ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Уфа. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Богородицкая церковь, Успенская церковь


Уфа. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы, Михаила Архангела, Георгия Победоносца
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1840 и 1849. В 1862-1864 пристроены приделы.
Год утраты:приблизительно 1932 (снесена)
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, на месте здания по адресу Коммунистическая ул., д. 75

Координаты: 54.724662, 55.957291



Церковь Успения Пресвятой Богородицы, 1900—1917 с http://likirussia.ru/images/och/5e3f985764ab30eff7a373e97c23561e.jpg,<br>, Уфа, Уфа, город, Республика Башкортостан
1900—1917 с http://likirussia.ru/images/och/5e3f985764ab30eff7a373e97c23561e.jpg,
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1917



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 февраля 2016

Успенская церковь, на ул. Большой Успенской, 73 (ныне угол ул. Дорофеева и Коммунистической), была построена в 1849 г. на месте, где с XVII в. находилось городское кладбище. Первоначально это место являлось окраиной Уфы, но в XVIII в. город раздвинулся на север и кладбище оказалось на городской территории.

По указу Священного Синода умерших запрещалось хоронить в городской черте, и под кладбище отвели новое место (территория нынешнего Сергиевского кладбища). Улицу, поднимавшуюся от старого кладбища в западном направлении, уфимцы стали называть Старо-Кладбищенской. В самом конце XVIII в. уфимский помещик Аничков разобрал по бревнам и перенес с Усольской горы на это кладбище деревянную церковь Успения Божьей Матери, оставшуюся от упраздненного в 1764 г. Успенского мужского монастыря. Церковь на новом месте стала кладбищенской.

В начале XIX в. Уфа еще дальше раздвинула свои границы на север и запад. Старое кладбище и церковь оказались в самом центре города. В 1824 г. кладбище закрыли, а деревянную Успенскую церковь сделали приходской. Старо-Кладбищенская улица стала называться Успенской.

В 1839 г. деревянную Успенскую церковь вновь разобрали и продали крестьянам села Авдон Уфимского уезда за 1000 рублей ассигнациями.

На том же месте в 1840 г. был заложен каменный Успенский храм. Освятили его в 1849 г. Это был один из лучших памятников церковной архитектуры Уфы. Храм закрыли в 1931 г., здание снесли, а на его месте был выстроен Дом старых большевиков.

http://posredi.ru/enc_U_Uspenskaya_cerkov.html


Марина Зуйкова  26 января 2019

Успенская церковь, кирпичная, в стиле позднего классицизма, построена в 1840—49 по инициативе священника И.А.Бреева на бывш. гор. кладбище (ныне ул.Коммунистическая) на месте дер. церкви Успения Божией Матери (перенесена по инициативе С.И.Аничкова из Успенского монастыря и освящена в 1798). Имела 3 престола: гл. — в честь Успения Пресвятой Богородицы (освящён в 1849) и в приделах — во имя св. Архангела Михаила (1862) и св. великомученика и Победоносца Георгия (1864). При церкви действовали библиотека, церк.-приходское уч‑ще (с 1862), попечительство (с 1880), Союз правосл. молодёжи (в годы Первой мировой войны). Закрыта в 1931, позднее снесена...

http://башкирская-энциклопедия.рф/component/content/article/2-statya/1176-tserkvi-v-ufe.html

Место, где стояла Успенская церковь (ул. Успенская, 73, ныне ул. Коммунистическая), в конце XVII века было за чертой города. По Указу Святейшего Синода от 24 декабря 1771 года было запрещено погребать умерших в черте города, поэтому под кладбище было отведено место за городом. Во время Пугачевского восстания и осады Уфы, с октября 1773 года по 25 марта 1774 года, на этом кладбище стояла батарея, действовавшая против мятежников, нападавших со стороны Сибирской дороги. В конце XVIII столетия помещик Сергей Иванович Аничков перенес на кладбище оставшуюся от упраздненного в 1764 году Успенского мужского монастыря деревянную церковь Успения Божией Матери, которая была освящена в 1798 году. С начала XIX века Уфа, сделавшись из провинциального города губернским, стала быстро расти, на пустырях возникали новые постройки, одна за другой появлялись новые улицы, и кладбище с церковью оказались в черте города. В 1824 году Успенское кладбище, на котором были погребены многие именитые уфимские дворяне, было закрыто, а Успенская церковь стала приходской. Улица Старо-Кладбищенская стала Успенской. В 1839 году деревянная церковь была разобрана и продана в село Авдон Уфимского уезда за 1000 рублей ассигнациями.

