишь в 1745 г.

С первыми датами можно было бы согласиться, если бы не несколько важных моментов, которые ставят их под сомнение. На эти нюансы обратили внимание современные историки, когда проводили свои непредвзятые исследования. Дело в том, что до сих пор все уверены, Обдорск был основан в 1595 г., и казаки сразу же приступили к строительству укреплений, жилья, в том числе – церкви. Но как показывают новейшие исследования истории этого села, постоянное жилье русские здесь стали строить не ранее тридцатых-сороковых годов XVII в.

Некоторые исследователи ссылаются на общее правило русских, которое гласило: «Где зимовье ясачное, там и крест, или впоследствии часовня; где водворение крепостное, там церковь и пушка: ибо среди значительных отрядов, по благословению Тобольских первосвященников, обыкновенно путешествовал священнослужитель со святыней. А где город, там правление воеводское, снаряд огнестрельный и монастырь, кроме церкви». Поэтому сейчас создается стойкое впечатление, что во всех новых сибирских городах сразу строились православные храмы, монастыри или церкви и часовни. Но так ли было на самом деле? Откуда у них взялась эта уверенность?

Можно смело предположить, в Москве не всегда владели достоверной информацией. А подданные, оказавшись наедине с суровой действительностью, иногда отступали от правил, все равно проконтролировать их никто не мог, а для успокоения дьяков из приказных изб, кое-какую информацию могли и не распространять. Так что от царских указов до их претворения в жизнь мог лежать большой и тернистый путь, занимающий немало времени. А историкам, спустя многие десятилетия и даже столетия, приходится исходить только из доступных им документов. Свидетелей-то не осталось.

Напомним, изначально Обдорск был центром сбора ясака – налог пушниной с местных народов. В начале XVII в., когда возникла Мангазея, он стал еще таможенным пунктом. Но все равно, люди сюда приезжали лишь на несколько месяцев зимой и летом. В межсезонье здесь делать было нечего. Но если предположить, что мизерное постоянное население стало здесь обживаться, то это были таможенники, сборщики ясака, казачьи команды, вынужденные время от времени гасить вспышки недовольства аборигенов. Без сомнения, культовое сооружение им было необходимо, но церковь без священника дело немыслимое, ведь даже в более обжитом и населенном юге Тобольской губернии, многие храмы в то время были закрыты из-за отсутствия церковнослужителей и прихожан.

Дело сдвинулось после того, как в 1742 г. в Тобольске принял крещение обдорский остяцкий князь Василий Мурзин Тайшин. Но прошло еще немало времени, прежде чем приступили к строительству. Долгожданный указ вышел 12 августа 1746 г.: «…велено в Обдорской волости, где князец Василий Тайшин жительство имеет, заложить церковь деревянную во имя святаго Василия Великого…». Как следует из дальнейшей переписки, строительство началось до этого указа, еще 1 августа, «святая церковь за помощи Божей мною нижайше заложена и строитца с поспешанием».

Для того чтобы заработала любая церковь, мало построить стены и крышу, необходимо внутреннее наполнение. Для богослужения требовались иконы, колокола, различная утварь, одеяния для священников, книги и т.д. Здесь возникла большая проблема, все это было трудно купить. Недостающие предметы культа пришлось искать по всем городам Сибири, обращались даже в Москву. Впрочем, в деловой переписке церковь неоднократно объявлялась построенной. Она грозила превратиться в своеобразный средневековый долгострой. Но все когда-нибудь заканчивается. 20 января 1751 года протопоп Андрей Васильев написал долгожданный рапорт, что церковь по надлежащему чиноположению генваря перваго дня сего 1751 году освящена».

