ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Новочеркасск. Церковь Донской иконы Божией Матери.


Новочеркасск. Церковь Донской иконы Божией Матери
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Донской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:1903.
Год утраты:приблизительно 1935
Архитектор:С.И. Болдырев
Адрес:
Ростовская обл., г. Новочеркасск, (в квартале, между ул. Просвещения и ул. Бакунина; и между ул. Богдана Хмельницкого и ул. Скрябина)

Координаты: 47.41464, 40.084173



Церковь Донской иконы Божией Матери, Частная коллекция. Рисунок 1930-х годов<br>, Новочеркасск, Новочеркасск, город, Ростовская область
Частная коллекция. Рисунок 1930-х годов
Михаил Мещанинов
2 июня 1932
Церковь Донской иконы Божией Матери, Фото 1920-х годов из фондов Ростовского областного музея краеведения<br>, Новочеркасск, Новочеркасск, город, Ростовская область
Фото 1920-х годов из фондов Ростовского областного музея краеведения
Михаил Мещанинов
10 июня 1928
Церковь Донской иконы Божией Матери, Тиражная почтовая открытка 1900-х годов<br>, Новочеркасск, Новочеркасск, город, Ростовская область
Тиражная почтовая открытка 1900-х годов
Михаил Мещанинов
15 августа 1905
Церковь Донской иконы Божией Матери, Вид на церковь с Базарной улицы (нынешняя ул. Богдана Хмельницкого). С сайта http://novocherkassk.net/<br>, Новочеркасск, Новочеркасск, город, Ростовская область
Вид на церковь с Базарной улицы (нынешняя ул. Богдана Хмельницкого). С сайта http://novocherkassk.net/
Arhiv 87
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  12 августа 2017

Церковь Донской иконы Божией Матери.

«Как только была явлена милость Божия 29 апреля 1891 г. в чудном спасении драгоценной жизни Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича, во время его путешествия по востоку, сряду же между гражданами г. Новочеркасска возникла мысль — запечатлеть в памяти потомства это дивное, видимое промышление Божие о нашем Августейшем Атамане, каким-либо священным памятником» (Донские Епархиальные Ведомости, 1893 г., неоф. отд., 10, стр. 418). Речь идет о том, что в Японии было совершено покушение на жизнь Наследника Российского престола Николая Александровича (с 1896 г. Императора Николая II, который по закону считался Августейшим Атаманом всех казачьих войск, в т.ч. и Донского).

Новочеркасцы 29 апреля 1893 года, т.е. во вторую годовщину чудесного спасения Наследника престола, подали Высокопреосвященному Макарию, Архиепископу Донскому и Новочеркасскому, прошение в память избавления от грозившей опасности жизни Государя Наследника Цесаревича от руки злодея разрешить им построить на Ратной площади между новым институтом и Атаманским техническим училищем храм во имя Пресвятой Богородицы, в честь Ее чудотворной «Донской иконы», поднесенной Донскими казаками на Куликовом поле великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому перед началом великой битвы с полчищами грозного Мамая. Архиепископ Макарий благословил строительство храма на Ратной площади (ныне комплекс зданий общежитий НГТУ со студенческой поликлиникой и столовой) в честь и славу Донской иконы Божией Матери. Одновременно с подачей прошения на имя Высокопреосвященного Макария горожане послали через уполномоченных в царскую резиденцию в Ливадии на имя Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича телеграмму о том, что они подали прошение на строительство Донского Богородичного храма в Новочеркасске в память великой милости Божией, сохранившей 29 апреля 1891 г. жизнь Императорского Высочества, Августейшего Атамана Донских казаков. В ответ на Дон пришла телеграмма из Крыма: «Государь Наследник Цесаревич, тронутый усердием граждан Новочеркасска, поручил мне выразить сердечную благодарность Его Высочества вам и другим уполномоченным за поздравление и добрыя пожелания. Граф Олсуфьев».

Далее события развивались следующим образом. На запрос Дона о разрешении строительства новой церкви в Новочеркасске от имени Государя Императора Александра 111 ответили, что он разрешил изменить Высочайше утвержденный в 1805 г. Александром I городской план Деволана, с целью разрешить построить новый храм на Ратной площади в Новочеркасске. Удивляет сам по себе факт бережного отношения к утвержденным планам застройки городов, когда почти через 90 лет потребовалось разрешение Императора России, чтобы поставить в Новочеркасске обыкновенную приходскую церковь. При Донской Богородицкой церкви был избран церковно-приходской попечительский совет во главе с председателем — священником Петром Знаменским. В состав совета вошли такие известные в Новочеркасске люди как: генерал-лейтенант В.М. Лютенсков, действительный статский советник М.Е. Ушаков, помошник прокурора П.А. Шишов, торговый казак С.С. Цыкунов, губернский секретарь С.С. Рыковской и др. (Донские Областные Ведомости, 1908 г., 20, неоф. отд., стр. 402).

