ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Вахитовский район. Церковь Грузинской иконы Божией Матери.

Грузинская церковь


Вахитовский район. Церковь Грузинской иконы Божией Матери
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Грузинской иконы Божией Матери, Митрофана Воронежского, Троицы Живоначальной
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1838 и 1852.
Год утраты:1934
Адрес:
Республика Татарстан, город Казань, улица К. Маркса, д. 44.

Координаты: 55.795787, 49.127396



Церковь Грузинской иконы Божией Матери, 1880-ые, фото из архива А. М. Елдашева.<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
1880-ые, фото из архива А. М. Елдашева.
shritt
1 января 1880
Церковь Грузинской иконы Божией Матери, 1880-ые, фото из архива группы https://www.facebook.com/groups/Kazan.nostalgique/<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
1880-ые, фото из архива группы https://www.facebook.com/groups/Kazan.nostalgique/
shritt
1 января 1880
Церковь Грузинской иконы Божией Матери, С СД "Прогулка по старой Казани".Снято в начале XX в<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
С СД "Прогулка по старой Казани".Снято в начале XX в
Гранковский Владимир
??
Церковь Грузинской иконы Божией Матери, Фото А.Рончевского 1870 г Вид церкви (справа) через Николаевскую площадь.<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Фото А.Рончевского 1870 г Вид церкви (справа) через Николаевскую площадь.
Гранковский Владимир
??
Церковь Грузинской иконы Божией Матери, Жилой дом № 44 по ул.К.Маркса  построен на месте Грузинской церкви <br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Жилой дом № 44 по ул.К.Маркса построен на месте Грузинской церкви
Гранковский Владимир
19 ноября 2014



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Гранковский Владимир  14 ноября 2014

Теплая, кирпичная, трехпрестольная церковь. Главный престол – Грузинской иконы Божией Матери, приделы - с правой стороны – святителя Митрофана Воронежского, с левой – Живоначальной Троицы. Первая церковь, освященная в 1702 году, была сожжена в 1774 году повстанцами Е. Пугачева. Заново отстроена в 1838 году. Через четыре года в 1842 вновь уничтожена пожаром. Восстановлена в 1852 году из некачественного кирпича, в результате наружные стены пришлось обшить кровельным железом. В 1908 году по проекту Ф. Бечко-Друзина храм был обнесен художественной решеткой. В начале 1930-х годов церковь была уничтожена и на ее месте в 1936 году построен жилой дом № 44 по ул. К. Маркса с отделением связи.

По материалам книги «Путеводитель по храмам и монастырям города Казани» составитель Г.В.Фролов, - Казань: Центр инновационных технологий, 2005 г.


Закрытие общины Грузинской иконы Божией Матери и самой церкви проходило в отличие от других православных приходов города в спокойной обыденной обстановке. На 10 февраля 1927 г. община Грузинской церкви староцерковного течения насчитывала почти 500 верующих. В мае 1929 года в общину Грузинской церкви обратилась община бывшего Феодоровского монастыря с просьбой о слиянии. В июне просьба была удовлетворена, а ровно через месяц Управление Адмнадзора ТНКВД распорядилось, чтобы Госфонд ТНКФина передал Грузинской церкви и кое-что из имущества бывшего Феодоровского монастыря – лампады, подсвечники, Евангелия, два антиминса, кресты, иконы, зимние рамы. Среди икон, переданных в Грузинскую церковь, были: чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, копия с нее, чтимый образ вмч. Феодора Стратилата, икона Святой Троицы, икона св. прор. Божия Илии, икона Б. М. «Троеручица» и местные иконы Казанской Божией Матери и Нерукотворного Спаса с их киотами. Но уже в феврале 1930 г. на заседании Президиум КГСа утвердили закрытие церквей по их «добровольном» слиянии, : «…ввиду материальной несостоятельности, в целях поддержания и укрепления других, ликвидируются религиозные общины… 2. Грузинская… переходит в Петропавловский собор». Столь непопулярная, но необходимая мера верующими Грузинской церкви была воспринята с пониманием, и через день община заявила в ЦИК об оставлении за собой икон, подсвечников, сосудов и прочей церковной утвари и передачи ее по акту церковному совету Петропавловской общины. Опустевшей и опечатанной церкви суждено было стоять довольно долго. 4 марта состоялось заседание Секретариата ТЦИК, где решалась дальнейшая судьба храма. Постановили: «на основании ходатайства закрытие санкционировать, предложить КГСу разработать проект по приспособлению зданий под культучреждения».

