Наиболее значительный по своим художественным достоинствам сельский храмовый комплекс на территории Галичского района, основные постройки которого принадлежат к архаизирующей тенденции в провинциальной архитектуре 18 в. В обеих церквах преобладают черты допетровского зодчества, которые сочетаются с декоративными элементами барокко. Наиболее раннее документальное упоминание о Тушебине относится к 1534 г. В нач. 17 в. село принадлежало Ксении Ивановне Романовой, матери царя Михаила Федоровича. В 1628 г. здесь стояла деревянная церковь Собора Богородицы с приделом Николая Чудотворца.
В 1653 г. упоминается и Вознесенская деревянная церковь с приделом Флора и Лавра. В 1730-е гг. оба храма были выстроены заново. В 1730 г. по заказу прихожан Дмитрия Юрьевича Колошина и Якова Григорьевича Сытина сооружена деревянная Вознесенская церковь с приделами Николая Чудотворца и Флора и Лавра. В середине — второй половине 1730-х гг. была построена сохранившаяся до нашего времени каменная церковь Собора Богородицы с приделом Усекновения главы Иоанна Предтечи. Храмоздательная грамота и указ о ее строительстве по прошению Я.Г. Сытина были получены в сентябре-октябре 1735 г.
Вторая существующая церковь — Вознесенская — возведена в 1792 г. Ее трапезная, очевидно, изначально имела два боковых придела, однако в 1902-1904 гг. она подверглась сильной перестройке по проекту архитектора Балинского. Тогда был практически полностью заново выложен южный придел (фрагменты кладки стен кон. 18 в. сохранились лишь изнутри), а северный придел был только надстроен на уровне окон второго света. Тогда же сделано новое перекрытие трапезной, а проем ведущий отсюда в храм расширен. В этот период была также заново сооружена колокольня Вознесенской церкви. За работой наблюдал крестьянин деревни Кликино А.А. Амфилафьев.
Ограду церковного участка с башнями и Святыми воротами можно предположительно датировать кон. 18 — нач. 19 в. Комплекс расположен на пригорке, среди лесов и полей. С восточной стороны его территорию ограничивает овраг. В общей пространственной композиции погоста доминирует церковь Вознесения, к югу от которой в нескольких десятках метров стоит церковь Собора Богородицы. С западной стороны участок погоста частично сохранил ограду с двумя угловыми башнями. На центральной оси комплекса в линии ограды расположены Святые ворота. Все сооружения погоста возведены из кирпича, по фасадам покрыты известковой обмазкой или оштукатурены.
Святые ворота представляют собой трехпролетное сооружение с арочными проемами — широким и высоким центральным проездом и боковыми калитками. Средняя часть ворот имеет полукруглую в плане форму, выпуклую в сторону церковного участка, и завершена высоким аттиком с вогнутыми боковыми краями и треугольным фронтоном. Над фронтоном возвышается луковичная главка на прямоугольном в сечении постаменте. Пилоны между проездом и калитками с внешней стороны обработаны парами тосканских колонн. Аттики над калитками утрачены.
Ограда представляет собой невысокую глухую стенку, с внешней стороны расчлененную лопатками на равные прясла, которые обработаны арочными нишами с архивольтами. Башни ограды — двухъярусные сооружения с композицией типа «восьмерик на четверике» и с шатровым завершением. Глухие стены обработаны нишами — прямоугольными на первом ярусе и арочными на втором.
Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 81; Холмогоровы В.И. и Г.И. Материалы для истории Костромской епархии. Галичская десятина с пригороды. Кострома, 1895. С. 57-60; Известия императорской археологической комиссии (ИАК). СПб., 1909. С. 163-164; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 108; Белоруков Д. Деревни, села и города Костромского края: Материалы для истории. Кострома, 2000. С. 89; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 3: г. Галич и Галичский район. Кострома, 2001. С. 357-360. Архивные источники: ГАКО. Ф. 130. Оп. 4. Ед. хр. 3196. Лл. 1-10.
http://svodokn.ru/object/101510608?open=true