ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Дрогобыч. Церковь Воздвижения Креста Господня в Зварычах.


Дрогобыч. Церковь Воздвижения Креста Господня в Зварычах
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Воздвижения Креста Господня
Год постройки:1613. Колокольня - 1661.
Архитектор:1970-1971: И.Р. Могытыч, И.В. Старосольский (реставрация)
Адрес:
Украина, Львовская область, Дрогобычский район, Дрогобыч, ул. Зварицкая, д. 9.

Координаты: 49.350327, 23.497076



Церковь Воздвижения Креста Господня в Зварычах, , Дрогобыч, Дрогобычский район, Украина, Львовская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
14 апреля 2012
Церковь Воздвижения Креста Господня в Зварычах, , Дрогобыч, Дрогобычский район, Украина, Львовская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
14 апреля 2012
Церковь Воздвижения Креста Господня в Зварычах, , Дрогобыч, Дрогобычский район, Украина, Львовская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1992
Церковь Воздвижения Креста Господня в Зварычах, , Дрогобыч, Дрогобычский район, Украина, Львовская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1992
Церковь Воздвижения Креста Господня в Зварычах, , Дрогобыч, Дрогобычский район, Украина, Львовская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1992
Церковь Воздвижения Креста Господня в Зварычах, , Дрогобыч, Дрогобычский район, Украина, Львовская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1992
Церковь Воздвижения Креста Господня в Зварычах, , Дрогобыч, Дрогобычский район, Украина, Львовская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1992
Церковь Воздвижения Креста Господня в Зварычах, Фото 1935 года. Польская национальная цифровая библиотека<br>, Дрогобыч, Дрогобычский район, Украина, Львовская область
Фото 1935 года. Польская национальная цифровая библиотека
Т.
1 января 1935
Церковь Воздвижения Креста Господня в Зварычах, Фото 1908-1914 http://www.fototeka.ihs.uj.edu.pl/navigart/node/22507 <br>, Дрогобыч, Дрогобычский район, Украина, Львовская область
Фото 1908-1914 http://www.fototeka.ihs.uj.edu.pl/navigart/node/22507
Т.
??
Церковь Воздвижения Креста Господня в Зварычах, Фото 1969 года из фондов Ковровского историко-мемориального музея. Автор Л.И. Граужис<br>, Дрогобыч, Дрогобычский район, Украина, Львовская область
Фото 1969 года из фондов Ковровского историко-мемориального музея. Автор Л.И. Граужис
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Церковь Воздвижения Креста Господня в Зварычах, , Дрогобыч, Дрогобычский район, Украина, Львовская область
Алексей Кротов
3 октября 2010



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  16 июля 2014

Церковь Воздвижения Честного Креста в г. Дрогобыче Львовской области была построена в 1613 г., считается образцом деревянного зодчества эпохи украинского Возрождения. Это сакральное сооружение возводилось за счет владельцев солеваренной промышленности Дрогобыча и находится невдалеке от строений старого солеваренного завода.

За свою историю церковь пережила несколько пожаров, много перестроек и реконструкций. Сначала она была трехсрубная одноверхая, а впоследствии - перестроена на двоверхую церковь и использовалась с оборонительной целью. Рядом с этим храмом в 1661 г. возвели деревянную колокольню, таким образом церковь вместе с колокольней образует гармоничный архитектурный ансамбль. Колокольня - оборонного типа, состоит из трех ярусов, квадратная в плане, покрыта навесом, хорошо сохранилась до наших дней, как собственно и сама церковь. При входе в храм наталкиваемся на уникальные образцы иконописи и монументальную старинную роспись с изображениями святых. Древнейший пример стенописи выполнен в начале XVII в. и находится в алтарной части, росписи святилища похожи на мозаики Софии Киевской, например, в центре презбитерия изображена Богородица.

Церковная живопись примечательна своей художественной ценностью, часть иконописи создавалась в XVI - XVII вв., а некоторые уникальные образцы относятся к XV в. Храм украшали лучшие украинские мастера XV - XVIII ст. Здесь хранятся иконы "Богородица Одигитрия с похвалой" и "Воздвижение Честного Креста", которые датируются началом XVI в. и были частью к древнего иконостаса этого храма. Зато во второй половине XVI в. появилась икона "Страсти Христовы", которая была создана известным на то время художником Федуском из Самбора. Новый иконостас в церкви установили в середине XVII ст., однако иконописцы продолжали писать для него иконы еще и в следующем веке. Так, центральная икона апостольского ряда была выполнена дрогобычским художником и священником Василием Глебкевичем в середине XVIII в.

