Церковь Успения Божией Матери в г. Уфе, зданием каменная, с такою же колокольнею, имеет три престола: в главном алтаре во имя Успения Божией Матери, в правом приделе – во имя Михаила Архангела, и в левом – во имя Георгия Победоносца. Ограждена в большом пространстве деревянною оградою, внутри которой разведен сад, состоящий из яблоней, приносящих плоды и других разных дерев. На постройку этой церкви, производившуюся в течении десяти лет, с 1840-го по 1850 год, употреблялись церковные доходы и прикладные суммы, собираемые по сборным книжкам. Сбор добровольных пожертвований на постройку церкви производились настоятелям церкви протоиереем Бреевым, священником села Птичья Челябинского уезда Николаем Абрамовым и чиновником Щеголевым. Престол в главном алтаре во имя Успения Божией Матери освящен преосвященным Иоанникием 18 декабря 1849 года, а престолы в приделах освящены преосвященным Филаретом: первый в 1862 году 30 ноября во имя Архистратига Михаила в память бывшей церкви в г. Уфе Михаило Архангельской, а второй во имя Гергия Победоносца, в память существовавшей в Успенском приходе часовни во имя Георгия Победоносца.
Нынешняя каменная церковь Успения Божией Матери уже вторая и построена том самом месте, где прежде стояла деревянная церковь в то же самое имя. Построение прежней церкви последовало по следующему случаю: в 1771 году по указу Святейшего Синода, от 24 декабря воспрещено было погребать умерших при городских церквах, - тогда за городом отведено было под городское кладбище то самое место, на котором теперь стоит Успенский храм, и с того времени здесь стали погребать умерших. Во время пугачевского бунта и осады Уфы, с октября 1773 года по 25 марта 1774 года, на здешнем кладбище стояла батарея, действовавшая против мятежников, нападавших на город со стороны сибирской дороги, как значится в памятной книжке, изданной в 1873 году Уфимским статистическим комитетом.
В конце прошлого столетия помещик Сергей Иванович Аничков перенес, оставшуюся от уничтоженного в г. Уфе в 1764 году Успенского мужского монастыря, деревянную церковь Успения Божией Матери, которая освящена в 1798 году по благословению преосвященного Амвросия архиепископа Казанского, к епархии которого принадлежала Уфа. Кладбище это с церковиею Успения Божией Матери приписано было к церкви св. Михаила Архангела, существовавшей в Уфе на Усольской улице /эта церковь сгорела в 1803 году/. К Михаило-Архангельской церкви принадлежала деревянная часовня, построенная в честь св. Георгия Победоносца на убогом дому, или кладбище, где погребали нищих, неизвестных странников и умерших насильственной смертию. Такого рода кладбища назывались скудельницами и основаны были нашими предками на основании слов св. евангелиста Матфея /глав. 24 ст. 7/. Уфимское скудельничее кладбище стояло в поле, где теперь Бекетовская улица, которая в последствии была в приходе Успенской церкви, а часовня поставлена в прошедшем столетии протоиереем уфимского Смоленского собора /ныне церкви св. Троицы/ Иаковом Неверовым, часовня эта сгорела в 1821 году, уже застроенная домами. От пожара этой часовни остался один большой крест с резными изображениями, который взят оттуда и теперь находится в Уфимском Успенском мужском монастыре. Этот крест в 1871 году возобновлен тщанием чиновника Александра Якимовича Щеголева, в память чудесного избавления его от слепоты, о чем и сделана на самом кресте надпись.
С самого начала нынешнего столетия г. Уфа, сделавшись из бывшего провинциального – губернским, стала быстро увеличиваться, и там, где были пустые места, возникли новые постройки, проводились одна за другою новые улицы, так что и бывшее кладбище с церковиею Успения Божией Матери оказалось уже внутри города, а не на выгоне, как было в прошлом столетии. Вследствие чего епархиальное начальство нашло нужным в силу указа святейшего Синода от 24 декабря 1771 года отвести для кладбища другое место за черту города; почему и отведено было место для нынешнего кладбища за городом близ старой Сибирской дороги в 1823 году, - Успенскую же церковь – обратить в приходскую, определив к ней особый штат священно-церковнослужителей.
Протоиерей Бреев, видя, что церковь приходит в ветхость и по маломестимости и неблаголепию не соответствует уже времени, а потому приложил старание к построению на месте прежней новой уже каменной церкви. Для сего, составленный проект на построение новой церкви, Духовной Консисториею был представлен в Главное управление путей сообщении и публичных зданий; каковой проект там рассмотрен и представлен на Высочайшее разрешение, и таким образом Высочайше утвержденный проект и препровожден при отношении Депортамента главного управления путей сообщения и публичных зданий от 11 июля 1837 года за № 2454 к преосвященному Иоанникию, епископу Оренбргскому и Уфимскому, а затем последовало на сломание прежней деревянной церкви и сооружение новой каменной разрешение св. правительствующего Синода, выраженное в указе от 31го июля 1839 года № 10927. В том же 1839 году была сломана прежняя деревянная церковь и продана в село Юрмаш Уфимского уезда за 1000 руб. ассигнациями, а в 1840 году по указу Консистории, от 5 июля за № 3018 произведена по благословению преосвященного Иоанникия закладка каменной церкви во имя Успения Божией Матери, которая строилась, как выше сказано, по особенному старанию протоиерея Бреева, на церковные доходы и сборные суммы в продолжении десяти лет.