Каменная церковь Успения Божией Матери была заложена в 1840 году. Храм строился почти десять лет на пожертвования прихожан и кружечные сборы. Самое деятельное участие в его построении принимал настоятель Успенской церкви Иоанн Бреев. Церковь была полностью построена и освящена в 1849 году. В 1862-1864 годах были выстроены два придела: во имя Св. Архангела Михаила (освящен 30 ноября 1862 г.) и Св. Великомученика и Победоносца Георгия (освящен 11 апреля 1864 г.). По этим приделам названы два параллельных переулка. В 1893 года в Успенской церкви поставлен новый, изящной отделки иконостас. По архитектуре и по внутреннему убранству этот храм, наряду с Ильинской церковью, был одним из лучших в Уфе.

С 1862 года при Успенской церкви действовала школа для детей обоего пола, для которой в 1896 году было построено прекрасное здание. С 7 декабря 1880 года открыто попечительство. Причт, состоявший из двух священников, дьякона и двух псаломщиков, помещался в церковных домах.

Постановлением БашЦИКа от 9 марта 1931 года церковь была закрыта и передана в ведение Уфимского горсовета для культурно-просветительных целей. Вскоре ее снесли, а на этом месте был выстроен Дом старых большевиков.

http://likirussia.ru/content/view/841/


Марина Зуйкова  1 декабря 2019

Церковь Успения Божией Матери в г. Уфе, зданием каменная, с такою же колокольнею, имеет три престола: в главном алтаре во имя Успения Божией Матери, в правом приделе – во имя Михаила Архангела, и в левом – во имя Георгия Победоносца. Ограждена в большом пространстве деревянною оградою, внутри которой разведен сад, состоящий из яблоней, приносящих плоды и других разных дерев. На постройку этой церкви, производившуюся в течении десяти лет, с 1840-го по 1850 год, употреблялись церковные доходы и прикладные суммы, собираемые по сборным книжкам. Сбор добровольных пожертвований на постройку церкви производились настоятелям церкви протоиереем Бреевым, священником села Птичья Челябинского уезда Николаем Абрамовым и чиновником Щеголевым. Престол в главном алтаре во имя Успения Божией Матери освящен преосвященным Иоанникием 18 декабря 1849 года, а престолы в приделах освящены преосвященным Филаретом: первый в 1862 году 30 ноября во имя Архистратига Михаила в память бывшей церкви в г. Уфе Михаило Архангельской, а второй во имя Гергия Победоносца, в память существовавшей в Успенском приходе часовни во имя Георгия Победоносца.

Нынешняя каменная церковь Успения Божией Матери уже вторая и построена том самом месте, где прежде стояла деревянная церковь в то же самое имя. Построение прежней церкви последовало по следующему случаю: в 1771 году по указу Святейшего Синода, от 24 декабря воспрещено было погребать умерших при городских церквах, - тогда за городом отведено было под городское кладбище то самое место, на котором теперь стоит Успенский храм, и с того времени здесь стали погребать умерших. Во время пугачевского бунта и осады Уфы, с октября 1773 года по 25 марта 1774 года, на здешнем кладбище стояла батарея, действовавшая против мятежников, нападавших на город со стороны сибирской дороги, как значится в памятной книжке, изданной в 1873 году Уфимским статистическим комитетом.