На протяжении 1970-х годов в храме проводились восстановительные работы (архитекторы И. Могитич и И. Старосольский), реставрация касалась всей церкви, а также - стенописи. Сейчас этот храм превращен в музейный объект и вместе с известной Дрогобычской церковью св. Юра, входит в состав музейного комплекса "Музей-церковь святого Юра".

Церковь Воздвижения Честного Креста в Дрогобыче считается одной из лучших в стиле галицкого деревянного зодчества и принадлежит к памятникам национального значения. Расстояние до центра города, где находится могучий костел св.Варфоломея - примерно 25 мин пешком. Находясь в Дрогобыче, непременно посетите также село Нагуевичи, где размещена семейная усадьба и музей Ивана Франко.

Источник: украинский туристическо-краеведческий портал "Дрымба"


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  13 апреля 2024

На окраине Старого Дрогобыча, за потоком, есть две деревянные церкви - уникальные шедевры украинской деревянной архитектуры. Старшая из них, очевидно, церковь Воздвижения, построенная до 1636 г.

Своего первоначального вида она не сохранила. Наибольшие изменения претерпела западная часть, которую отодвинули дальше, чтобы увеличить размеры храма. Но, видимо, хоры остались на старом месте. Однако даже при всех изменениях церковь поражает монументальностью и живописной игрой масс. Широченное опасение охватывает её до Бабинца, а в последнем его сменяет широкое выступление открытого обхода – галереи на хорах. В центре сооружения, из границы крыльев опасания, вырастает четкой призмой крупный объем среднего сруба, увенчанный высоким четырехгранным пирамидальным верхом. С востока к нему примыкает низенький алтарь, подчеркивающий масштаб бани. Над бабинцем возвышается более новая баня, чем нарушается равновесие масс трехдневной одноверхой церкви.

Интерьер поражает строгой простотой и размахом внутреннего пространства; этого достигнуто тем, что очень высокая баня имеет как в основной части, так и в перекрытии четкие четырехугольные формы. На стене, разделяющей алтарь, над первоначально низким иконостасом устроен фигурный вырез-арка, через которую видны расписанные стены алтаря. На той же стене, выше выреза, тоже есть росписи, но чуть более поздние.

Росписи алтаря, выполненные перед 1636 г., принадлежат кисти художника, который прекрасно понимает роль и место монументальной живописи в интерьере, а потому нигде не прибегает к перспективным сокращениям. Его росписи плоскостны, декоративны, они не разрушают стен, а, наоборот, усиливают их монолит, ибо стелются свободно по срубу, идя вслед за его переходами и пересечениями.

В нижнем ярусе, в нарисованных арках ренессансной формы, он пишет самые крупные размерами фигуры апостолов и пророков с «молением» в центре. Фронтальные фигуры святых, с большими лбами, крупными чертами лиц, с широко открытыми глазами производят впечатление сосредоточенности и спокойствия. Они, словно крепкие кариатиды в античных храмах, держат на себе не только верхние изображения, но и верхние части храма.

Второй ярус изображений облегчается тем, что их размеры меньше и написаны на фоне орнаментальных ковровых композиций, в стиле народных росписей в домах. Еще выше нарисованы сонмы ангелов с архангелами во главе и, наконец, в своде – херувимы. Но над всеми ними царит величавая фигура Богоматери – «Знамение». Если алтарные росписи обозначены гармонией равновесия, спокойствия и величия, то росписи нефа проникнуты глубоким драматизмом. В них ведущей темой является мученичество, страдание, но в то же время и победа, торжество над смертью, величие духа, которое не могут сломать ни пытки, ни даже смерть. Выполнены они, очевидно, в 1659-1661 г.г. (в церкви тогда производилась перестройка), следовательно, во времена, когда в памяти всех были еще свежие события освободительной борьбы. Они звали к подвигу и самопожертвованию во имя своего народа, его свободы и независимости. Выйдем во двор и оглянемся на это место еще раз, чтобы запомнить образ великолепного ансамбля, на страже которого стоит мрачный великан – оборонительная башня-колокольня.

Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Искусство», 1968 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  13 апреля 2024

Во втором выдающемся памятнике Галичины XVII в. - Воздвиженской церкви (Дрогобыч) – наиболее отчетливо выражена глубинная композиция внутреннего пространства. Ещё в потелицкой Святодуховской церкви XVI в. сделана попытка создания глубинного интерьера. Церковь стоит на склоне, поэтому внутри пол имеет подъём от двери Бабинца к порталу между нефом и алтарём. Этот подъём пола определенно усиливает перспективу в сторону алтаря. Искусно выполненные монументальные росписи стен церкви обогащали перспективу светотеневыми и декоративно-цветовыми эффектами.

Воздвиженская церковь в Дрогобыче по своему типу является трёхсрубной. В большинстве небольших трёхсрубных церквей, которых было много в западных областях, на Подолье и Волыни, каждый сруб был пространственно замкнут. Иногда только небольшой портал между бабинцем и нефом соединял эти два помещения.

В Воздвиженской церкви оригинально и по-новому решено соотношение высот помещений и пространственное их объединение; этому способствовало построение эмпоры на втором этаже. Перед тем,как войти в церковь, посетитель должен пройти через низенькую паперть; ее высота равна 2,25 м. Когда войти из низенькой паперти к бабинцу, то сразу, по контрасту с папертю, воспринимается большая высота нефа (около 12 м к низу фонаря) и глубокая перспектива из бабинца в неф и через треугольный вырез в восточной стене нефа в алтарное помещение. Из-за того, что верх портала из бабинца к нефу закрывает верх палатки над нефом, высота нефа кажется еще большей, чем она есть на самом деле.

Интерьер церкви воспринимается как единое пространство, ограниченное и расчлененное различными формами стен, проёмов, перекрытий и т.д. Художественное впечатление усиливается настенными монументально-декоративными росписями, золото-красным резным иконостасом и освещением. Окон в церкви мало, они дают немного света и сильные локальные краски росписей смягчаются полумраком, откуда сверкают золоченые детали и серебряные оклады икон.

Чуть позже потеличских была выполнена роспись алтаря Воздвиженской церкви – одна из лучших монументально-декоративных росписей в деревянных церквях. Здесь фигуры святых вкомпонованы в рисованную аркаду, обходящую алтарь. Фигуры заполняют почти всю плоскость арки. Тяжелые складки драпировки, что вертикальными линиями ниспадают книзу, делают фигуры стройными.

Юрченко П.Г. «Деревянная архитектура Украины». – К.: 1970 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  14 апреля 2024

Честного Креста церковь, начало XVI в. и колокольня, вторая половина XVII в. В 1661 г. расширена: над бабинцем устроена Предтеченская часовня с выходом на открытую наружную галерею, западный сруб увенчан восьмигранным шатровым верхом. В 1715 г. произведен ремонт интерьера, вирезана часть стены между бабинцем и центральной частью сооружения.

Деревянная, трехсрубная, двуглавая. К квадрному центральному срубу с запада примыкает квадратный бабинец, а с востока – граненый пятистенный сруб с крохотным помещением с севера. Центральный и восточный срубы окружены спасанием на выпусках венцов и приставных кронштейнах, а бабинец - двухъярусной аркадой-галереей. На втором ярусе бабинца устроена эмпора. Центральный сруб значительно выше боковых, перекрыт четырехскатным шатром, увенчанным восьмигранным верхом на двухъярусном восьмерике. Бабинец перекрыт восьмигранным шатром на низком восьмерике, восточный сруб – пятискатной крышей. В компоновке масс доминирует мощный центральный сруб, который в контрасте с меньшими боковыми объемами создает статичный силуэт.

В интерьере темперная монументальная живопись, представляющая большую художественную ценность. Росписи в восточном объеме выполнены в 1613 г., в центральном срубе – в 1736 г., а в часовне – в 1672 г. Благодаря лаконичной форме шатрового верха высотное раскрытие внутреннего пространства отличается суровым величием. Этому способствовало устройство часовни на втором ярусе бабинца. В 1970 -1971 г.г. проведена реставрация памятника (архитекторы И.Р. Могытыч, И.В. Старосольский). Восстановлены перекрытия, гонтовое покрытие, отреставрирован интерьер. Тогда же произведена реставрация стенописи. В настоящее время здесь размещается историко-краеведческий музей.

«Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: «Строитель», 1985 г. 