Минуло восемнадцать лет, и начальство узнало о проблемах этой заполярной церкви. В некоторых документах указывалось, что церковь была построена из круглого кедрового леса, но есть некоторые обстоятельства вызывающие сомнения. Сейчас точно известно, церковь строили из так называемого барочного леса, то есть из барж. Перегонять их против течения было делом невыгодным, а со строительным лесом в Обдорске было плохо, потому баржи здесь разбирали на доски, и строили дома и амбары. Так что можно смело предположить, что часть церкви была возведена именно из такого строительного материала. Во всяком случае, сохранился указ, где казакам велелось: «по приплаве … оную барку изломать». Кстати, в Салехарде сохранилось несколько зданий и сараев построенных до революции именно из барочного леса. Там хорошо видно, что стены сложены из прямоугольных бревен, практически из толстых досок.

Были другие причины, почему этот храм так быстро обветшал. Кроме этого в нем было холодно, стены и потолок промерзали, а во время богослужений, согревшийся от дыхания многочисленных прихожан воздух становился сырым, промерзшая одежда тоже добавляла сырости. Как писали встревоженные прихожане и церковнослужители, со стен и потолка «капель бывает на жертвенник и престол, почему с нуждою служба отправляется… от оной же мокроты святые образа портятся». 14 июля 1813 г. вышел указ о постройке новой церкви, на этот раз «во имя первоверховных апостолов Петра и Павла с приделами Угоднику Николаю Чудотворцу и Василию Великому». На этот раз она «созидалась на средства обдорского прихода и частные пожертвования». Но стройка началась лишь через четыре года. Строили ее также не спеша, освятив лишь 25 июня 1823 года. Обошлось новое здание в 5 тыс. руб. А вообще, за всю свою многолетнюю историю «этот храм перестраивался три, достовернее же два раза».

И вот наступил 1899 г., ставший для этой церкви воистину переломным. 17 мая Святейший Синод издал указ, в силу которого она передавалась в полное ведение обдорской миссии, а прихожанам доставался новый каменный храм Петра и Павла. Именно после этого указа бедная миссионерская церковь, практически не имевшая своих финансовых поступлений, стала быстро поправлять свое положение. И настолько успешно, то уже в начале XX в. отцы-миссионеры смогли приступить к постройке новой церкви. К этому времени она уже давненько потеряла свой презентабельный вид. Как писал священнослужитель Петр Попов: «Удивительным должно казаться то, что церковь эта, построенная всего только 45 лет, в 1825 г., при самых тщательных заботах об упрочении и поддержании ее так обветшала, что грозит опасностью падения, хотя она выстроена из превосходного кедрового лесу». К тому же она стала тесной, все больше и больше кочевников приходило сюда, чтоб поклониться православным иконам, поставить свечку. Поэтому одного ремонта, хоть и капитального, было явно недостаточно. Время и обстоятельства требовали нового здания.

Начиная с апреля, все лето и осень 1903 г. на Обдорском холме стучали топоры, слышались голоса рабочих, все торопились, благо нескончаемый полярный день позволял работать хоть целыми сутками, ведь до наступления зимних холодов требовалось хотя бы вчерне закончить новую миссионерскую церковь. На этот раз долгостроя удалось избежать, судя по всему, подготовка началась заблаговременно. Неоценимую финансовую и организационную помощь оказал березовский купец и церковный староста Василий Абрамович Оленев, во многом именно благодаря его усилиям церковь была выстроена в срок и «благоукрашена». Кстати, сейчас мало кто знает, что при ее проектировании принимал участие немецкий профессиональный архитектор, Готлиб Цинке. В это время он возводил каменный храм в селе, когда к нему за помощью и советом обратились миссионеры. По поручению Тобольской духовной консистории он составил проект и смету. Наверное поэтому, здание простояло целый век.

8 ноября 1903 г. во вновь отстроенной церкви началось богослужение. И это несмотря на то, что строилась на собственные средства и добровольные пожертвования. Обошелся этот храм миссии уже в 16 тыс. руб. Новая церковь верой и правдой служила отцам-миссионерам вплоть до революции 1917 г. После того как православная вера оказалась пережитком и новые власти предали ее анафеме, встал вопрос, что делать с этим строением. Решение нашли быстро, там разместили типографию газеты «Красный Север», а позже, после пожара, в 1957 г., там построили Речной вокзал.

