Церковь Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, что в заштатном городе Красноборске, находится на левом гористом берегу реки Северной Двины, при устье речки зовомой Нечмежа. Она остоит от уездного города Сольвычегодска в 70 верстах.
Первоначальное существование свое восприяли по явлению нерукотворенного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лето 7135-е (1627) при державе Благоверного и Благочестивого Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея России. Предание говорит, что образ тот явился в пустом лесистом месте на березе. На том месте тогда и была построена деревянная церковь во имя Нерукотворенного Образа. Построена же церковь та неизвестно кем именно, а только летописец говорит так: «есть село нарицаемое Красной бор, в том же селе возграждена церковь деревянна во имя Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лето 7135 [1627]. Создатель же церкви оной бысть некий муж Боголюбец того же села насельник».
Далее говорит: «сице подщався он внешняя чувственная по силе и по вере своей церковь украсити, яко же лепо и по чину. Икону же ту чудотворну той же боголюбец муж в той церкви постави, внутри же тоя церкви умная вся милость и чудеса, яже ныне творимая в ней Господь сооружи а не человек». Наконец он упоминает и о служителе, что служитель оной церкви бысть иеромонах некий благоговеен сый, пострижение свое име в Соловецком монастыре. Следовательно должно полагать, что и первоначально та церковь была или под управлением какого-нибудь монастыря, или самостоятельной пустынью, - чего с достоверностью определить нельзя. Известно, что в начале XVII столетия провидению угодно было прославить своими чудесами пустое и не славное место сие и дом молитвенный — святую церковь.
Повествуют, что явленный Нерукотворенный Образ тот по Высочайшему повелению, якобы увезен в Москву в главный кафедральный Софийский собор, а здесь оставлен список с подлинника (который в длину 1 аршин 5 вершк., а в ширину 14 вершков). На нем риза серебряная позолоченная венец украшен жемчугом и камнями.
В 1680-м году Красноборская Спасская церковь Высочайше присоединена была к Соловецкому монастырю. О сем Соловецкого монастыря летописец говорит так: «в лето от сотворения мира 7188-го Великий Государь Царь и Великий Князь Феодор Алексеевич пожаловал в Соловецкий монастырь в Устюге Великом на Красном Бору приходскую церковь Всемилостивого Спаса со всей утварью и при ней пустоши Драчевскую и Свирчевскую, пашенную и непашенную землю со всеми угодьями и крестьянами». От чего Красный Бор и называется селом Соловецкого монастыря. Жители оного назывались беспашенными бобылями, кои ходили по очередно каждогодно в Соловецкий монастырь для служения. А находилась оная Спасская церковь под управлением Соловецкого монастыря до 1780-го года. Тогда по Высочайшему указу отобраны были от всех монастырей вотчины с крестьянами безвозвратно и причислены в ведомство Коллегии экономии, а монастырям Высочайше конфирмованы штаты.
По обращении в самостоятельную приходскую церковь, вышесказанная Спасская церковь по ветхости разобрана была4. Вместо ветхой оной деревянной церкви, по благолосвению и данной грамоте от Преосвященного Иоанна епископа Великоустюжского и Тотемского в 1776-м году июля 12-го числа, начата строением в 1790-м году усердием прихожан каменная двухэтажная в одной связи с колокольней церковь. На легком куполе коей красуется легкая маленькая глава.
В ней три престола. 1) В настоящей холодной во имя Нерукотворенного Образа. Прекрасный иконостав во всю ширину и высоту храма, работы прошедшего столетия, с золочеными колоннами и пилястрами, - состоит из ярусов, верх которого венчают Распятие и образа: Божий Матери и Иоанна Богослова. В алтаре над престолом сень на четырех колоннах вся золоченая, с надписанием по сторонам вверху херувимов, с резной позолотой и кистями и изображением внутри оной, свыше осеняющего Господа Саваофа — резного и предстоящих при оных колоннах четырех ангелов с подсвешниками, резных же и вызолоченных. Освящен 1824-м году июня 8 дня.
2) В нижней теплой во имя Сретения Господня, освящен в 1795 году. И в 1847 был возобновляем. Иконостав в ней отличной столярной работы, с резьбой в двух ставах, посеребрён, а резьба и карнизы все вызолочены. Стены и своды как в алтаре, так и в церкви расписаны прекрасной живописью в клеймах разных святых.
3) Во имя Матери Божией всех скорбящих Радости, в трапезе нижней церкви, с правой стороны, устроенный5 в 1847 году приделе, по благословению Преосвященнейшего Евлампия епископа Вологодского и Устюжского освящен в том же году. Довольно высокая колокольня6 красивой наружности.
Ризница и вся церковная утварь при сей церкви богатая.
Из священных вещей, знаменитых по древности:
1) Напрестольный крест деревянный, обложен чеканным золоченым серебром, на нем изображение распятия Иисуса Христа литое. Он принадлежал Соловецкому монастырю. Как видно из подписи на обороте его следующего содержания: Святый честный и животворящий Крест Господень Соловецкого монастыря, сделан в ризную казну при архимандрите Варфоломее, лета 7174-го (1666) месяца сентября в 1-й день.
2) Потир, дискос и два блюдца древние серебряные позолоченные, принадлежат также Соловецкому монастырю по значащейся на первом подписи: дал сии сосуды в Соловецкий монастырь стольник Василий Никитич Панин к старому своему вкладу по родителях своих, а за тот вклад поминать Феодосия генваря в 1-й день Антониду РО ГО-году [?] сентября в 1-й день.
3) Евангелие, печатанное при державе Благочестивейшего Великого Государя Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича в лето от сотворения мира 7186, а от Рождества Христова 1677-м на верхней дске в средине Распятие Господне, по углам клейма евангелистов, все серебряное позоловенное. Должно полагать и оное принадлежало Соловецкому монастырю.
http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=196