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  14 апреля 2024

Сооружена в конце XV - начале XVI в. После пожара была реставрирована в 1673 г. От древнего здания сохранились срубы алтаря, нефа и бабинца на высоту до венчающего карниза. Тогда же был расписан алтарь и изготовлен иконостас, два яруса которого сохранились. В 1691 г. в целях расширения храма сруб часовни на хорах, расположенных над бабинцем, был отодвинут на запад на 2,5 м (вся длина церкви стала равна 17 м) и тогда же расписан. В 1735 г. была расписана стена, разделяющая неф и алтарь, на тему «Мученические смерти апостолов».

В массах здания доминирует мощный сруб нефа, перекрытый верхом шатровой формы и увенчанный главкой на вытянутом двухъярусном восьмеричке – высота его в интерьере 14 м. Часовня имеет верх «восьмерик на четверике» и увенчана восьмигранной шатровой кровлей. Такая композиция масс внесла большую динамичность в силуэт церкви с западной стороны. Но с востока ее нерасчлененный массив с могучим средним срубом с высоким шатровым верхом и главкой имеет героический облик.

Интерьер церкви Воздвижения также поражает суровой простотой и величием. Первоначально невысокий иконостас достигал основания выреза арки, сквозь который были видны росписи алтаря мастера Григория (?). На его своде написана «Богоматерь Знамение», ниже ее и по сторонам – пророки и евангелисты, а еще ниже, на пяти стенах алтаря, -огромное «Моление».

Изумляет необыкновенная монументальность росписей (1613). О их стиле дает представление изображение первосвященника Мельхиседека из «Моления». На синем фоне выразительно выделяется светло-жёлтый нимб. Его светлый тон прекрасно оттеняет охристо-красноватый в светах и темно-коричневый в тенях лик Мельхиседека. Большелобый овал его лица обрамляют густые темно-каштановые волосы и пышная борода. Высокое, открытое чело и большие черные глаза отмечены печатью сосредоточенности, а вся фигура – эпического величия и человеческого достоинства. В такой же манере исполнены не только сюжетные композиции и фигуры пророков и евангелистов в кругах, но и растительные орнаменты, близкие по мотивам народным росписям. Об этом свидетельствуют изображение пророка Гедеона и орнаментов. Стенописи храма присуща обобщенная трактовка формы, сдержанный колорит и особая возвышенность образов.

В резьбе иконостаса использованы мотивы искусства Ренессанса. Как в облике церкви, так и в её росписях нашли яркое воплощение гуманистические идеалы и героический дух эпохи.

Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  14 апреля 2024

Церковь Воздвижения принадлежит к типу трёхсрубных однобанных зданий, увенчанных квадратным в основании шатровым верхом. Чтобы её увидеть, необходимо пройти от центра города вниз, за ручей; здесь взору откроется могучих форм храм и колокольня, крытые гонтой и будто одетые в черно-серые панцири. Прежде всего привлекает внимание колокольня. Она повторяет форму оборонных башен. Нижняя часть её имеет широкое опасанье, из которого, как бы устремляясь ввысь, вырастает мощный объём с высокой шатровой кровлей, покоящейся на подсябитьи с пологими арочками.

Храм Воздвижения, построенный ранее 1636 г., первоначально имел одну главу. В 1675 г. над его бабинцем была устроена часовня, а над ней возведен второй верх, увенчанный куполом. Необычайно широкое опасанье охватывает только алтарь и неф храма; бабинец окружен открытой галереей с гульбищем, расположенным на уровне хор. Над нефом, в центре храма, из раскинутых крыльев опасанья четкой призмой поднимается средний сруб с четырехгранным пирамидальным верхом. Низенький алтарь подчеркивает масштаб большой центральной части храма.

В интерьере церковь Воздвижения поражает суровой простотой и величием своего внутреннего пространства, достигнутых благодаря тому, что основной сруб и возвышающаяся над ним баня имеют четкие четырехугольные формы. Стены её украшают росписи. Наибольшую художественную ценность представляют те, которые находятся в алтаре. Они исполнены сразу же после сооружения церкви, возможно, мастером Григорием. На гравюрах XVI в., подписанных его именем и опубликованных в таких изданиях, как «Анфологион» (1619 г., Киев), «Литургион» (1629 г., Киев), «Евангелие» (1634 г., Львов), типы святых имеют поразительное сходство с персонажами рассматриваемых росписей.

