Церковь Двенадцати Апостолов (греч. Αγιοι Απόστολοι) — крестокупольный храм в городе Салоники, посвященный соборной памяти двенадцати апостолов. Храм был построен в XIV веке – эпохе, известной как «золотой век» Салоник. В то время город превратился в крупный культурный, интеллектуальный и духовный центр северного Средиземноморья, являясь вторым по значимости после Константинополя городом угасающей Византийской империи.
Монастырь основан константинопольским патриархом Нифонтом I между 1310 и 1314 гг. и посвящен Богородице. Считалось, что церковь была построена в XII веке (некоторые специалисты видели в ней элементы архитектуры VII века). Однако после обнаружения в ходе реставрации посвятительной надписи, в которой Нифонт обозначен как ктитор, строительство церкви стали относить к началу XIV века: «Павел монах, настоятель сей чтимой обители и ученик Святейшего вселенского патриарха и ктитора господина Нифонта, второй ктитор». Надпись находится над главным входом из притвора в храм. Здесь помещено фресковое изображение Богородицы с двумя архангелами и коленопреклоненной фигурой игумена Павла. Имя Нифонта как ктитора сохранилось на карнизах дверных коробок и среди кирпичного орнамента стенной кладки фасада. Церковь Святых Апостолов, как и большинство храмов Салоник в период между 1520 и 1530 гг., была обращена в мечеть Суджук су Джамии (то есть «мечеть холодных вод»). С XIX века храм упоминается под своим теперешним именем, хотя раннее его посвящение Богородице несомненно.
Храм Двенадцати Апостолов расположен в западном конце Византийских Салоник, к юго-востоку от Летейских ворот, почти примыкая изнутри к городским стенам. Он являлся соборным храмом (кафоликоном) крупного монастыря. От былого монастырского хозяйства до нашего времени дошли лишь фрагменты: остатки монастырских ворот с фрагментом монастырской ограды на западе, небольшой фрагмент восточной стены, да цистерна для хранения воды к северо-западу от храма. Судя по сохранившимся фрагментам, входные ворота монастыря были двухэтажными, нижний ярус перекрывал полуциркульный свод.
Храм – крестокупольного типа, четырехстолпный, с внутренним притвором вдоль западной стены центрального квадрата и охватывающей здание с трех сторон внешней галереей. Два придела в концах внешней галереи перекрыты световыми куполами, еще два купола освещают внешнюю галерею напротив северного и южного проходов из внутреннего притвора. Таким образом храм является крестово-купольным и при этом пятиглавым – тип неизвестный в византийском храмовом зодчестве вплоть до наступления времени Палеологов. В плане здание преставляет почти равносторонний прямоугольник (19,2 х 17,5 м) с выступающей с востока семигранной апсидой фланкированной трехгранниками апсид жертвенника и диаконника. Высота храма до зенита центрального купола – 16 метров, что составляет 2 длины стороны подкупольного квадрата.
При его возведении были использованы элементы более ранних строений. Так, из четырех колонн, поддерживающих купол, две западные изготовлены из зеленого фессалийского мрамора antic verde, а две восточные – из серого гранита. И колонны, и венчающие их резные капители VI века, украшенные листьями аканта, являются сполиями. На уровне капителей вдоль стен центрального храма проходит хорошо сохранившийся карниз, делящий пространство храма на две зоны. Первоначально карниз был призван отделять планировавшуюся каменную облицовку низа стен от мозаичной поверхности верха стен и сводов храма. В 1314 году ктитор монастыря патриарх Нифонт оставил патриарший трон и финансирование отделки храма прекратилось, поэтому мраморная облицовка не состоялась и низ стен покрыли росписью. Был расписан и сам карниз. Большая часть света проникает в храм через большие тройные окна в подкупольной части центрального квадрата и непосредственно через проемы в барабане главного десятигранного купола. Рукава креста перекрыты традиционными полуциркульными, а внутренний нартекс – тремя крестовыми сводами, причем центальный свод нартекса несколько выше боковых, и украшен ребрами. Внешняя галерея так же перекрыта крестовыми всодами с четырьмя восьмигранными куполами, своды двух западных куполов так же ребристые, в англоязычной литературе их часто называют "тыквенными", по характерной форме этого плода.
Снаружи храм богато украшен фигурной кирпичной кладкой, кирпичом же выложена надпись “Нифонт патриарх ктитор”. Монограммы имени Нифонта, как указано выше, также встречаются на мраморных карнизах дверей и капителях колонн. Первоначально внешняя галерея была оформлена двойными аркадами с разделительными колоннами-сполиями, высотой 2,9 м. К сожалению, часть арок (в основном с южной стороны) ныне заложена кирпичом, и вместо полукруглых окон внутренность галереи освещают характерные квадратные окна, относящиеся к периоду турецкого владычества. Судя по остаткам фундаментов, ко входу в храм примыкала квадратная в плане пристройка, скорее всего – основание колокольни.
