ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Опочка. Храмовый комплекс церквей Луки апостола и Сергия Радонежского.


Опочка. Храмовый комплекс церквей Луки апостола и Сергия Радонежского
Деревянный храмовый комплекс.  Утрачен. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Год постройки:Между 1769 и 1871.
Год утраты:1941 (сгорел)
Адрес:
Псковская обл., Опочецкий р-н, г. Опочка, ул. Набережная, (28)

Координаты: 56.707418, 28.66229





Храмовый комплекс церквей Луки апостола и Сергия Радонежского, Деревянные Лукинская (1769, слева) и Сергиевская (вторая половина 18 в., справа) церкви. фото с сайта http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=1749275&page=26<br>, Опочка, Опочецкий район, Псковская область
Деревянные Лукинская (1769, слева) и Сергиевская (вторая половина 18 в., справа) церкви. фото с сайта http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=1749275&page=26
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1904



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  10 октября 2019

Церковь святого апостола и евангелиста Луки. Деревянная, на каменном фундаменте церковь построена в 1769 году опочецким купцом Даниилом Порозовым. После гибели в пожаре 1774 года Преображенского собора она была самой древней церковью в Опочке. Предположительно, одновременно с ней рядом, примерно в 3 саженях, как придел Лукинской церкви, была построена также деревянная на каменном фундаменте церковь Святого Преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца. Возможно, эту церковь также строил купец Порозов. В документах начала XX века речь о них идет одновременно и как о двух престолах, и как о двух церквах. В 1877 году церковь отремонтирована на средства церковного старосты опочецкого купца Александра Ильича Селюгина. В документах начала XX века отмечалось, что «храм тверд, приличен и в поддержании не нуждается на долгое время».

То же было сказано и о Сергиевской церкви-приделе. Сергиевская церковь была капитально отремонтирована купцом Селюгиным в 1871 году. Престолов в церкви было два. Кроме главного, был престол Святого Преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца. В церкви находились древние иконы: Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, святого апостола Луки, Успения Божией Матери и Святого Мученика Уара. Икона Успения Божией Матери прежде находилась в церкви Опочецкого Успенского женского монастыря. Здесь же хранился синодик и рукописная служба святому апостолу Луке. Считалось, что синодик написан дьячком Феодором Никитиным по указанию священника Лукинской церкви о. Димитрия Илларионова. В 1880 году опочецкий помещик Петр Москвитин пожертвовал капитал в пользу церкви. Колокольня также была деревянная, построена в связи с церковью над её притвором. На ней было пять колоколов, самый большой колокол весил 20 п. 24 ф., вес остальных колоколов неизвестен. Надписей на них не было. Указом Псковской духовной консистории от 30 мая 1879 года Лукинская церковь приписана к Успенской церкви. С этого времени служба в ней совершалась причтом Успенской церкви. Указом Святейшего Синода от 11 декабря 1907 года Лукинская церковь вновь стала самостоятельной. В приходе были две земские школы и одна частная.

До штатов 1876 года причт церкви состоял из священника, дьячка и пономаря. После 1907 года в церкви служили священник и псаломщик. Священник Николай Алексеевич Ратьковский служил в церкви с 14 сентября 1909 года. Он окончил Псковскую духовную семинарию в 1900 году, преподавал Закон Божий в школах Островского, Псковского, Порховского уездов, в Святогорской монастырской и Матюшкинской школах Опочецкого уезда. Он также был членом правления Опочецкого благотворительного общества, уездного отделения училищного совета. В 1908 году за преподавание в школе получил архипастырскую признательность. В 1913 году о. Николай награжден набедренником. Псаломщик Владимир Николаевич Ильменинов учился в Псковской духовной семинарии, выбыл по собственному прошению. Затем служил надзирателем в Институте глухонемых и слепых в Варшаве, преподавал русскую историю в старших классах отделения для слепых. Как чиновнику русского по происхождению, вызванному служить в Царство польское, ему было назначено специальное пособие министром народного просвещения России. С 1906 года он служил чиновником в Седлецком губернском правлении в Польше, произведен в чин коллежского регистратора, затем губернского секретаря. 11 февраля 1911 года назначен псаломщиком Лукинской церкви. Дальнейшая судьба священника Ратьковского и псаломщика Ильменинова неизвестна. Церковный староста Александр Ильич Селюгин за свои пожертвования на нужды церкви получил архипастырское благословение, Опочецкая городская управа выразила ему благодарность «за усердную и полезную службу в пользу благолепия храма».

