ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Слобода. Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь. Колокольня.


Слобода. Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь. Колокольня
Колокольня. Действует.  
Год постройки:1715. Перестроена в 1831-1835.
Архитектор:П.Я. Паньков (перестройка)
Адрес:
Россия, Ярославская область, Любимский район, с. Слобода

Координаты: 58.209271, 40.927591





Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь. Колокольня, , Слобода, Любимский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
30 января 2021
Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь. Колокольня, , Слобода, Любимский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Алексей Слёзкин
30 января 2021
Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь. Колокольня, , Слобода, Любимский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
12 октября 2010
Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь. Колокольня, Фото В.В. Лелецкого<br>, Слобода, Любимский район, Ярославская область
Фото В.В. Лелецкого
Андрей Агафонов
1 апреля 1991
Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь. Колокольня, Вид с северо-запада. Фото В.А.Лопатина, до 1917 г., фрагмент. http://www.gennadiev.ru/istoria_monastyria/kolokolnya-1715-1831-1835-gg/<br>, Слобода, Любимский район, Ярославская область
Вид с северо-запада. Фото В.А.Лопатина, до 1917 г., фрагмент. http://www.gennadiev.ru/istoria_monastyria/kolokolnya-1715-1831-1835-gg/
Илья г.Химки
1 января 1917



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Илья г.Химки  6 ноября 2019

Построенная в 1715 году каменная колокольня Спасо-Геннадиева монастыря была трехъярусной. В первом этаже ее располагались две 10 кладовые палатки, под которыми был устроен теплый погреб. Во втором находилась церковь Корнилия Комельского, которая после 1804 года была перенесена в теплую трапезную, пристроенную к соборной церкви с западной стороны. Освободившееся помещение было приспособлено под архив. Над церковью располагался третий открытый ярус звона, где помещались семь колоколов, а также излюбленный атрибут того времени – «боевые часы».

Шатровое покрытие колокольня было деревянным на стропилах, между двумя слоями тесовой кровли прокладывалось широкое полотнище бересты. Над шатром устанавливалась главка, покрытая сначала деревянным лемехом, а позже опаянная белой жестью. Над главкой - крест железный позолоченный. К каменной колокольне примыкала деревянная паперть, в которой была устроена лестница для подъема в церковь и выше – на ярус звона.

Длина колокольни с папертью составляла 6 саженей, а ширина 4 сажени. Высота паперти с кровлей достигала 6 саженей, а высота всей колокольни с шатром – 18-ти. Такой колокольня оставалась до 1830 года, когда было принято решение о ее перестройке, которое не ограничилось заменой деревянного завершения каменным, а придало всему сооружению совершенно новый облик.

Какие же работы были проделаны в период с 1831 по 1835 год? Прежде всего, деревянный шатер был разобран и на его месте над ярусом звона возведены из кирпича еще два постепенно уменьшающиеся в размерах четверика, которые хорошо видны на старой фотографии и сохранились в натуре. Затем, фасады колокольни получили новое декоративное убранство, выполненное в духе архитектуры классицизма. Как видно на дореволюционных изображениях, фасады колокольни разделялись по высоте на четыре яруса. Причем, кирпичные стены первоначальной постройки сохранялись, но изменялись их пропорции. Высота бывшего первоначально невысоким нижнего четверика увеличивалась, его фасады оформлялись классицистическими портиками. До настоящего времени портики не сохранились.

Двенадцать колонн были поставлены по три у каждого из углов четверика. Для этого по периметру четверика возводился цоколь шириной 1,2 метра, на который ставились колонны, четыре из которых располагались по углам, а восемь – по сторонам четверика. Диаметр колонн составлял 80 см, расстояние между ближайшими колоннами – 1,1 метра, удаление от стен колокольни – 25 см.

Над нижним четвериком колокольни Спасо-Геннадиева монастыря располагался сохранивший стены первоначальной постройки восьмерик, декоративное убранство фасадов которого кардинально менялось. Из восьми арок звона оставлялись лишь четыре, остальные, располагавшиеся над углами четверика, закладывались кирпичом, фасады декорировали, подобно нижнему ярусу, двенадцать колонн, поставленные по три с каждой из четырех сторон. Три верхних яруса колокольни дошли до нашего времени без существенных изменений, утрачено лишь их завершение. Как видно на старой фотографии, верхний четверик имел четырехгранное куполообразное металлическое покрытие, напоминающее по форме колокол, над которым устанавливалась небольшая главка в форме вазона с восьмиконечным позолоченным крестом над ней.

В настоящее время колокольня расположена в угловой юго-западной части Спасо-Геннадиева монастыря, в 35 метрах к юго-западу от соборного храма. Прием постановки колокольни отдельно от соборного храма был широко распространен подобным образом, в частности, решалась звонница Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле, а также колокольни Ипатьевского, Авраамиево-Городецкого монастырей и других. Две самые ранние каменные постройки монастыря возводились не одновременно, первым в середине XVII века был выстроен каменный соборный храм, колокольня же еще более полувека оставалась деревянной. И лишь в петровское время, в 1715 году, она была возведена из кирпича, и стала вторым каменным зданием в монастыре.

