История Николаевки тесно связана с судьбой храма. Само название «Николаевка» Нижняя слобода в XVIII веке получила благодаря храму, освященному в честь Св. Николая Мирликийского, почитаемого в народе как угодника и чудотворца. Было это в ноябре 1782 года. Полтора года строилась церковь, около пяти лет в ней отправлялись Богослужения. Но век деревянных церквей недолог: «… состоявшая в слободе Николаевской церковь святителя Христова Николая 1788 года, декабря девятого, в одиннадцатом часу, неведомо от чего, вся до самого фундамента, со всею церковною утварью… сгорела» (из рапорта первого николаевского священника Трофима Левитского).
На месте сгоревшей церкви вскоре поставили новую – в честь Преображения Господня. Причем из бревен купленной в Таганрогской крепости старой церкви во имя Архистратига Михаила. К середине XIX века эту деревянную церковь сменила новая, каменная, с двумя приделами. Один из приделов был освящен в честь Преображения Господня, другой – в честь бессребреников Косьмы и Дамиана.Таким образом, дух храма укреплялся по молитвам святых заступников и покровителей, в то время как тело храма претерпевало скорби и даже поругания.
После революции и гражданской войны власти не один раз пытались закрыть Николаевскую церковь. Известно даже, что священник Григорий Калиновский был расстрелян по обвинению в нарушении декрета «Об отделении церкви от государства». В годы Великой Отечественной войны, в тяжелое для всего народа лихолетье оккупации, фашисты превратили церковь в тюрьму для военнопленных. Во время отступления они загнали пленников в подвал и забросали гранатами… Так храм освятился еще и кровью мучеников. А сколько ран нанесли ему противотанковые снаряды и авиационные бомбы! Одна из них, хоть и обезвреженная, до сих пор, как осколок в сердце, находится в церковной колокольне. Что ж, в судьбе храма часто запечатлена судьба народа.
Но самому большому поруганию храм подвергся в конце 1950-х гг., во время хрущевской кампании по закрытию церквей: одурманенные советской идеологией люди сбивали кресты, сбрасывали вниз колокола, оскверняли святыни. Немым укором тому безумному времени стала икона св. праведного Иоанна Кронштадского с пулевым отверстием в груди святого… Опустевшую церковь решено было использовать в качестве спортивного зала, но в ней не было отопления. Тогда здесь стали хранить зерно, а еще позднее – химикаты. Последнее стало настоящим бедствием для храма: полуразрушенная кровля, едкие испарения практически уничтожили настенную роспись, штукатурку, деревянные полы. Земля под храмом почти на метр была пропитана ядохимикатами.
Восстановление Николаевской церкви началось в 1989 году. Оно было сопряжено с подвижническим трудом его священников о. Евгения Бардина (1989-1998 гг.) и о. Алексея Лысикова (1998-2008 гг.), прихожан и сопровождалось многочисленными чудесами. Первое из них – непонятно почему сохранившееся под куполом изображение Богородицы в окружении ангелов, сначала блеклое, оно стало понемногу проявляться. Многие из прихожан увидели в этом благое знамение, как и в том, что чудесным образом обновилась сохраненная от осквернения икона Богородицы с предстоящими Преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. Сейчас икона облачена в новый киот, и все прихожане имеют возможность приложиться к ней.
Реставрация Николаевской церкви, которая поначалу шла очень трудно, медленно, при протоиерее Алексее Лысикове пошла стремительно: здание полностью восстановлено, купола сияют, благостный колокольный звон разносится по всей округе. Внутреннее пространство поражает красотой настенной росписи, строгим величием иконостаса. Торжественно и благообразно здесь проходят службы. Прихожане свидетельствуют об особом молитвенном состоянии, которое переживается ими в этом месте. Отчасти потому, что здесь сосредоточено много дорогих каждому православному человеку святынь: иконы с частицами мощей или облачений святых угодников Божьих: Николая Мирликийского, Тихона Задонского, мучеников Герасимовской Пустыни, Анастасии Узорешительницы, Спиридона Тримифунтского… Здесь же хранится мощевик с иконой и частицей мощей Блаженного Павла Таганрогского, который, по преданию, самолично принимал участие в устроении Николаевской церкви. Отпевал, как известно, старца Павла по его просьбе именно николаевский священник о.Антоний с хором Николаевской же церкви.
Особо почитаются прихожанами не только вновь написанные иконы, например, Преображение Господне с камнем Фаворской горы, но и старинные, спасенные от осквернения и реставрированные, например, икона Преподобного Серафима Саровского, где святой старец изображен на фоне Дивеевской обители.
Храм, возрожденный, восстановленный, стал дорог не только николаевцам, но и таганрожцам; его считают, не только сельским, но и пригородным. Храм по-прежнему средоточие духовной жизни многих людей. При нем несколько лет работает воскресная школа, где трудятся лучшие педагоги Таганрога, внося свою скромную лепту в духовное возрождение нашей малой родины.
http://my-credo.ru/?page_id=5