9 марта 1932 года Президиумом КГСа предписано Начальнику Конторы КомЖилСтроя в трехдневный срок разобрать в числе прочих и Грузинскую церковь. Удивительно, но церковь не разобрали, и только в конце года о ней также в числе прочих вспомнили на совещании строящих организаций СНК ТР и решили предоставить выяснение возможного использования спецкомиссии. Здание использовалось как Дом культуры Армии, а разбирал храм уже не КомЖилСтрой, а завод «Пишмаш» в 1933 году.

Сегодня на этом месте стоит пятиэтажный жилой дом с почтовым отделением на первом этаже. Что здесь было прежде, можно узнать, только рассматривая старые открытки и фотографии.

По материалам статьи В. Мухина «История закрытия храмов и монастырей в г. Казани в 20-30 годы ХХ столетия» Из альманаха «Православный Собеседник» №1(16) 2008 г изд-во КДС, Казань -2008 г.


Марина Зуйкова  14 июля 2018

Церковь Грузинской иконы Пресвятой Богородицы была освящена в 1702 году. Местоположение ее определялось, как «за деревянным городом, в Красной слободе». Первоначально она была деревянной, неизвестен год построения каменной. В 1745 году Грузинская церковь имела придел в честь Святой Троицы. В это время она была пятиглавой. Сначала церковь была покрыта железом, затем — черепицей. При ней были устроены два придела — Троицкий и Митрофаниевский, а также колокольня в одной связи с храмом. Она была сожжена летом 1774 года повстанцами Емельяна Пугачева, долго стояла заброшенной. Не успели ее отстроить к 1838 году, как новая напасть — городской пожар 26 августа 1842 года сильно повредил здание, и новый ремонт был совершен лишь через десять лет.

С высокой стройной колокольней, со стрельчатыми в ней пролетами и окнами в самом храме, Грузинская церковь стала производить весьма приятное впечатление, особенно когда была выкрашена в нежный розовый цвет и украшена снаружи изображениями святых. В 1908 году храм был обнесен художественной решеткой по проекту известного казанского архитектора Ф. Бечко-Друзина.

Из памятников церковной древности внутри храма прежде всего выделялись серебряные напрестольные кресты. Старший из них относился к 1704 году и имел надпись: «Построенъ сий крестъ Господен по благословению великого господина преосвященнейшего Тихона митрополита Казанского и Свияжского во граде Казани въ Красную слободу въ церковь Пресвятыя Богородицы Грузинския церковною казною и подаяниемъ благочестивыхъ христианъ лета 7212».

Другой крест построен рачением просфорницы Евдокии Петровой 31 сентября 1749 года. На нем были унизанные мелким жемчугом изображения Распятия и других моментов жизни Спасителя, связанные с Его крестной смертью.

Из икон наибольшим почитанием пользовалась храмовая Грузинская икона Божией Матери, находившаяся за правым клиросом. От нее происходили многочисленные исцеления. Какого она была времени написания, об этом в начале XX века уже основательно подзабылось, единственное, что говорило об ее древности — икона была облачена в оклад, изготовленный в 1706 году. Такой же древности был образ Благовещения, обшитый шелком и позументом, висящий в притворе.