В конце прошлого столетия помещик Сергей Иванович Аничков перенес, оставшуюся от уничтоженного в г. Уфе в 1764 году Успенского мужского монастыря, деревянную церковь Успения Божией Матери, которая освящена в 1798 году по благословению преосвященного Амвросия архиепископа Казанского, к епархии которого принадлежала Уфа. Кладбище это с церковиею Успения Божией Матери приписано было к церкви св. Михаила Архангела, существовавшей в Уфе на Усольской улице /эта церковь сгорела в 1803 году/. К Михаило-Архангельской церкви принадлежала деревянная часовня, построенная в честь св. Георгия Победоносца на убогом дому, или кладбище, где погребали нищих, неизвестных странников и умерших насильственной смертию. Такого рода кладбища назывались скудельницами и основаны были нашими предками на основании слов св. евангелиста Матфея /глав. 24 ст. 7/. Уфимское скудельничее кладбище стояло в поле, где теперь Бекетовская улица, которая в последствии была в приходе Успенской церкви, а часовня поставлена в прошедшем столетии протоиереем уфимского Смоленского собора /ныне церкви св. Троицы/ Иаковом Неверовым, часовня эта сгорела в 1821 году, уже застроенная домами. От пожара этой часовни остался один большой крест с резными изображениями, который взят оттуда и теперь находится в Уфимском Успенском мужском монастыре. Этот крест в 1871 году возобновлен тщанием чиновника Александра Якимовича Щеголева, в память чудесного избавления его от слепоты, о чем и сделана на самом кресте надпись.

С самого начала нынешнего столетия г. Уфа, сделавшись из бывшего провинциального – губернским, стала быстро увеличиваться, и там, где были пустые места, возникли новые постройки, проводились одна за другою новые улицы, так что и бывшее кладбище с церковиею Успения Божией Матери оказалось уже внутри города, а не на выгоне, как было в прошлом столетии. Вследствие чего епархиальное начальство нашло нужным в силу указа святейшего Синода от 24 декабря 1771 года отвести для кладбища другое место за черту города; почему и отведено было место для нынешнего кладбища за городом близ старой Сибирской дороги в 1823 году, - Успенскую же церковь – обратить в приходскую, определив к ней особый штат священно-церковнослужителей.

Протоиерей Бреев, видя, что церковь приходит в ветхость и по маломестимости и неблаголепию не соответствует уже времени, а потому приложил старание к построению на месте прежней новой уже каменной церкви. Для сего, составленный проект на построение новой церкви, Духовной Консисториею был представлен в Главное управление путей сообщении и публичных зданий; каковой проект там рассмотрен и представлен на Высочайшее разрешение, и таким образом Высочайше утвержденный проект и препровожден при отношении Депортамента главного управления путей сообщения и публичных зданий от 11 июля 1837 года за № 2454 к преосвященному Иоанникию, епископу Оренбргскому и Уфимскому, а затем последовало на сломание прежней деревянной церкви и сооружение новой каменной разрешение св. правительствующего Синода, выраженное в указе от 31го июля 1839 года № 10927. В том же 1839 году была сломана прежняя деревянная церковь и продана в село Юрмаш Уфимского уезда за 1000 руб. ассигнациями, а в 1840 году по указу Консистории, от 5 июля за № 3018 произведена по благословению преосвященного Иоанникия закладка каменной церкви во имя Успения Божией Матери, которая строилась, как выше сказано, по особенному старанию протоиерея Бреева, на церковные доходы и сборные суммы в продолжении десяти лет.

Достопримечательности Успенской церкви, сохранившиеся до сего времени следующие:

1) Копия с чудотворного образа святителя Николая Чудотворца села Берёзовки-Камской, Бирского уезда, в серебряно вызолоченном окладе, с изображением совершенных им чудес, находящаяся на правом клиросе.

2) Образ старинного письма Успения Божией Матери в серебряно вызолоченной ризе с деяниями, изображающие события из жизни Пресвятыя Богородицы, находящийся на левом клиросе настоящей церкви. Эта икона в 1859 году 23 декабря похищена была из храма; риза ее в изломе найдена на третий день похищения. Сама икона, хранимая промыслом Божием, найдена в речке Сутолоке чрез четыре месяца после ее похищения совершенно целою, и через градскую полицию возвращена в храм, живопись на ней нисколько не попортилась и до сего времени не была возобновлена.

3) Икона Покрова Пресвятой Богородицы старинной живописи в серебряной непробной ризе, она как говорят принадлежала первой деревянной Успенской церкви, перенесенной из Успенского Мужского монастыря.

