ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Путивль. Церковь Вознесения Господня.

Старая, или деревянная Вознесенская церковь


Путивль. Церковь Вознесения Господня
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Вознесения Господня, Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:1772.
Год утраты:1921 (разобран в 1921 г. и перевезён в д.Зиново)
Адрес:
Украина, Сумская обл., г. Путивль, перекрёсток улиц Вознесенской и Николаевской (ныне Героев Путивльщины)

Координаты: 51.335728, 33.868664
Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Путивль или в Путивль, выходить на автостанция "Путивль"



Церковь Вознесения Господня, Фото Стефана Андреевича Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского. Вид с перекрёстка Вознесенской (Свердлова) и Николаевской (1 Мая) улиц<br>, Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Фото Стефана Андреевича Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского. Вид с перекрёстка Вознесенской (Свердлова) и Николаевской (1 Мая) улиц
Чурочкин Александр, прот.
1 июня 1920
Церковь Вознесения Господня, Фото Стефана Андреевича Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Фото Стефана Андреевича Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1920
Церковь Вознесения Господня, Усадьба церкви, 1917 г. Вид с перекрёстка Вознесенской (Свердлова) и Николаевской (1 Мая) улиц<br>, Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Усадьба церкви, 1917 г. Вид с перекрёстка Вознесенской (Свердлова) и Николаевской (1 Мая) улиц
Чурочкин Александр, прот.
1 июня 1917
Церковь Вознесения Господня, Усадьба церкви, 1917 г.<br>, Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Усадьба церкви, 1917 г.
Елена Григорьева
1 июня 1917
Церковь Вознесения Господня, Иконостас центрального придела<br>, Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Иконостас центрального придела
Чурочкин Александр, прот.
??
Церковь Вознесения Господня, Вид с Николаевской улицы. На переднем плане стройка новой каменной Вознесенской церкви<br>, Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Вид с Николаевской улицы. На переднем плане стройка новой каменной Вознесенской церкви
Чурочкин Александр, прот.
??
Церковь Вознесения Господня, Вид с колокольни Благовещенской церкви<br>, Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Вид с колокольни Благовещенской церкви
Чурочкин Александр, прот.
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  31 июля 2022

Памятка тризрубна, дубовая, покрытая по стропилам (интересная деталь) лубом, сверху была обшита тесинами, а позднее этаж тесин обит железом. План имеет такой: алтарь - шестигранник, Бабинец - четырехгранник, центральный участок - больший четырехгранник, удлиненный по оси юг - север.

В композиции строения замечаем такие особенности: церковь сохранила опасение (галерею). Павел Алеппский в своих записках о путешествии через Украину в Москву записал, что: «… в Путивле все церкви высокие и великолепные. Они возвышаются над своим основанием и будто висят в воздухе. Такое впечатление создавали опасения XVII века. Такое впечатление производит и Вознесенская церковь, построенная уже в XVIII ст.».

В алтаре опасение снаружи обходит вокруг. Ширина опасения алтаря определяется шириной центрального сруба так: ширина опасения с юга, плюс ширина алтаря, плюс ширина опасения с севера равны ширине сруба центральной части. Опасение перед южной и северной гранями центра не связано с опасением алтаря и бабинца, имеет вид навеса, опирающегося на четыре колонки и покрытое по припусницах. Бабинец тоже имеет опасение с трех сторон, к тому же в два яруса. Ширина опасения с юга плюс ширина бабинца, плюс ширина опасение с севера равны, как и в алтаре, ширине сруба центральной части. Заломы верхов перекрыты "подпоясанными" крышами.

Высокий сруб стен центрального участка в нижней части – четырехгранник, у которого ширина заметно больше длины. В верхней части сруб постепенно переходит в восьмигранник: сначала преломляются южная и северная грани до тех пор, пока в срубе ширина сравняется с длиной. Выше сруб - уже восьмигранник. Восточная и западная грани четверика непосредственно переходят в восьмерик. Систему перехода четверика в восьмерик обнаруживает обмерочный план и разрез. Южная и северная грани упомянутого восьмигранника прорезаны окнами. Первый световой восьмерик. Поверх второго залома, резко сужающего пространство, залом переводит объем участка в небольшой, спокойных пропорций участок, поставлен фонарик с главкой.