У нас нет данных о ходе строительства Донской Богородичной церкви. Но судя по сохранившимся фотографиям, это была белокаменная одноэтажная, пятикупольная церковь. Известно, что архитектором этой церкви стал Сергей Иванович Болдырев, построивший в Новочеркасске более двух десятков прекрасных домов. Полный иконостас храма расписывал художник Е.Г. Черепахин, который принимал участие и в оформлении Вознесенского кафедрального собора в Новочеркасске. В 1903 году храм уже был построен и освящен. Нам неизвестна судьба Донской Богородичной церкви в годы советской власти. Но точно известно, что в 1930 г. церковь еще стояла, так как в архиве есть любительская фотография с надписью «Н. Донская церковь. 26/VI 1930». Возможно, как и некоторые другие Новочеркасские церкви, Донская Богородичная церковь была закрыта в середине 1930-х годов, а когда разрушена или разобрана — не знаем. Противоречива, неоднозначна судьба нынешней Донской Богородичной церкви. Современная церковь, точнее часовня Донской иконы Божией Матери появилась на Хотунке в 1992 году. Местные казаки очистили территорию, вывезли много хлама и мусора из переданного под часовню здания, воодрузили над храмом крест.

По мнению одного из авторов (С. Синицин) материалов об этой церкви, этот храм возник в 1792 г., т.е. за 13 лет до основания г.Новочеркасска, что в этом храме, по свидетельству Льва Толстого, отпевали казаков, погибших при защите Севастополя и т.п. Так это или нет, оставим на совести автора, ибо Хотунок, а в те годы Хутунок, был калмыцким поселением и поэтому здесь мог быть калмыцкий хурул (ламаистский храм), да и то передвижной, кибиточный, а никак не православная церковь. Православная церковь на Хутунке появилась только рядом с солдатскими деревянными бараками-казармами, которые были построены на Хутунке в начале ХХ века. Никакой церкви, по нашему мнению, до начала ХХ века на Хотунке не было. В противном случае хотя бы один раз о ней упомянули местные газеты, «Донские Епархиальные Ведомости» и другие издания. Более того, используемое помещение под сегодняшний храм Донской иконы Божией Матери, стоящее прямо у дороги (рядом с памятником погибшим в Великую Отечественную войну воинам), не могло быть поставлено на проезжей части в таком месте. Да и само помещение напоминает скорее сторожевую башню, охранявшую въезд в город на Московском тракте (посмотрите на такую же с противоположной стороны города, у мясокомбината, на старом Ростовском тракте), чем храм. И действительно, до войны и после войны здесь устроили водопроводную будку, затем сапожную мастерскую и потом склад автошин.

Следует признать необоснованными, коньюнктурно и эмоционально окрашенными суждения С. Синицина: «В начале двадцатых годов яростные безбожники, с благословения новой власти, действуя под девизом: борьба с религией как с опиумом для народа, ободрали храм, как липку. Сорвали крест, растащили всю церковную утварь, мебель, разрушили иконостас» (Донская речь, 1993 г., 2 сентября). Считаю, что у автора нет ни одного доказательства в пользу таких заявлений. С одной стороны, нечего было разрушать и растаскивать, так как храма здесь вообще не было. А с другой стороны, невозможно ответить на один логичный вопрос: почему же до середины 30-х годов ни один храм и собор в Новочеркасске не были закрыты и разрушены, а неизвестно откуда взявшийся храм на Хотунке «в начале 20-х годов» ободрали «как липку»? Понятно стремление казаков станицы «Казачьей» на Хотунке, других казачьих станиц бывшего Промышленного района («Ново-Баклановской», «Донской») иметь свои православные храмы. Положительна их инициатива по созданию своего храма в том здании, где ныне работает храм Донской иконы Божией Матери, так как другого помещения не было. Высокой оценки заслуживает инициатива прихожан и священника прихода Донской иконы Божией Матери С. Маштанова по разработке проекта будущего храма.

В 1995 году архитекторы Е.В. Пантелеймонов и А.А. Тумасов разработали прекрасный проект комплекса храма Донской иконы Божией Матери на Хотунке на перекрестии улиц Макаренко, Гагарина и Луначарского, в районе бывшего летнего кинотеатра. В составе комплекса планируются: здание храма вместимостью на 1000 прихожан, гостиница на 25-30 мест, трапезная (кафе-столовая на 30 посадочных мест), приют на 30 детей с классными помещениями, жилой дом настоятеля храма, магазин, хозяйственный блок, стоянка на 30 автомобилей. А нынешний небольшой, как раньше бы сказали «малопоместительный» часовня-храм, живет своей приходской жизнью и надеждами на то, что найдутся люди и средства для реализации хорошего проекта по строительству церкви Донской иконы Божией Матери на Хотунке. Но пока не видно спонсоров и необходимых средств на постройку храма в том месте, где сейчас стоит большой деревянный крест. И в то же время видна бездуховная рука злодея, укравшего с ограды территории будущей церкви заграждение в виде обыкновенной стальной проволоки. Не испил еще храм свою чашу страданий. В муках рождается как и каждый сын человеческий.

Постановлением мэра г. Новочеркасска № 166 от 4 февраля 1997г. «О регистрации права собственности на недвижимое имущество за приходами Русской Православной Церкви Ростовской на Дону епархии Московской Патриархии» здание часовни Донской иконы Божией Матери на ул. Гагарина, 106 было закреплено за ее приходом.

http://novocherkassk-gorod.ru/history/town-history/novoch-churces/not-survived-churces-part2/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.