Насколько можно судить по сохранившимся остаткам, колокольня первоначально была двухъярусной и состояла из нижнего четверика и высокого восьмерика над ним. Над восьмериком возвышалось деревянное шатровое покрытие. Шатровые колокольни, получившие преимущественное распространение в допетровской архитектуре, продолжали, наряду с колокольнями нового типа, строиться и в начале XVIII века. Тяготевшие к допетровским формам декора шатровые колокольни, ставились по преимуществу, рядом с пятиглавыми храмами. В настоящее время каменные стены первоначальной части здания сохранились, но дошли в искаженном позднейшими перестройками и утратами виде. Они сложены из большемерного кирпича размером 31-32х13,5-14х7,8 см. В плане нижний четверик колокольни представляет собой квадрат размером по фасадам 8,8х8,8 метра. Толщина стен его составляет около 1,6 метра. Высота колокольни в настоящее время достигает 37 метров.

Как нам стало известно из архивных источников, внутри колокольня разделялась первоначально сводчатыми перекрытиями на три этажа. В среднем помещении первоначально располагалась церковь Корнилия Комельского, а 17 позднее монастырский архив. Подняться в него можно было по деревянной лестнице, устроенной в примыкавшей к фасаду колокольни деревянной паперти. Помещение перекрывалось, сохранившимся до настоящего времени восьмилотковым сомкнутым сводом. Переход от четверика к восьмерику осуществлялся с помощью тромпов. Помещение освещалось окнами, арочные проемы некоторых из них сохранили свои первоначальные очертания.

Под церковью располагались две кладовые палатки, под которыми был устроен теплый погреб. Первоначальные перекрытия этой части здания не сохранились, восстановить их возможно лишь по остаткам в натуре. Над церковью, в верхней половине восьмерика, находился ярус звона, куда можно было подняться по внутристенной лестнице. (РСтены его были первоначально прорезаны восемью большими арочными проемами. В первой половине XIX века четыре проема, располагавшиеся над углами четверика, были заложены. Каждый из простенков декорирован тремя примыкающими вплотную к стене колоннами с гладкими стволами и коринфскими капителями.

Таким образом, общее количество колонн в нижнем и во втором ярусе совпадало. Двенадцать колонн поддерживали венчавший стены второго яруса и проходящий по периметру здания антаблемент. Над восьмериком по проекту архитектора Панькова были поставлены два четверика, пропорции которых приближены к кубическим. Переход от восьмерика к нижнему четверику был очень плавным, длина диагонали его совпадала по размерам с протяженностью между двумя противоположными стенами восьмерика. В совершенно оригинальном, не находящем аналогий в других постройках, декоративном убранстве нижнего четверика намеренно подчеркнута связь с архитектурой барокко. Фасады его прорезаны расположенными над арками звона огромными овальными проемами, обрамленными с двух сторон короткими плоскими пилястрами, опирающимися на гигантские овальные кронштейны.

Поначалу постройка кажется очень дисгармоничной. Спокойный, приближенный к кубическому, объем, декорированный плоскими графическими деталями, сочетается в ней с мощными барочными элементами. Однако при взгляде издали, начинаешь постепенно ощущать, что никак не акцентированные ребра куба исчезают, и силуэт в целом приобретает пучинистую форму, отдаленно напоминающую очертания глав собора. Очевидно, по мысли архитектора подобное решение должно было подчеркнуть связь новой колокольни со старым собором. Над нижним четвериком ставился второй меньший по размерам, который должен был остановить движение вверх и сделать мягким переход к завершению. Стены его прорезаны, подобно восьмерику, большими арочными проемами, обрамленными с двух сторон лопатками. Плоский графический декор верхнего четверика дополняют лишь, обрамляющие полукружия арок, профилированные тяги. Концы их соединены и единой линией охватывают четверик по периметру. Четверик завершался четырехгранным со срезанными углами металлическим покрытием в форме колокола и небольшой главкой напоминающей вазон, бывший излюбленной деталью в архитектуре барокко. Над главкой устанавливался железный позолоченный восьмиконечный крест.

В целом колокольня Спасо-Геннадиева монастыря производит странное впечатление. В ее архитектуре, пожалуй, в первый и последний раз, произошло явное и подчеркнутое смешение стилей барокко и классицизма, которое было обусловлено желанием стилистически объединить новую колокольню со старым собором. Этот очень смелый шаг был по плечу только занимавшему высокий пост талантливому и независимому самоучке, каким был ярославский губернский архитектор Петр Паньков. Уникальность постройки, не находящей прямых аналогий в подобных ей сооружениях, делает ее заметной, запоминающейся и заслуживающей внимание историков архитектуры.

Полностью работа искусствоведа Фадеевой Г.И. по ссылке

http://www.gennadiev.ru/wp-content/uploads/2014/06/KOLOKOLNYA-1715-1831-1835-gg.pdf



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.