ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Самро. Церковь Воскресения Христова.


Самро. Церковь Воскресения Христова
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Воскресения Христова
Год постройки:Между 1756 и 1757.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Россия, Ленинградская область, Лужский район, д. Самро




Церковь Воскресения Христова, Фотоархив ИИМК РАН. Фото 1925 г.<br>, Самро, Лужский район, Ленинградская область
Фотоархив ИИМК РАН. Фото 1925 г.
Михаил Мещанинов
29 декабря 1925
Церковь Воскресения Христова, Из частной коллекции Михаила Мещанинова<br>, Самро, Лужский район, Ленинградская область
Из частной коллекции Михаила Мещанинова
Михаил Мещанинов
??



Статьи


Марина Зуйкова  6 сентября 2016

Самро (Рельской), храмы Песьего (Пясьего?) погоста. Деревня Самро находится на юго-восточном берегу одноименного озера, на дороге Осьмино – Сланцы (через Рель). В древности здесь находился центр Песьего (Пясьего?) погоста Сумерской волости. Находящаяся при погосте деревня до 1910 года также называлась Песьей, затем получила новое официальное название – Алексеевское. Но это название так и не прижилось. В народном обиходе деревню продолжали именовать то Песьей, то Самро. В документах 1940-х годов эти названия иногда писались вместе, через дефис: д. Песье-Самро.

О древности д. Самро свидетельствуют многочисленные курганы, расположенные в ее окрестностях, в том числе и в непосредственной близости от сохранившегося здания церкви. Деревня примечательная тем, что здесь в 1700 г. останавливался Петр I, следуя походом под Нарву. С конца XVIII века д. Самро относилась к Гдовскому уезду С.-Петербургской губернии, была вотчиной императорской семьи, в частности, одно время принадлежала императрице Марии Александровне, супруге императора Александра II.

Храмы Песьего погоста до сих пор остаются малоизученной темой. Известно, что первые сведения о находившейся здесь древней церкви относятся ко второй половине XVI века. Согласно справочнику «Земля Невская Православная», церковь была деревянной, освященной во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Упоминание о ней впервые приводится в Писцовой книге 1576 г. Последнее сообщение о ней относится к 1660 г. Возможно, что Покровская церковь в Самро была уничтожена в ходе русско-шведских пограничных конфликтов конца XVII века.

Следующий храм на Песьем погосте появился лишь в 1737 г. Он был освящен во имя Воскресения Христова. Строили его на средства прихожан. Будучи деревянной, эта церковь была восстановлена после пожара в 1756 г. и простояла на данном месте полных два столетия.

К сожалению, мы не располагаем сколько-нибудь подробным описанием этой церкви или ее фотографиями. Нам известно, что это был однопрестольный храм, рубленый, на каменном фундаменте с купольным перекрытием алтарной части, полуциркульными сводами, колокольней и наружной окраской стен. Известно также, что с 1849 г. при церкви была открыта церковно-приходская школа и что церковный приход уже во второй половине XIX века был довольно многочисленный, включая деревни: Будилово, Вагошку, Извоз, Глиненку, Славянку, Горестицы, Замошье, Жог, Новоивановское, Мхи, Шимы и др. В самой деревне Песье находился 71 двор, другие, наиболее крупные деревни были Горестицы – 48 дворов, Жог и Славянка, в каждой по 27 дворов.

К концу XIX века деревянная Покровская церковь, очевидно, перестала удовлетворять потребностям многолюдного прихода и было решено воздвигнуть рядом с ней новый более поместительный каменный храм. Разработку проекта каменной церкви на Песьем погосте произвел гражданский инженер Семен Иванович Андреев (1863 – ок. 1930), который кроме ведения архитектурной практики являлся членом или руководителем ряда благотворительных обществ. Он был создателем разнообразных по назначению построек, включая санаторий в Малой Вишере. Церковь в Самро является ярким примером церковных зданий, построенных им в Санкт-Петербургской губернии. Ее проект был разработан С.И. Андреевым в 1901 г., строительство окончено к 1909 г.

В существующей литературе каменную церковь в Самро именуют во имя Вознесения Господня. Однако в других источниках каменный храм в Самро называется как и его деревянный предшественник – Воскресенской церковью, что более соответствует традиции преемственности посвящения при замене старой церкви на новую.

Архитектура каменного храма в Самро решена в национальном стиле, таким, как его понимали русские зодчие конца XIX – начала ХХ века. Ярким представителем этого стиля был В.А. Косяков, создатель Морского собора в Кронштадте и Покровской церкви в д. Козья Гора, расположенной неподалеку от д. Самро, на северном берегу Самровского озера (Сланцевский район). Церкви в Козьей Горе и Самро строились практически одновременно, но церковь в Самро мало в чем походит на козьегорскую, разве что сочетанием шатрового верха колокольни и шлемовидной церковной главки. По своей трактовке национального стиля – это совсем разные храмы.

Храм в Самро больше напоминает церкви, построенные по проектам А.П. Аплаксина. Это касается пропорционального решения нижнего и верхнего ярусов церкви, оформления дверных и оконных проемов, других деталей декора. Но в отличие от аплаксинских построек, Воскресенская церковь в Самро выглядит подчеркнуто монументально, благодаря объемам колокольни и церковного барабана, напоминающих крепостные башни.

С освящением каменной церкви надобность в деревянной Воскресенской церкви отпала. В 1914 г. она была закрыта. В начале 1930-х годов служила зернохранилищем, в 1937-38 гг. была переделана под клуб. После войны не использовалась. Ее, полуразрушенную, снесли в 1956-57 гг. по просьбе председателя местного колхоза «Красный Самряк».

Закрытая в 1939 г. каменная Воскресенская церковь в Самро действовала в 1942-57 гг. До начала 1990-х годов она стояла во всей своей целостности с главками и крестами. В 1993-м году храм загорелся от горящего соседнего дома. Возникшим пожаром были уничтожены церковные верхи: купольное перекрытие барабана, шатер и главка колокольни.

Набокина О.В., Носков А.В. Луга и окрестности. Из истории населенных мест Лужского района. - М., 2015.




Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.