Достопримечательности Успенской церкви, сохранившиеся до сего времени следующие:
1) Копия с чудотворного образа святителя Николая Чудотворца села Берёзовки-Камской, Бирского уезда, в серебряно вызолоченном окладе, с изображением совершенных им чудес, находящаяся на правом клиросе.
2) Образ старинного письма Успения Божией Матери в серебряно вызолоченной ризе с деяниями, изображающие события из жизни Пресвятыя Богородицы, находящийся на левом клиросе настоящей церкви. Эта икона в 1859 году 23 декабря похищена была из храма; риза ее в изломе найдена на третий день похищения. Сама икона, хранимая промыслом Божием, найдена в речке Сутолоке чрез четыре месяца после ее похищения совершенно целою, и через градскую полицию возвращена в храм, живопись на ней нисколько не попортилась и до сего времени не была возобновлена.
3) Икона Покрова Пресвятой Богородицы старинной живописи в серебряной непробной ризе, она как говорят принадлежала первой деревянной Успенской церкви, перенесенной из Успенского Мужского монастыря.
4) Небольшая икона Казанской Божией Матери в серебряно позлаченной ризе и с надписью на доске: что она пожертвована в 1778 году казаком служившим в Томском пехотном полку, носившему эту икону на своей груди.
5) Икона Божией Матери “Утоли моя печали” в серебряно вызолоченной ризе, привезенная из монастыря с Афолнской горы в 1873 году богомольцем, крестьянином Вятской губернии Василием Любимовым. Эта икона особенно чтимая прихожанами, пред нею часто служат Божией Матери молебны и акафисты, ее часто берут в дома свои для служения молебнов и акафистов.
Из церковных книг замечательны своею древностию, - это двенадцать месячных Миней старинной московской печати 1693 года. При настоящей церкви хранится оловянный потир и такой же дароносец с прибором, что напоминает о скудности утвари старой церкви.
В ограде при Успенской церкви, на месте бывшего кладбища находятся до сего времени многие надгробия, из них известны по надписям: чугунная плита у входа в церковь с левой стороны над прахом уфимского кафедрального протоиерея Василия Михайлова Фрагранского, скончавшегося в 1809 году, 52 лет от рождения и жены его Евдокии Дмитриевой, без означения времени кончины ее; надгробный каменный памятник коллежской советницы Анны Васильевны Верстовской, скончавшейся в 1818 году; чугунные плиты с надписью над прахом подполковницы Натальи Васильевны Дмитриевой, скончавшейся в 1818 году, Николая Степановича Романовского, скончавшегося 2 декабря 1814 года и Петра Степановича Евтюгина, Степана Васильевича Романовского, скончавшегося 2-го января 1809 года, Натальи Феодоровны Феодоровой, скончавшейся 16 декабря 1806 года, Надежды Николаевны Феодоровой, скончавшейся 16 августа 1825 года, и Анны Ивановны Романовской, скончавшейся 5 апреля 1795 года.
У алтаря Михаило-Архангельского придела с южной стороны, с особого разрешения епархиального начальства, погребен прах иконописца Николая Перлина, который, по написании в куполе Успенского храма Господа Сафаофа с небесными силами 30 августа 1872 года, стал спускаться с лесов, от обрыва каната, упал и убился до смерти. Над прахом его теперь стоит деревянный крест, с надписью о времени кончины его.
У алтаря Георгиевского придела, с северной строны, с особого разрешения епархиального начальства погребены и над прахом их поставлены деревянный крест обитый белым листовым железом и чугунная плита с надписью: здесь погребено тело надворного советника Ивана Ларионовича Березовского, скончавшегося 30 сентября 1825 года и супруги его Надежды Васильевны, скончавшейся в 1825 году.
По словам старожилов, здесь погребены многие из значительных лиц, и в числе таковых правитель Уфимского наместничества генерал-поручик Уфимский и Симбирский генерал-губернатор Александр Александрович Пеутлинг в конце прошлого столетия; но памятников его и прочих лиц не сохранилось, вероятно, они были уничтожены при постройке настоящей каменной церкви.
При Успенской церкви с 1862 года и по настоящее время существует церковно-приходское училище, заведенное священником Иоанном Темперовым. В нем обучаются Закону Божию, чтению, письму и арифметике дети всех сословий, а преимущественно дети бедных родителей. В настоящее время обучает детей Закону Божию местный священник Стефан Константиновский; чтению, письму и арифметике диакон Аркадий Кибардин.
В приходе Успенской церкви в настоящее время состоят следующие улицы: Большая Успенская, Малая Успенская, Малокладбищенская, Телеграфная, Старожандармская, Лазаретная, Калмацкая, Приютская, Новосибирская, Богородская и Солдатская слобода. Число душ в этом приходе состоит: мужеского пола – 916, а женского – 984 душ, обоего пола – 1903 души; дворов в приходе – 417.
К сей церковной летописи подписался священник Стефан Константиновский.
http://www.eparhia-ufa.ru/libraries/publications/svice-yas-istoricheskiy-ocherk-letopis-ufimskoy-uspenskoy-cerkvi