Будучи врожденным монументалистом, мастер разместил сюжеты с большим знанием дела. В первом ярусе написан тринадцатифигурный «Деисус» («Моление»): на лобовой грани – вседержитель с богоматерью и Иоанном Предтечей по сторонам, а на северной и южной – первосвященники и святители. Фронтальные фигуры «Моления», как бы обрамленные полуциркульными арками, изображены большелобыми, с широко открытыми глазами и впечатляют своей внутренней сосредоточенностью и спокойствием. Они смело написаны широкой кистью в теплых тонах, среди которых преобладают коричнево-красные и охристо-оранжевые цвета. Подобно кариатидам, они как бы несут на себе не только вышерасположенные сцены, но и верхние части храма.

Над «Молением» написан изящный растительный орнамент из ренессансных мотивов, который отделяет его от яруса, где представлены пророки в круглых медальонах. Третий ярус, состоящий также из медальонов, но уже с евангелистами, расположен на склонах свода. Плоскости стен между медальонами заполнены орнаментальными композициями типа «вазон с гильцем», которые и сегодня еще встречаются в росписях украинских хат. В последнем ярусе, на лобовой грани, изображена «Богоматерь Знамение» с херувимами и двумя архангелами; над ними луна и солнце, символы дня и ночи, и соборы архангелов. На западной стене алтаря, ниже арки-выреза, расположены только две сцены – «Омовение ног» и «Тайная вечеря».

Колорит росписей, размещенных на склонах свода, светлый, в их палитре преобладают серо-белые, светло-охристые и пепельно - голубые тона В контраст им цвет композиции «Богоматерь Знамение» более глухой. Богоматерь предстает в вишнево-красном темном мафории.

Монументальный стиль росписей, обобщенная трактовка формы и глубокое понимание органического единства всех ее частей, сдержанный колорит и особая возвышенность образов позволяют уверенно датировать их, как и возведение храма, первой третью XVII в.

Первоначальный трехъярусный иконостас церкви Воздвижения был невысоким, он доходил только до основания фигурной арки - выреза, сквозь которую были видны алтарные росписи.

В 1659-1661 г.г. была расписана восточная стена нефа, над иконостасом В отличие от алтарных росписей, сюжеты, представленные на этой стене, проникнуты глубоким трагизмом. Они исполнены в то время, когда у всех в памяти были свежи драматические события освободительной войны 1648-1654 г.г. Здесь изображены «Мученические смерти апостолов». Ведущими темами их являются как мученичество, страдание, так и победа, торжество над смертью. В этих сценах художник воспевает прежде всего величие духа, который не могут сломить ни пытки, ни даже смерть.

В росписях на хорах, посвященных евангельским темам и исполненных в 1675 г., как о том говорит надпись, нет монументальности, характерной для росписей первой трети XVII в., отсутствует драматический пафос; они декоративны, задушевны и наивны своей народной простотой.

В храме Воздвижения сейчас находятся великолепные иконы: «Воздвижение креста» и «Страсти» XVI в., размещенные на северной стене, «Апостол Иоанн» и «Апостол Петр» также XVI в. – на южной стене. Иконостас и его иконы одновременны храму.

Логвин Г.Н. «Украинские Карпаты». – М.: «Искусство», 1973 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  17 апреля 2024

Впервые упоминается в документах 1496 г. Во время татарского нападения на город в 1499 г. сгорела. Построена в 1613 г. (датируется согласно надписи на бантине Навы). Изначально была трёхсрубной, одноверхой. В 1661 г. сооружена на эмпоре над бабинцем часовня св. Иоанна Крестителя под палаточной крышей, в результате чего стала двухэтажной.

На надпорожнике двери из галереи в часовню сохранилась резная надпись: «Изволением Отца и поспешением с(ы)на и содействием Стого Духа создася храм сей стого Иоанна Рождество Хва Пртчи мца юня дня из года Божия АХЗА».

Некоторые изменения внесены при ремонте 1715 г. Ремонтировалась в 1823 г. Стенопись церкви происходит из разных времен: в алтаре сохранилась роспись начала XVII в. кисти мастера Григория (?), часовня на эмпоре разрисована в 1672 г. на средства Ивана Кобриновича (надпись на западной стене церкви: «Рок Бож 1672 изображался храм сей святой старателем и тиражом славного господина Иоанна Кобрынового»), восточная стена нефа – в 1736 г.

