ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Москва. Церковь Николая Чудотворца в Старом Коптеве.


Москва. Церковь Николая Чудотворца в Старом Коптеве
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Николая Чудотворца, Алексия, митрополита Московского, Михаила Малеина
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1907 и 1917. Так и не была достроена.
Год утраты:приблизительно 1930
Архитектор:Н.Н. Благовещенский
Адрес:
Москва, ул. Коптевская, на юг от д. 8.

Координаты: 55.826779, 37.517212



Церковь Николая Чудотворца в Старом Коптеве, Временная деревянная церковь Фото с сайта https://pastvu.com<br>, Москва, Северный административный округ (САО), г. Москва
Временная деревянная церковь Фото с сайта https://pastvu.com
Андрей Агафонов
1 января 1928
Церковь Николая Чудотворца в Старом Коптеве, , Москва, Северный административный округ (САО), г. Москва
Андрей Агафонов
1 января 1907
Церковь Николая Чудотворца в Старом Коптеве, , Москва, Северный административный округ (САО), г. Москва
Андрей Агафонов
1 января 1907



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 Марина Григорашвили
 
Марина ГригорашвилиАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  10 апреля 2016

Коптевские Выселки и Новое Коптево имеют недавнее происхождение - они выделились из деревни Коптево в середине и второй половине ХIХ в. Пустоши Коптево - это было сельцо, центр самостоятельного владения. Его происхождение связано либо с родом Коптевых, который записан в древней "Бархатной книге" в конце ХVII в. и в российском "Гербовнике", либо с именем жившего в конце ХV в. выходца из старинного боярского рода Константина Бутурлина, который имел прозвище Копоть. Строительство окружной железной дороги потребовало более двух десятин коптевской земли. Видимо, в связи с работой землемеров и произошёл раздел между Старым и Новым Коптевом.

Линия Виндавской железной дороги (Московско-Рижская) и основанная на ней станция Москва-2-я (потом Подмосковная, сейчас Красный Балтиец) создала затруднения для прихожан (церкви Всех Святых в с. Всехсвятское) из Коптева, дачного посёлка Новая Ипатовка и других селений. Путь в приходскую церковь Всех Святых заметно удлинился. Настоятель Всехсвятского храма С. Лебедев, собрав уважаемых прихожан и заручившись начальной финансовой поддержкой, предложил построить в Старом Коптеве каменный храм во имя Николая Чудотворца. Торжественная закладка состоялась в мае 1907 г. Средств было мало, строительство велось медленно, потом заглохло. Работы возобновились в июле 1915 г., после вклада владельца суконной фабрики из Михалково Иокиша. Война и революция помешали этой работе, а архивные документы не сохранили сведений о судьбе церкви.

Из книги Северный округ Москвы "Энциклопедия российских деревень", 1995 г.


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  6 февраля 2017

В конце XIX века деревня Коптево разделяется на Старое Коптево и Новое Коптево. В 1907-1917 годах на улице (южнее современного дома № 8) архитектором Н.Н. Благовещенским была построена церковь Николая Чудотворца в Старом Коптеве. Предполагались приделы Алексия, митрополита Московского и Михаила Малеина. Довольно крупное пятиглавое здание в псевдорусском стиле с трапезной, декорированное двумя малыми шатрами по сторонам высокой шатровой колокольни. Строительство продвигалось медленно и завершено не было. С 1917 года деревня вошла в черту Москвы. Церковь была разрушена в конце 1920-х годов, но не раньше 1928 года.

http://moscowonline.info/street/koptevskaya-street/


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  4 апреля 2017

Храм был заложен в 1907 году, но его строительство, предположительно, не было завершено. Основной храм предполагалось освятить во имя Николая Чудотворца, а престолы — в честь митрополита московского Алексия и Михаила Малеина. К 1930-м годам храм был снесён. Располагалась церковь в районе перекрёстка современных Новопетровской и Коптевской улиц.

Местность под названием Коптево известна с конца XVI века. Во второй половине XVIII века деревню приобрёл грузинский царевич Георгий Вахтангович, которому принадлежало соседнее село Всехсвятское. Жители Коптева были прихожанами храма Всех Святых во Всехсвятском. К началу XX века численность населения деревни составила уже 439 человек, а село Всехсвятское располагалось в двух верстах от неё. Тогда священник Всехсвятской церкви Сергей Лебедев выступил с инициативой строительства собственной церкви в Коптеве.

В 1905 году архитектором Н.Н. Благовещенским был составлен проект церкви. Храм было решено построить на месте прежней церкви, по преданию разрушенной поляками в 1612 году. Предположительно, из-за нехватки средств и бюрократических трудностей строительство началось только через два года. Один из главных благотворителей Ипат Афанасьев, обещавший пожертвовать средства на храм, умер не дождавшись разрешения на строительство. 31 мая (13 июня) 1907 год в 11:30 из церкви Всех Святых в Коптево проследовал крестный ход, после чего при большом скоплении народа состоялась торжественная закладка храма Святителя Николая. 18 (31) октября 1908 года года рядом со строящимся храмом была открыта церковно-приходская школа. Строительство храма велось медленно и вскоре было приостановлено из-за недостатка финансирования.

Но в июле 1915 года в ознаменование 300-летия дома Романовых строительство было возобновлено. Средства на храм были пожертвованы суконной мануфактурой Иокиша соседнего села Михалкова и обществом трезвости, основанным Сергеем Лебедевым. Храм предполагалось освятить во имя Святителя Николая — в честь императора Николая II. Один из приделов храма должен был быть освящён во имя Михаила Малеина, в честь которого был назван родоначальник Дома Романовых.

Неизвестно, было ли строительство храма завершено. По воспоминания старожилов, в 1930-х годах его здания уже не существовало. Место, где стоял храм, осталось не застроенным, поэтому есть вероятность, что его фундамент сохранился.

Храм имел достаточно большой размер — примерно 34 метров в длину и 17 метров в ширину. Самой объёмной частью церкви была широкая трапезная, перекрытая единым сводом. Над ней возвышался небольшой пятиглавый объём. К трапезной примыкала высокая шатровая колокольня. Расположение престолов нехарактерно для храмовой архитектуры. Они находятся прямо под пятиглавием, а не в апсидах, как это принято. Архитектор следовал традициям средневекового русского зодчества, что проявилось в различных декоративных элементах: килевидные кокошники, ширинки, наличники окон, пояски, карнизы и прочее.

Вайнтрауб Л.Р., Карпова М.Б., Скопин В.В. Храмы северного округа. - М.: Старая Басманная, 1997. Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Москва в границах 1917 года. - М.: Книга и бизнес: Кром, 1995. Т. 3. Токмаков И.Ф. Благотворная Пастырская Деятельность. Священник Церкви села Всехсвятского московского уезда о. Сергей Николаевич Лебедев, основатель Куркинского, Всехсвятского и Николо-Бутырского Обществ Трезвости. 1889-1911 г.г. - М., 1912.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.