Трудно сказать, оказались ли на этот раз стены Васильевской церкви более прочными, но как бы там ни было, здание простояло до зимы 2004 г., пока его не снесли, в настоящее время на этом месте расположен «Обдорский острог», один из экскурсионных объектов г. Салехарда.

http://togeo.ru/main/salehard/istoriya-messionerskoy-cerkvi.html


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  19 октября 2017

История церковного строительства в Обдорске началась с Указа Березовского духовного правления священнику обдорской Васильевской церкви Ф. Кузнецову о заложении деревянной церкви во имя Василия Великого: «По силе присланной от преосвященнаго Антонии митрополита Тобольскаго и Сибирскаго грамоты велено в Обдорской волости, где князец Василий Тайшин жительство имеет, заложить церковь деревянную во имя святаго Василия Великаго. Того ради тебе, священнику Кузнецову, во оном августе месяце во оной Обдорской волости заложить церковь деревянную во имя святаго Василия Великаго, а по заложении той церкви репортовать в заказных дел некоснительно, а к построенной той церкви плотников приказать и в том имеет наблюдательство закащик протопоп Гавриил Максимов. Августа 12 дня 1746 года.

Закладка церкви была осуществлена в августе 1746 г., на строительство церкви выделялось 100 рублей, а закончено строительство было к осени 1749 г. Очевидно, тогда же был назначен и полный состав причта. В 1749 г. кроме священника Ф. Кузнецова в документах упоминаются дьячок Лукьян Дьячков и пономарь Иван Бешкильцов.

Несмотря на то, что здание церкви было готово, освящение ее затягивалось. Очень много времени ушло на изготовление и закупку всех необходимых принадлежностей. Так, в 1750 г. в Обдорск еще не были отосланы сосуды: ковчег, дароносица, лжицы, потир и другие богослужебные предметы, без чего полноценное богослужение не было возможно. Речь шла и о покупке и отправке в отстроенный храм в Обдорске церковных колоколов «велено требуемые к помянутой церкви три колокола (в том числе) один в два пуда, другой — в пуд, третий в полпуда прислать…». «А в Невьянскую, покойного действительного статского советника Акинфия Демидова, завоцкую контору послан ещё Ея императорскаго величества вторичный указ. Велено означенные три колокола зделать как наискорее возможно и по зделании прислать сюда в немедленном времени по настоящей цене». В довольно короткий срок храм был построен и в январе 1751 г. освящен. Вот как об этом сообщает протопоп Андрей Васильев преосвященному Сильвестру, митрополиту Тобольскому и Сибирскому. «И по оной Вашего преосвященства благословенной грамоте упомянутая в Обдорске городке церковь во имя святаго Василия Великаго врученным мне святым антиминсом по надлежащему чиноположению января первого дня сего 1751 году освящена».

Простояла первая церковь около 70 лет. Здание оказалось довольно обширным для сурового северного климата, но в первоначальном виде оно просуществовало 30 лет. Лишь в августе 1779 г. причт с прихожанами обратились с прошением к преосвященному с просьбой о перестройке церкви. Они жаловались, что «церковь построена весьма велика, что по здешнему климату в зиму за великими морозами и за скудостью дров нагревать не можно, отчего те стены и потолок так промерзают, что во время собрания людей, от духа согревшись, со стен течь, а с потолка капель бывает на жертвенник и престол, почему с нуждою служба отправляется». Для утепления помещения придел во имя Николая Чудотворца было решено оборудовать внутри трапезной. После перестройки храм простоял еще более сорока лет, до 1823 г., когда было закончено строительство трехпрестольной Петропавловской церкви с приделами во имя Василия Великого и Николая Чудотворца. Осенью 1823 года архипастырь предписал престол старого храма сжечь, здание разобрать, лес употребить на церковное строение и отопление нового храма.