Церковь богато украшена мозаикой и фресками эпохи Палеологов. Мозаики храма относят к последним мозаичным полотнам в Салониках перед турецким завоеваниям. Купол украшает изображение Христа Вседержителя с характерной несколько крупной кистью руки (сохранился лишь низ торса). Вокруг фигуры Спасителя была расположена круговая надпись, текст ее можно восстановмить по сохранившимся остаткам: «Господь приникнул со Своей святой высоты, Господь призрел с небес на землю, чтобы услышать стон узников, освободить детей смерти, чтобы возвещали на Сионе имя Господне и Его хвалу – в Иерусалиме» (Пс. 101, 20-22). Ниже, в простенках окон купола расположены фигуры ветхозаветных пророков – Илии, Елисея, Аввакума, Ионы, Исаии, Наума, Софонии, Иеремии, Иезекииля и Малахии. Подписи фигур не сохранились, но пророки четко идентифицируются по текстам на свитках. Ниже в парусах традиционно изображены евангелисты. Мозаикой украшены и все арки центральной части церкви: на южной - Рождество Христово и Крещение, на западной - Преображение и Вход Господень в Иерусалим, на северной - Распятие Христово и Воскресение. На стенах сохранились мозаики Успение Богородицы, Спас Нерукотворный, частично - Сретение и Благовещение, а так же отдельные фигуры святых: Маркиана и Мартирия, Косьмы Маюмского, Иоанна Дамаскина, и еще несколько поврежденных фигур. Геометрические мотивы мозаичных бордюров отчастинапоминают подобные им в часовне храма Богоматери Паммакаристы в Константинополе. В целом, стилистически мозаики составляют одну группу с частично сохранившимся мозаичным убранством Фетие Джамии, Килиссе Джамии (остатки изображений в куполах притвора) и Карие Джамии.
Особо следует отметить четыре мозаики на сводах рукавов главного креста: Преображение Господне, Крещение, Воскресение и Вход в Иерусалим, в принципе неплохо сохранившиеся, если не считать почти полного отсутствия золотого фона. У всех мозаик в храме Двенадцати Апостолов утрачен золотой фон, сбитый по приказу турецких хозяев перед тем, как своды храма были покрыты штукатуркой. Вероятно, штукатурка была нанесена сразу после превращения церкви в мечеть, но при этом золотые кубики фона были вынуты очень аккуратно. Судя по всему, работы выполняли местные христиане, которые не только постарались сохранить контуры фигур, но и оставили неповрежденными многие надписи, аккуратно выбрав вокруг них кубики золотой смальты. Мозаичная отделка храма осталось в свое время незавершенной из-за прекращения финансирования, и алтарная часть так и осталась без мозаичного убранства. Отсутствие золотого фона сильно ослабляет нынешнее восприятие уцелевших фрагментов. О былой красоте можно судить по нижним частям изображения Евангелистов где золотой фон сохранился у подножий.
Большинство фресок украшают алтарную часть церкви, оствшуюся в свое время без мозаичной отделки. В жертвеннике – фигуры диаконов, обращенные влево, в диаконнике изображен Свт. Григорий Нисский и еще два святителя. Под конхой главной апсиды по обе стороны от алтарного окна расположены шесть фигур святителей со свитками в руках. Их ряд визуально продолжают фигуры святых на стенах главного храма, высота их достигает 2,1 м. Над арками проходов в галерею – погрудные изображения. Сохранность росписи неважная, везде следы ударов молотком для лучшего сцепления с покрывавшей их турецкой штукатуркой. Сюжеты росписи внутреннего нартекса посвящены Рождеству и отрочеству Богородицы: молитва Анны, явление ангела Иоакиму, благословение отроковицы Марии первосвященниками, Введение во Храм, а так же изображения Сорока мучеников, Св. Димитрия Солунского, Преп. Марии Египетской и игумена Зосимы. В тимпанах расположены композиции «Души праведных в Руке Божией» и вышеупомянутая ктиторская композиция.
В северном рукаве внешней галереи расположен придел Иоанна Предтечи, и сюжеты росписей посвящены сценам его жития. В южной части внешней галереи преобладают фигуры святых воинов, над входом в главный храм – Св. Апостолы Петр и Павел, а в большом тимпане стены, отделяющей галерею от южного придела – большая композиция «Древо Иессеево» - древо предков Девы Марии. Слева от Древа – ветхозаветные сюжеты: Положение Ковчега Завета, Гидеон выжимает руно, Моисей, принимающий скрижали Завета, а так же юный пророк Аввакум.
В зените двух куполов внешней галереи – Богоматерь с Младенцем, в парусах – Лествица Иакова, Моисей перед Купиной и прочие сюжеты, считающиеся прообразами Богородицы.
http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=12&topic=114