Существовавший собор Покрова Пресвятой Богородицы в городе Коротояке
В Христорождественском соборе г. Коротояка придел на правой стороне прежде был главным престол в честь Покрова Божией Матери, вследствие чего собор называется Покровским, так как в Коротояке некогда главный престол был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, что отчасти можно видеть из наименования в официальных бумагах Коротоякского собора Покровским. Так в отношении из Воронежской консистории о приводе к присяге вновь избираемых по городам градских голов, бургомистров, ратманов, старост и проч. чиновников, Коротоякский собор назван Покровским.
Для г. Коротояка праздник Покрова Божией Матери имеет особенно важное историческое значение как день основания города. По историческим документам известно, что основание этому городу было положено в 1642 г. в царствование Алексея Михайловича на татарских еще бывших там сакмах, а с 1648 г. положено уже быть и городу, и написаны были «строельные книги». По государеву указу стольник и воевода Данила Семенович Яковлев с государевыми служилыми людьми с разных городов приехал на реку Дон и рассматривал с коротояцкими служилыми где пристойно устроить новый город Коротояк…
По государеву указу стольник и воевода Д.С. Яковлев велел коротояцким служилым людям на городовое дело и всякие городовые крепости лес дубовый сечь на отхожих лесах и дубравах… и везти на то место, где ставить новый город Коротояк, и «октября в 1-й день на Покров Пресвятой Богородицы, пев молебны и освятив воду, по государеву цареву Алексея Михайловича указу воевода и стольник Д. С. Яковлев обложил новый город Коротояк рубленным дубовым лесом, да 8 башен четверостенных, с 1 октября по 18 ноября тот новый город Коротояк устроен со всеми крепостьми, да в том же городе 30 октября обложил государево царево и великого князя Алексея Михайловича всея Руссии богомолье соборную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, да в приделе – великого чудотворца Николы. Церковь с трапезою обложена осьми сажень; …устроена съзжая изба на глухом подклете с сеньми, а сени срублены бревенные, да на железную и свинцовую казну построен погреб. В новом городе Коротояке устроен воеводский дом, осадные дворы для прибежища в осадное время от приходу каких воинских людей; служилых людей, разных городов переведенцев, детей боярских и казаков, стрельцов и пушкарей – все 500 человек…»
В настоящее время уже не существует престола в честь Рождества Пресвятой Богородицы, даже в приделах и ни в одной из Коротоякских церквей нет престольного праздника в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и таким образом «Богомолие царя Алексея Михайловича»», указавшего построить храм Рождества Пресвятой Богородицы, уничтожено.
Рождество-Богородицким собором назывался Коротоякский собор до конца XVIII ст. В г. Коротояке существовала отдельная от Рождественского собора церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, вероятно, как исторический памятник основания этого города на этот праздник. О ней известия встречаются под 1738 г. Так в росписи Коротоякских церквей за этот год сказано: «В г. Коротояке собор Богородицкий, при нем был протопоп Иосиф,; поповский староста; Казанская церковь; Покровская церковь, при ней были священники Антоний и Гавриил; Успенская, при ней был поп Данила; Архангельская, поп Федор; Никольская, поп Косьма и Димитриевская, при ней священники Андрей и Михаил». В росписи 1759 г. также упоминается Покровская церковь. В позднейшее время уже не встречается сведений о Покровской приходской церкви, а упоминается в документах Покровский собор в 1798 г. и при нем был священник Петр Алексеев.
«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г.