Несуществующий уже иконостас часовни рисовал в 1669 г. маляр - попович Стефан Медицкий. Отдельные иконы «Христа с апостолами» и «Богородицу» в 1694 г. нарисовал его сын – маляр Иван Медицкий. Алтарную икону «Св. Николая» в 1746 г. нарисовал А. Василий, а запрестольную «Христа-виноградаря» – Василий Глебкевич в 1753 г.
Иконостас церкви двух периодов: наместные иконы первой половины XVII в., верхний с апостолами в 1780 г. нарисовал священник церкви св. Параскевы в Дрогобыче о. Петр Метельский. В 1961 г. церковь закрыта. Реставрирована в 1970-1971 г.г. (архитектор И. Могитич, художники А. Эрко, Н. Слипченко, П. Ленивский) и превращена в музейный объект.
К северо-западу от неё расположена трёхъярусная Столбовая колокольня оборонительного типа, покрытая высокой палаткой.

Литература: Драган М. «Украинские деревляные церкви». - Львов, 1937; Логвин Г.Н. «По Украине». Древние художественные памятники. - Киев, 1968; «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР». - Киев, 1985; Пастух Р., Савьяк П. «История города Дрогобыча». - Дрогобыч, 1991; «Копье Галицких парохий XII-XVI в.в.» Студии семинара для истории Востока в философическом выделении гр. кат. богословской академии во Львове. Под редакцией И. Крипякевича. - Львов, 1939. - Т. 1; Сулик Р. «Жемчужины деревянной архитектуры Бойковщины» (из альбомов М. Драгана) - Львов, 1995; Юрченко П. «Деревянная архитектура Украины». - Киев, 1970; Msciwujewski M. «Królewskie wolne miasto Drohobycz». – Drohobycz, 1929. Слободян В. «Церкви Украины: Перемышльская епархия». - Львов.: 1998 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  17 апреля 2024

Церковь стоит в пригороде «Зварыч» недалеко от старых солеварен. Построенная или перестроенная, согласно надписи на сволоке нефа, в 1613 г. в 1661 г. над бабинцем построена часовня св. Иоанна Крестителя. В 1715 г. церковь основательно обновлена, в 1823 г. ремонтировалась.

Церковь - деревянная, трёхсрубная, двухверхая. К большему квадратному срубу нефа с запада примыкает меньший квадратный Бабинец, с востока – пятистенный алтарный сруб с небольшим помещением с севера. Четверик центрального объема накрыт четырехскатной палаточной крышей, завершенной массивным восьмигранным двухъярусным глухим фонарем под палаточным венчанием.

Бабинец накрыт восьмигранной палаткой на низком восьмерике, алтарь – пятислойной крышей. Бабинец с трех сторон окружен двухъярусной галереей. На его 2-м ярусе устроена эмпора с выходом на галерею. Эмпора (часовня) находится не непосредственно над бабинцем, а выдвинута вперед в западном направлении и нависает на столбах вне стен Бабинца. Центральный и алтарный срубы опоясывает поддашье на выпусках венцов. В силуэте памятника доминирует центральный объем. 

В интерьере верхи распахнуты по форме крыш. Там же сохранилась настенная живопись в алтарной части – 1-й половины XVII в., на восточной стене нефа – 1736 г., на эмпоре – 1672 г. Иконостас – четырехъярусный, пирамидальный, разновременный. Наместный ряд с праздничками – 1-й половины XVII в., верхний с апостолами выполнен в 1780 г. (маляр – П. Метельский).

Памятник реставрировался в 1970-1971 г.г. (архитекторы – И. Могитич, И. Старосольский). Тогда же реставрирована стенопись.

«Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К.: «Техника», 2000 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  21 апреля 2024

Оригинальную и своеобразную группу составляют росписи алтарной части Воздвиженской церкви в Дрогобыче, построенной перед 1636 годом (здесь будут рассмотрены росписи только в алтаре, выполненные во время строительства церкви, ибо росписи в нефе, выполненные в 1661 г., и росписи на хорах, сделанные в 1715 г., стилистически относятся ко второй эпохе и будут рассматриваться в III томе «Истории украинского искусства»).

Иконография росписей алтаря, которые хорошо были видны из главного помещения сооружения через вырез-арку, связана не с так называемым евхаристическим циклом, всех тонкостей культово-обрядовой символики которого не понимали простые люди, а с Богородичным циклом, с «Молением», с идеей заступничества, которое было более понятным и близким народу. Именно такой подбор сюжетов, наверное, был продиктован заказчиками – дрогобычскими мещанами, которые жили «за воротами», на пригороде.