Сруб стен алтаря низкий. Залом переводит объем восточной части в световой восьмерик такого же размера, как и восьмерик центра. Тождественны также верхние части верхов алтаря и центрального участка. Совсем иначе скомпонован западный участок. Над бабинцем возвышается квадратная колокольня, в плане примерно такого же размера, как и верх алтаря. Таким образом, полной симметрии в композиции нет, но в то же время элементы асимметрии резко не бросаются в глаза.

В Вознесенской памятке наблюдаем черты, которые заставляют вспомнить о характерных строительных приметах Галичины. Широкое двухэтажное опасение бабинца вместе с бабинцем равно ширине сруба центральной части: это повторение конструкции церкви, построенной в 1636 г. в Дрогобыче, и др. Двухэтажные опасения при бабинце встречаются в Галичине очень часто. Часто также в церквях Галичины западный верх используется под колокольни. Эти характерные архитектурные средства принесли из Карпат на восток переселенцы.

Исходный размер в построении плана церкви в Путивле - ширина центрального участка. План разбит по следующим правилам: длина центра – апофема равностороннего треугольника со стороной, равной ширине центра; длина и ширина алтаря – 1/2 диагонали четырехгранника плана центра. Восточная и две соседние грани алтаря составляют 1/4 ширины центра, а южная и северная грани – 1/2 ширины центра. В бабинце длина равна длине алтаря, а ширина – полусумме длины центра и алтаря, или полной его длине. У приделка ширина равна ширине бабинца, а длина 1/2 ширины центра.

В основе построения срубов стен, заломов, восьмериков и фонарей лежат размеры плана. Высота четырехгранного сруба стен центральной части до начала залома южной и северной его граней равна полусумме полной длины плана центральной части и алтаря; высота того же сруба до вершин наклонных клиньев, с помощью которых четырехгранник переводится в восьмигранник, - длине плана участка, а высота его до начала восьмерика – диагонали четырехугольника, что составляет южную половину плана центра.

Высота восьмерика составляет 1/2 полной длины плана центра, а длина и ширина его равны длине каждая плана центра. Высота центрального участка до начала первого залома равна удвоенной полной длине плана алтаря. Высота сруба участка до основания фонаря равна удвоенной длине плана центра. Длина и ширина фонаря равны 1/2 ширины (или длины) плана алтаря, а высота его – апофема равностороннего треугольника со стороной, равной длине фонаря. Высота второго залома равна высоте первого. Высота второго залома и фонаря вместе равна длине южной грани плана алтаря, высота верха центральной участки – ширине плана алтаря; внутренняя высота центрального участка равна утроенной полной ширине плана алтаря, следовательно, внутренняя высота центральной участка меньше длины плана алтаря, центра. Сруб стен алтаря значительно ниже сруба центра, он равен апофеме равностороннего треугольника со стороной, равной длине плана алтаря. Первый залом, напротив, выше первого залома центрального участка. Высота первого залома и сруба стен алтаря вместе равна полной длине плана центрального участка. В восьмерике алтаря длина и ширина равны 1/2 ширины плана алтаря (как и у фонаря центрального верха); высота восьмерика алтаря – высоте фонаря центрального верха. Высота верха алтаря равна длине плана центра; внутренняя высота алтаря – удвоенной длине плана участка.

Высота сруба стен бабинца равна высоте южной грани сруба стен центральной части до начала ее залома (полусумме полной длины плана центра и алтаря), а внутренняя высота бабинца – диагонали квадрата, вписанного в шестиугольник плана алтаря. Высота нижней части бабинца (до помоста, что разделял женскую на два этажа) составляет 1/2 длины плана центра. Окно в восьмерике центральной части заложено на высоте, равной высоте треугольника с основанием, равным длине плана, и боками, равными ширине плана центра, а верх этого окна заложен на высоте, равной полусумме полной длины плана алтаря, центра и бабинца. Окна в фонаре центрального верха заложены на высоте, равной удвоенной длине плана центра. Окно в восьмерике алтаря заложено на высоте, равной полной длине плана центра.

С.А. Таранушенко «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины». – К.: 1976 г., перевод с украинского, орфография сохранена.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.