Новому храму была уготована долгая жизнь. Претерпев несколько ремонтов, в конце 90-х гг. XIX в., в связи с возведением нового каменного храма, старый был переосвящен во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радости» и передан в полное распоряжение Обдорской миссии.

http://yamal-obr.ru/articles/obdorsk-pravoslavnyjj/


Анна Окунева
 
Анна Окунева  1 августа 2022

К началу 1890-х гг. епархиальному и гражданскому начальству стало очевидно, что организация миссионерского дела на Тобольском Севере находится в неудовлетворительном состоянии. Поэтому в течение нескольких следующих лет состав миссий был обновлен. Прежний настоятель Сергей Милавский был уволен за свое скептическое отношение к «перспективе обращения в христианство инородцев». Однако это не решило проблему.

В 1893 г. во время инспекционной поездки по Березовскому краю губернатор Н.М.Богданович обратил внимание на Обдорскую миссию, которая находилась, по его мнению, «в печальном состоянии». В миссионерской школе не обучался ни один ненец или ханты, «инородцы не высказывают ни малейшего желания отдавать детей своих в школы». В качестве мер, которые должны были изменить ситуацию, губернатором предлагается открытие интерната для инородческих детей, формирование женской обители «из сестер Кондинской общины 2—3 групп для разъездов по юртам и кочевьям инородцев с проповедью Евангелия и передачи в их руки миссионерской Обдорской школы». В «отношении» от 19 февраля 1893 г. губернатор обратился к архипастырю Иустину (Полянскому) с предложением обсудить этот вопрос на собрании миссионерского отдела Братства св. вмч. Дмитрия Солунского.

В дальнейшем новое устройство Обдорской миссии стало предметом рассмотрения на заседаниях епархиального комитета Миссионерского общества и епархиального Братства св. вмч. Дмитрия Солунского. В марте 1894 г. просьба была переадресована настоятельнице Иоанно-Введенского женского монастыря игуменье Миропии. Уже через несколько дней был получен следующий ответ: «Желающие посвятить себя на это апостольское дело имеются... тружениц на это поприще монастырь может дать 15. Начальницей и руководительницей сестер, имеющих быть посланными в Обдорск, может быть назначена временно монахиня Анна, наместница Кондинской общины, как опытная и знакомая с бытом инородцев... Материальных же средств для осуществления предположения г. начальника губернии монастырь совершенно не имеет».

Тобольское епархиальное братство подготовило проект реорганизации миссии. После рассмотрения и одобрения его архиереем, документ был отправлен на утверждение в Священный синод. В проекте доказывалась необходимость привлечь к миссионерской деятельности среди инородцев сестер монахинь Кондинской общины Березовского округа.

Приют был открыт в феврале 1899 г. С 1900 г. он размещался в отдельном специально построенном здании. Однако по неизвестным нам причинам, возможно, из-за финансовых трудностей, формирование общины затянулось. Маленькие дети, оказавшись в непривычных условиях, часто болели. Произошло даже несколько «смертных случаев». Поэтому уже с 1903 г. прием воспитанников был приостановлен. После чего вновь был поднят вопрос о необходимости привлечения женщин для присмотра и ухода за малолетними воспитанниками. Решение проблемы формирования миссионерской женской общины в Обдорске стало реальным после поездки Антония (Коржавина) зимой 1906 г. Епископ окончательно убедился в том, что «мужчина не может свободно „миссионерствовать“ между новокрещенными девицами, вдовами и замужними женщинами успешнее, чем женщина». Инокини могли бы «стать во главе призрения и духовного воспитания инородческих детей севера», заменяя новокрещенным девочкам матерей, создать все условия для формирования в Обдорске женской монашеской общины, ухаживать за больными, роженицами, учительствовать и многое другое.