4) Небольшая икона Казанской Божией Матери в серебряно позлаченной ризе и с надписью на доске: что она пожертвована в 1778 году казаком служившим в Томском пехотном полку, носившему эту икону на своей груди.

5) Икона Божией Матери “Утоли моя печали” в серебряно вызолоченной ризе, привезенная из монастыря с Афолнской горы в 1873 году богомольцем, крестьянином Вятской губернии Василием Любимовым. Эта икона особенно чтимая прихожанами, пред нею часто служат Божией Матери молебны и акафисты, ее часто берут в дома свои для служения молебнов и акафистов.

Из церковных книг замечательны своею древностию, - это двенадцать месячных Миней старинной московской печати 1693 года. При настоящей церкви хранится оловянный потир и такой же дароносец с прибором, что напоминает о скудности утвари старой церкви.

В ограде при Успенской церкви, на месте бывшего кладбища находятся до сего времени многие надгробия, из них известны по надписям: чугунная плита у входа в церковь с левой стороны над прахом уфимского кафедрального протоиерея Василия Михайлова Фрагранского, скончавшегося в 1809 году, 52 лет от рождения и жены его Евдокии Дмитриевой, без означения времени кончины ее; надгробный каменный памятник коллежской советницы Анны Васильевны Верстовской, скончавшейся в 1818 году; чугунные плиты с надписью над прахом подполковницы Натальи Васильевны Дмитриевой, скончавшейся в 1818 году, Николая Степановича Романовского, скончавшегося 2 декабря 1814 года и Петра Степановича Евтюгина, Степана Васильевича Романовского, скончавшегося 2-го января 1809 года, Натальи Феодоровны Феодоровой, скончавшейся 16 декабря 1806 года, Надежды Николаевны Феодоровой, скончавшейся 16 августа 1825 года, и Анны Ивановны Романовской, скончавшейся 5 апреля 1795 года.

У алтаря Михаило-Архангельского придела с южной стороны, с особого разрешения епархиального начальства, погребен прах иконописца Николая Перлина, который, по написании в куполе Успенского храма Господа Сафаофа с небесными силами 30 августа 1872 года, стал спускаться с лесов, от обрыва каната, упал и убился до смерти. Над прахом его теперь стоит деревянный крест, с надписью о времени кончины его.

У алтаря Георгиевского придела, с северной строны, с особого разрешения епархиального начальства погребены и над прахом их поставлены деревянный крест обитый белым листовым железом и чугунная плита с надписью: здесь погребено тело надворного советника Ивана Ларионовича Березовского, скончавшегося 30 сентября 1825 года и супруги его Надежды Васильевны, скончавшейся в 1825 году.

По словам старожилов, здесь погребены многие из значительных лиц, и в числе таковых правитель Уфимского наместничества генерал-поручик Уфимский и Симбирский генерал-губернатор Александр Александрович Пеутлинг в конце прошлого столетия; но памятников его и прочих лиц не сохранилось, вероятно, они были уничтожены при постройке настоящей каменной церкви.

При Успенской церкви с 1862 года и по настоящее время существует церковно-приходское училище, заведенное священником Иоанном Темперовым. В нем обучаются Закону Божию, чтению, письму и арифметике дети всех сословий, а преимущественно дети бедных родителей. В настоящее время обучает детей Закону Божию местный священник Стефан Константиновский; чтению, письму и арифметике диакон Аркадий Кибардин.

В приходе Успенской церкви в настоящее время состоят следующие улицы: Большая Успенская, Малая Успенская, Малокладбищенская, Телеграфная, Старожандармская, Лазаретная, Калмацкая, Приютская, Новосибирская, Богородская и Солдатская слобода. Число душ в этом приходе состоит: мужеского пола – 916, а женского – 984 душ, обоего пола – 1903 души; дворов в приходе – 417.

К сей церковной летописи подписался священник Стефан Константиновский.

http://www.eparhia-ufa.ru/libraries/publications/svice-yas-istoricheskiy-ocherk-letopis-ufimskoy-uspenskoy-cerkvi



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.