ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Старые Кодаки. Церковь Михаила Архангела.


Старые Кодаки. Церковь Михаила Архангела
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Михаила Архангела
Архитектурный стиль:Украинское барокко
Год постройки:приблизительно 1701 - 1800.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Украина, Днепропетровская область, Днепровский район, Старые Кодаки (Старые Кайдаки)

Координаты: 48.37825, 35.125637 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Михаила Архангела, Известия ИАК 1912 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Старые Кодаки, Днепр, город, Украина, Днепропетровская область
Известия ИАК 1912 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1912
Церковь Михаила Архангела, Известия ИАК 1912 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Старые Кодаки, Днепр, город, Украина, Днепропетровская область
Известия ИАК 1912 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1912
Церковь Михаила Архангела, Известия ИАК 1912 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Старые Кодаки, Днепр, город, Украина, Днепропетровская область
Известия ИАК 1912 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1912
Церковь Михаила Архангела, Фото с сайта http://gorod.dp.ua/photo/fullpic.php?id=1640<br>, Старые Кодаки, Днепр, город, Украина, Днепропетровская область
Фото с сайта http://gorod.dp.ua/photo/fullpic.php?id=1640
Андрей Агафонов
1 января 1900



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Анонимный участник  21 августа 2016

Село Старый Кайдак при Днепре, по правой стороне по течению его, малолюдно, с одноштатным причтом. Зимой 1656 г. в Старом Кайдаке, по распоряжению Коша запорожского, официально и формально учреждена была первая береговая стража из охотников-лоцманов, коим по строгому наказу Коша вменено было в непременную обязанность всячески содействовать судоходству по Днепру, сплавлять и проводить по Днепровским порогам как торговцев и промышленников, плывущих к Черному морю, так и все струга, барки и пр. судна.

Для береговой стражи в Старый Кайдак отправлена была из Сечи запорожской походная церковь св. Архистратига Михаила и при ней иеромонах Межигорского монастыря… В царствование Анны Иоанновны, по возвращению казачества в Запорожье, к казакам-лоцманам в Старый Кайдак перешло на жительство несколько оседлых семейств малороссийского народа, и в Старом Кайдаке около 1739 г. составилась целая приходская община православного казачества.

В 1748 г., с разрешения преосвящ. Тимофея Щербацкого, митрополита Киевского, Галицкого и малой России, в Старом Кайдаке, вместо подвижной походной, усердием запорожского казачества устроена постоянная, неподвижная деревянная церковь во имя св. Архистратига Михаила и к ней определен особый постоянный церковный причт.

С течением времени число прихожан в городе Старом Кайдаке более и более увеличивалось; в 1768 г. по официальным документам в городе показано приходских дворов 50, да бездворных хат 32, в них обоего пола 1015 душ; священников три: Тимофей Федоров, Вукол Лукьянов и Стефан Иерофеев.

7 января 1772 г. духовное правление Старо-Кайдакской крестовой наместнии доношением представляло преосв. Гавриилу, митрополиту Киевскому, что, хотя в местечке Старом Кайдаке есть три священника…, прихожане Старо-Кайдакские крайне нуждаются еще в одном священнике, а потому правление просило преосвящ. митрополита диакона Василия рукоположить в четвертого священника. По сей просьбе диакон Василий рукоположен к Архангело-Михайловской церкви местечка Старого Кайдака.

Около 1780 г. Свято-Михайловская церковь пришла в самое жалкое положение: стены ее всецело обветшали, подвалины сгнили и разрушились, во время дождей течь сильно лилась по стенам и углам по всей церкви, появился мох; в церкви птицы свили себе гнезда – богослужение в той церкви само собою прекратилось.

По настоянию духовенства, жители Старого Кайдака решились, в замен устаревшей и обветшавшей, устроить новую церковь в середине селения. По общему согласию и желанию, все труды и заботы по сему делу возложили на ктиторов Ивана Песоцкого, Кодрата Усенка и на жителей села Матвея и его сына Карпа Шамраевых. Выборные от общества немедленно сделали в слободе денежный сбор; для постройки новой церкви приготовили резаного дерева 300 бревен, дубов на подвалины и 20 февраля 1781 г. подали прошение в Славянское духовное правление об исходатайствовании им у преосвящ. разрешения и благословения на постройку церкви в Старом Кайдаке среди села, в тоже именование.

Славянское духовное правление, с прописанием справки о действительном положении Старо-Кайдакской церкви, отнеслось к новороссийскому губернатору Н.Д. Языкову с просьбою отмежевать для священно-церковно-служителей Старо-Кайдакской церкви 120 десятин удобной земли и указать место для новой постройки ее… В ответ новороссийская губернская канцелярия отмежевала 120 десятин и выслала законным порядком утвержденный план, а выбрать место предоставила ближайшему усмотрению Славянского духовного правления. Преосвящ. Никифор, архиепископ Славенский и Херсонский, разрешил в Старом Кайдаке, в замен обветшавшей, строить новую Архангело-Михайловскую церковь и от 28 сентября 1781 г. выдал храмозданную благословительную грамоту на заложении и сооружение нового храма.

Касательно же места, где строить новую церковь – в Старом Кайдаке или в соседней Камянке, преосвящ. Никифор просил жителей, если они согласны к построению в Камянке церкви, вместо ветхой, вновь Михайловскую церковь заложить, то по заложении репортовать ему с приложением и подписки. Духовенство Старо-Кайдакское, сельская грамада и жители не изъявили согласия на постройку церкви в Камянке, а по общему голосу решились новую церковь устроить в Старом Кайдаке, а старую поправить и обновить для жителей Камянки.

Славянский протопоп Феодор Фомич 12 мая 1782 г., соборне, по церковному чиноположению, освятил в Старом Кайдаке место под церковь и положил закладку на сооружение оной. Доношением от 7 марта 1785 г. Екатеринославское духовное правление представляло преосвящ. Никофору, что заложенная церковь в государственном селении Старом Кайдаке постройками и производством работ окончена, утварью, облачениями, книгами и колоколами снабжена достаточно и готова к освящению, а потому правление просило преосвящ. выдать благословительную грамоту на освящение оной.

15 марта 1785 г. выдана была святительская грамота на освящение новой церкви в селении Старом Кайдаке, а репортом от 1 апреля 1785 г. Екатеринославский протопоп Феодор Фомич донес преосвященному, что по благословенной грамоте новоустроенную Свято-Михайловскую церковь освятил и открыл в ней богослужение и священнодействие.

«Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской Епархии. Церкви и приходы прошедшего XXVIII столетия». Вып. 1-2, Екатеринослав. Тип. Я.М. Чаусского, 1880.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.