Настоятель Обдорской миссии игумен Иринарх (Шемановский) посетил Вировский Спасский первоклассный женский монастырь Холмской епархии с целью приглашения инокинь основать в Обдорске женскую монашескую общину. Приглашение было принято. 29 августа 1906 г. в Тобольск приехали пять монахинь из Вировского женского монастыря. Хотя этот вопрос и не был еще окончательно согласован со Св. Синодом, епископ Антоний, председательствовавший в епархиальном комитете православного миссионерского общества, принял решение направить инокинь в учебные заведения Обдорской миссии для заведования воспитательной частью. Из средств комитета «на расходы по вызову и переезду из пределов Европейской России в Обдорск пяти монашествующих сестер и на содержание их в Обдорске было выделено 1150 рублей. Возникает вопрос — почему монастырь из далекой Польши стал той обителью, из которой были приглашены монахини? Вероятно, здесь сказались личные связи настоятеля Обдорской миссии. И.С. Шемановский происходил из дворян Седлецкой губернии, г.Бела Соколовского уезда. Его малая родина располагалась в непосредственной близости от Вировского монастыря.

Первоначально монахини числились в составе Иоанно-Введенской обители. Только в августе 1907 г. открывается Обдорская женская община во имя Царицы Небесной Всех Скорбящих Радости, во главе с рясофорной монахиней Пелагеей. В ее ведении находился приют для инородческих девочек и малолетних детей, инородческая богадельня, больничная палата и аптека. Заведующей больницей была монахиня Ефросинья, «несшая до приезда в Обдорск послушание в больницах Вировской обители». Согласно отчету Тобольского православного миссионерского общества за 1906 г. наиболее важной решенной комитетом в течение года задачей стали постройка при Обдорской миссии инородческой богадельни с домовою при ней церковью и «вызов в названную миссию монашествующих сестер для образования женской монастырской общины с миссионерско-просветительною целью».

В 1910 г. в Обдорской миссии происходят серьезные кадровые изменения. Еще в феврале решением Святейшего синода переводится в Тверскую епархию преосвященный Антоний, сделавший очень много для распространения и укрепления православной веры на Тобольском Севере. Спустя несколько месяцев из-за разногласий с новым епископом Евсевием (Гроздовым) туда же на должность епархиального миссионера был перемещен игумен Иринарх. Миссия лишилась энергичного руководителя, вокруг фигуры которого группировались творческие, мыслящие личности, сумевшего поставить культурно-просветительскую работу в крае на недосягаемую до того времени высоту. Возможно, это послужило одной из причин ухода из общины и сестер Вировского монастыря. По данным на 1910 г. в общине состояли монахиня Пелагия с четырьмя сестрами.

Для временного заведования женской общиной в Обдорск была переведена монахиня Иоанно-Введенского монастыря Антония. 29 ноября 1911 г. она была утверждена в должности настоятельницы Обдорской миссионерской женской общины. Решением Тобольского епархиального съезда духовенства было решено на трехлетие 1911—1913 гг. «на общину при Обдорской миссии» выделять по 950 руб. в год. Небольшая по составу община продолжала успешно выполнять поставленные перед ней задачи вплоть до конца 1910-х гг. К 1915 г. в ней состояли 1 монахиня и 6 послушниц.

Источники: Волосников Д. Несколько слов по поводу заметки: «Забытая Сибирь» и о проповедническом деле в единоверческих приходах // Тобольские епархиальные ведомости (далее — ТЕВ). 1912. Общеепархиальный съезд депутатов духовенства и церковных старост Тобольской епархии в 1910 году // ТЕВ. 1911. Епархиальная хроника. Общее собрание Тобольского епархиального комитета православного миссионерского общества. Шемановский И. К вопросу о необходимости скорейшего открытия в Обдорске женской монастырской общины для усиления деятельности Обдорской миссии // Православный благовестник. 1907. Отношение настоятельницы Иоанно-Введенского монастыря игуменьи Митропии помощнику председателя миссионерского общества протоиерею М.Лебедеву об образовании из сестер групп для проповеди Евангелия // Из истории Обдорской миссии: Источники / Сост. вступ. ст., коммент. В.Я.Темплинга. Тюмень, 2004.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.