За левым клиросом находилась Казанская икона Божией Матери в богатом окладе, в ризе от 1772 года. По древности к ней приближались образа Смоленской Божией Матери и Казанской. Первый — с датой 1791 года в серебряной позолоченной ризе с сетчатым венцом, с выпуклыми изображениями Всевидящего Ока, короны и вазы, находился в главном алтаре; второй образ с окладом 1798 года был пожертвован известным университетским профессором Карлом Фуксом и висел на арке, ведущей в главный храм.

В ризнице хранилась также икона Василия Великого в серебряном окладе 1808 года. Эта именная икона происходила из известного рода Апехтиных. Любопытны были иконы святителей Казанских Гурия, Варсонофия и Германа в архиерейских облачениях из парчи и «мозаичная» икона «Моление о Чаше». Здесь Спаситель, ангел и спящие апостолы писаны на вырезанных из дерева фигурах, почва и скала — из уральских цветных камней. Это скорее всего была панорама, чем мозаичная икона.

Наиболее древними были Евангелия — 1731, 1735 и 1745 годов, все московского книгопечатания. Представлял интерес серебряный оклад Евангелия 1805 года. На верхней его доске имелись пять финифтиевых клейм в стразах с изображениями Воскресения Христова и четырьмя евангелистами. Застежками служили фигурки святых. Особо древних рукописей не было. Метрические книги велись с 1782 года.

Из колоколов два имели надписи: 1) в 71 пуд с изображениями Святой Троицы, святителя Митрофана, Грузинской иконы Божией Матери и неизвестного святого имел надпись: «Сей колоколъ лить во славу Святые Троицы иждивениемъ подполковника Николая Никитова Чичагова, вылитъ въ царствующемъ граде Казани, въ слободе Подлужной, въ заводе Луки Рукавишникова», 2) имевший весу 10 пудов, с трещиной: «Литъ в 1808 году въ городе Казани, мастеръ Иванъ Ефимовъ Астраханский». К слову, в XIX столетии в Казани отливали колокола на заводах братьев Ивана и Ильи Астраханцевых, Стефана Дьяконова, Петра Корюхина, Разумова, Луки Рукавишникова, Тимофеева.

Как известно, в 1928 году в Казани начался слом субдоминантного религиозного ландшафта. За восемь лет в городе уничтожили более половины храмов, монастырей и мечетей. Все взрывы производил полк латышских стрелков, расквартированный в казанском кремле. Владимирский собор взорвали последним в городе, в апреле 1936 года.

Летом 1932 году наступил черед и церкви Грузинской иконы Божией Матери.

Листая документы минувшего: «Начальнику конторы комжилстроя. 9 марта 1932 г. Президиум городского Совета предлагает немедленно приступить к разбору предназначенных для коммунального жилищного строительства церквей и мечетей. 1) Владимирский собор (Московская ул.); 2) Грузинская церковь (ул. К.Маркса); 3) Кафедральный собор (коридор по направлению к новому зданию областкома); 4) Воскресенская церковь (ул. Чернышевского); 5) Федоровский монастырь; 6) Спасский монастырь (в Кремле) передать коммунжилстрою, в случае неразбора Татбашшколой для надстроек… Зам. Предгорсовета Муратов».

Ныне на ее месте стоит типовой жилой четырехэтажный дом (№ 44 по ул. К.Маркса), по проекту архитектора Н.А. Баталова с отделением связи №15. Уж очень хороша она была в ретроспективном взгляде со стороны Театральной площади (ныне площадь Свободы).

К Грузинской церкви была приписана часовня в память избавления Государя Императора Александра II от руки революционного разночинца 4-го апреля 1866 года, находившаяся между Дворянским собранием и старым оперным театром. Часовня была построена в 1868 году по проекту казанского губернского архитектора Грицевича. Ее тоже разобрали в начале 1930-х годов.

Автор: Анатолий Елдашев, http://www.tatmitropolia.ru/all_publications/publication/?ID=58664



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.