Приход церкви в 1914 году составляли прихожане города Опочка, села Бездедово, деревень Аболенье, Арапы, Белухино, Василево, Вашково, Вдовишино, Гаврово, Дикушино, Дреча, Дуданово, Жуково, Заноги, Кузнечково, Лышницы, Макушино, Малюны, Мощены, Мялово, Новгородцево, Прындино, Прялки, Рогатки, Сумороково, Уварово, Щепоткино. Всего 1012 мужчин и 1011 женщин.

Лукинская церковь и Сергиевская церковь-придел сгорели в 1941 году. Храмовая икона Успения Божией Матери находится в Псковском музее-заповеднике.

http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=7662


Марина Зуйкова  11 ноября 2020

К началу XX века в Опочке было восемь православных храмов: Спасо-Преображенский собор (1795 года постройки), Покровская кладбищенская церковь (1804), Успенская (1894), Владимирская (до 1855 г.; приписанная к Успенской), Никольская (1807), Лукинская и Сергиевская (1769; в одной ограде), Троицкая (1815). Из них сохранилась лишь одна – Покровская. Остальные погибли в 30-50 годы прошлого века. 

Увидеть Лукинскую церковь мы можем только на старых фотографиях. А представить ее внутреннее убранство, иконостас могут помочь архивные документы. Лукинская церковь, деревянная, на каменном фундаменте, построена в 1769 году на средства опочецкого купца первой гильдии Данилы Порозова. Л.И. Софийский считает, что она, вероятнее всего, была построена вместо той церкви, которая «здесь была поставлена опочанами вскоре после безуспешной осады города Опочки войсками князя Константина Острожского в 1518 году». О первой церкви святого евангелиста Луки читаем у И.П. Бутырского в книге «Опыт древней истории города Опочки» под 1518 годом: «Можно не без основания заключить, что около этого времени, именно по этому случаю построены в Опочке церкви: св. апостола Фомы… и св. евангелиста Луки, которого память празднуется 18 октября – день отступления Константина Острожского от Опочки».

Церковь имела два престола: во имя святого апостола и евангелиста Луки и отдельный – во имя Сергия, Радонежского чудотворца. В документах начала XX века речь идет и как о двух престолах, и как о двух церквях. «Зданием как настоящая Лукинская, так и отдельная Сергиевская крепки», «храм тверд, приличен и в поддержании не нуждается на долгое время», – указывается в большинстве документов.

Зданий, принадлежащих к сей церкви, за исключением каменной караулки (сторожки), построенной в 1858 году, не имелось. В 1877 году церковь была отремонтирована на средства церковного старосты – опочецкого купца Александра Ильича Селюгина, который за свои пожертвования на нужды церкви получил архипастырское благословение и благодарность Опочецкой городской управы. В 1880 году опочецкий помещик Петр Москвитин пожертвовал капитал в пользу церкви.

В 1879 году Лукинская церковь была приписана к Успенской, а по Указу Святейшего Синода от 11 декабря 1907 года вновь стала самостоятельной. Состояла она в 5 классе, в соответствии с которым штат причта: священник, дьячок и пономарь. После 1907 года в церкви служили священник и псаломщик. В 1909 году священник получал от казны 300 рублей. Пашенной земли и покосов церковь не имела.

Приход расстилался от города в одну сторону на 12-15 верст, а поперек на 8. На 1789 год он состоял из 100 дворов, в них проживало мужчин 434, а всего 1456 душ. В 1914 году приход составляли жители города и 26 деревень, всего 1012 мужчин и 1011 женщин. Причем в деревнях Арапы и Дреча были построены деревянные приходские часовни, но прибыли от них церкви не было никакой.

В Лукинской церкви находились древние иконы: преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, святого апостола Луки, Успения Божией Матери и святого мученика Уара. Здесь же хранился синодик и рукописная служба святому апостолу Луке. Церковной утвари, облачения для священнослужителей, книг имелось в достаточном количестве.

Закрыли церковь не позднее 1930-х годов, а в 1941 году, в начале войны, она сгорела.

По форме Лукинская церковь представляла собой распространенный тип зданий в русской церковной архитектуре XVIII века, в эпоху барокко – «восьмерик на четверике». Двусветный четверик опочецкого храма завершался двумя убывающими по габаритам восьмериками. Поэтому здание имело большую высоту при довольно компактном плане. Такая конструкция придает устремленность ввысь и динамизм.

Венчали церковь деревянная глава, обитая белой жестью, и покрытый листовым железом купол (в конце XVIII века был окрашен зеленой краской). Крыша крыта тесом в накладку. Над притвором находилась деревянная колокольня, построенная по тому же типу – «восьмерик на четверике». В конце XIX века на колокольне было пять колоколов, самый большой весил 20 пудов 24 фунта (это почти 336 кг).