Уже в самой декоративной системе росписей ясно обнаруживается народный подход. Отдельные сюжеты имеют четкое архитектоническое расположение, они размещены в арках, медальонах или в прямоугольных плоскостях, обведенных рамкой-полосой, и объединяются в сплошную декоративную композицию с помощью щедро рассыпанных сочных орнаментов. Подобную влюбленность в орнаменты мы отмечали, рассматривая фрески Люблина, Лаврова и Хотина. Но в Воздвиженской церкви в Дрогобыче орнаменты в основе своих мотивов имеют не стилизованные византийские аканты, бегунки и тому подобное, а цветы местной флоры – васильки, ромен, барвинок. Вместе с тем в них заметно перетолкованы элементы орнаментов стиля Возрождения.

Стоит внимания тонкое ощущение специфики интерьера и масштаба росписей – чем выше расположенные на стене изображения, тем они меньше. Этим достигалось создание иллюзионного впечатления большей высоты помещения. Этой самой цели подчинен и колорит росписей. В нижних регистрах он насыщенный, темный, в высших – более светлый.

Фигура Матери-заступницы - идейный центр дрогобычских росписей. Она будто "дирижирует" всеми святыми, и сонмом ангелов с архангелами, и серафимами с херувимами. Когда рассматриваешь росписи, невольно возникает аналогия с литературными произведениями той эпохи. Именно в те времена особую популярность приобретают апокрифические легенды о Богородице. Распространено в народе «Слово Пресвятой Богородиц! о покой всего мира» будто послужило темой для композиции росписей. Как и в «слове», в росписях есть много от народного искусства. Это заметно на всем замысле. Как и в народном искусстве, где исполнитель, руководствуясь декоративным чутьем, свободно рассыпает на плоскости различные цветы, «вазоны» и ветви, так и здесь он заполняет плоскости, свободные от сюжетных композиций. На cеpo-голубом фоне особенно хорошо вырисовываются красные и белые цветы и зеленые ветви растительных орнаментов, обведенных сочной линией и выполненных в той же монументальной манере, что и сюжетные изображения.

Мастер росписей Воздвиженской церкви, вероятно, прошел хорошую профессиональную школу. От потелицких мастеров его отличает своеобразная, более монументальная стилистическая манера. В простом и вместе с тем могучем ритме разворачивает он самую монументальную композицию храма – «моление». С крупным малярным темпераментом изображены крупные лица с вологлазыми глазами и выпуклыми лбами. Форму лица и волос художник рисует не с помощью мелкой штриховки мягкой кистью, как потелицкие мастера, а твердой широченной кистью. Так же сдержанно и скупо написана одежда, лишь складки, словно широкие борозды, проорают большие плоскости риз, фелоний, плащей. Голубой фон, белое крещатое, синее, красное, коричневое или зеленое цветастое одеяние фигур в «Молении» создают особенно величественную и торжественную колористическую симфонию.

Характерно, что фигуры, подходящие с обеих сторон ко Христу, нарисованы в «Молении» не в профиль, а анфас или в три четверти и их глаза направлены на зрителя. Этим мастер стремится приблизить свои изображения к людям, он словно протягивает между ними нить духовного единения. Несмотря на особенность монументальной манеры, в которой выполнены дрогобычские Воздвиженские росписи, в них, как и в потелицкой живописи, ярко заметна связь с гравюрой и книжной миниатюрой того времени. Больше всего чувствуется это в орнаментах.

У нас нет сведений, кто был автором Воздвиженских росписей, но на связь их с определенным кругом художественных произведений следует указать. По стилю и характеру, даже «почерку» и мелким деталям эти росписи наиболее близки к гравюрам Георгия – мастера первой половины XVII века, деятельность которого связана со Львовом.

В гравюрах Георгия к Евангелию 1636 года, изданному во Львове в типографии М. Слезки, многие персонажи с такими же крупными чертами лица, а формы орнамента монументальны. Еще большее стилистическое сходство росписей с гравюрой киевского «Анфологиона» 1619 года, на которой изображен пророк Елисей, работы, возможно, того мастера, который создал архангела Михаила в киевском «Литургионе» 1629 года и подписывался инициалами «Г.Г.» или просто «Г.». Ответ на вопрос, Является ли Георгий, «Г.Г.» и «Г.» – одно и то же лицо, может дать дальнейшая исследовательская работа...

«История украинского искусства». – К.: «Наукова думка», 1967 г., перевод с украинского.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.