Иконостас в Лукинской церкви был пятирядным. Согласно описи 1802 года, сделан он «чистой столярной работы с дорожником от части и резьбою и карнизом гладким», «…святые образа написаны художеством живописным». Царские врата с резьбой и позолотой («гладкие места вызолочены, а прочие окрашены зеленой краской») с образами Благовещенья Пресвятой Богородицы и архангела Гавриила, «внизу оных четыре евангелиста в рамах круглых позлащенных». В правой стороне иконостаса образа Христа Спасителя, архистратига Михаила и святого апостола евангелиста Луки (храмовый образ), святителя Иоанна Златоуста и святой великомученицы Параскевы (в рамах «позлащенных»). «По левую сторону царских дверей образ Божьей Матери с младенцем в раме позлащенной. Перед ним паникадило медное висячее с тремя цепочками. Подле оного образа северные двери, на которых образ архангела Гавриила». И далее – святителя Николая и святого великомученика Власия.

Второй и третий ряды иконостаса занимали иконы с изображением двунадесятых праздников, над царскими дверьми – Господь Саваоф «в раме позлащенной круглой». «Сверх третьего пояса над образом Тайной вечери образ Христа Спасителя в раме гладкой позлащенной. В оном же поясе по правую и по левую сторону 12 апостолов». В пятом, праотеческом, ряду «…образ Божьей Матери в раме гладкой позлащенной. По правую сторону святой пророк Давид, а по левую святой пророк Захария». Завершался иконостас образом Распятия Господня с предстоящими.

О внутреннем убранстве в описи 1802 года записано: «Налой столярной работы, круглый, окрашен зеленой краской, на котором положен образ святого Луки, перед которым прибит железный подсвечник. Другой налой для чтения Евангелия столярной работы, на котором одежда красносельской выбойки. Паникадило медное среди церкви висящее на железной цепи, на котором подсвечников 24». У правого клироса – образ Воскресения Христова. За левым клиросом – еще один образ святого евангелиста Луки, «в киоте резном позлащенном». Была икона святого апостола евангелиста Луки и в притворе на левой стороне.

В книгах и статьях о псковских иконах содержится изображение и описание иконы середины XVI века «Евангелист Лука, пишущий икону Богоматери». Там указано на ее происхождение – из церкви евангелиста Луки г.Опочки Псковской области. В ряде статей сказано, что она являлась храмовой иконой. Не исключено, что это та самая древняя икона, на которую указывали в своих трудах И.П. Бутырский и Л.И. Софийский. Исследователь И.С. Родникова в путеводителе по экспозиции «Псковская икона XIV-XVII веков из собрания Псковского музея» отмечает, что икона «Евангелист Лука, пишущий икону Богоматери» – произведение редкой иконографии. «На нашей иконе, – сообщает она, – Лука пишет образ, близкий к «Богоматери Иерусалимской». Богоматерь позирует стоя, легко придерживая младенца Христа, задумчиво склонив голову... Голова Луки слегка повернута: он словно прислушивается к голосу стоящего за ним ангела…, энергичным жестом благословляющего творение. Существует мнение, что искусство Византии такой иконографии не знало, а если существовали греческие памятники с подобным изображением, то они были крайне редки. Сочетание деталей в иконе уникально…»

Научный паспорт, составленный сотрудниками Псковского музея, содержит подробное описание иконы, а также информацию: материал – дерево, краски; размер иконы – 89x64; техника изготовления – живопись. О степени сохранности сказано, что дерево заражено шашелем, имеются три продольные трещины, ссадины, потемнение олифы, утраты левкаса на зажимах. Икона была реставрирована Ф.А. Каликиным в 1959 году. В экспозиции музея с 1972 года.

Уже после выступления на краеведческих чтениях исследование Д.Ефимова было дополнено данными, которыми поделился искусствовед-архитектор И.И. Лагунин. После закрытия Лукинской церкви в ней устроили тир ОСОАВИАХИМа, затем она была превращена в склад. Сюда свезли иконы из закрытых церквей, хранили и оружие, оставшееся от тира. Это предрешило судьбу храма – он был сожжен при отступлении наших войск из Опочки. Одна набожная опочанка, якобы, перенесла несколько старинных икон из Лукинской в Покровскую церковь, которая продолжала действовать. Видимо, в их числе была и храмовая икона святого евангелиста Луки, находящаяся в настоящее время в музее.

http://smi60.ru/2014/11/19/lukinskaya_cerkov.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.