Время постройки каменной кирхи (нем. kirche — церковь) Юдиттен стерлось в веках и точно не установлено. Одни историки датируют кирху 1276-1291 гг., другие 1288-1298 гг., третьи — началом XIV в., в некоторых исторических документах иногда фигурируют и более поздние года (конец XIV в.). Наиболее вероятной датой возведения Юдиттен-кирхи считается 1288 год, потому что именно с этого года она впервые начинает упоминаться в письменных хрониках.
Строил храм Тевтонский орден, с присущей ему педантичностью и строгостью в вопросах архитектуры. Раннегерманская готика того периода тяготела к простоте и чистым линиям, и потому формы кирхи просты и сама она почти лишена декора. Очевидно, кирха одновременно выполняла функции крепости, о чем свидетельствуют мощные каменные стены (1,5-2 м) с окнами-бойницами и тайным ходом (замурован) в северной стене (пруссы поначалу активно сопротивляясь орденским захватчикам, разрушали и сжигали христианские церкви). При строительстве использовались традиционные местные материалы (крупные валуны и кирпич). Основной неф (вытянутое помещение) кирхи-крепости и пять стен хоров (возвышенность внутри храма, иначе алтарь или пресвитерий) были возведены из крупных необработанных осколков горных пород и кирпичей, последними выложены углы постройки и оконные ниши. Щипец (треугольная верхняя часть фасада) и небольшая боковая пристройка (сооружена в XV в.) у северной стороны (теперь она больше, но стены почти в два раза тоньше, и это котельная, придел и ризница) выложены из кирпича. Весьма редким было сводчатое покрытие (внутреннее верхнее перекрытие дугообразной формы, соединяющее стены). Веерные диагональные рёбра (нервюры) делили перекрытие главного помещения на треугольные поля. Пять пролётов треугольных рёбер доходили до тяжело нависающей стрельчатой арки, за которой располагался алтарь, имеющий звёздчатый свод (свод кирхи не восстановлен). У северного угла главного нефа был небольшой вход, ведущий к витой лестнице на крышу (эта лестница была единственной связью с крышей). Вначале здание церкви было построено без башни, с окнами только на южную сторону. Под алтарем (пресвитерией) был устроен склеп (не восстановлен).
В конце XIV века рядом с кирхой была выстроена звонница из красного обожженного кирпича с 2-мя колоколами. Массивный нижний её ярус был облицован известковым раствором (до XVII в. башня стояла отдельно от церкви).
В 1394 г. художником Петером написаны фрески в алтаре и на триумфальной арке (вновь открытые под слоем побелки в 1907 г., но не сохранившиеся до наших дней). Яркими красками были изображены Иисус Христос, Пресвятая Богородица, апостолы, пророки, картина «Страшный суд», рыцарская геральдика и др. Написанные на стенах гербы принадлежали гроссмейстерам и рыцарям Тевтонского ордена. В их числе герб Великого магистра Ульриха фон Юнгингена, погибшего в 1410 г. на Грюнвальдском поле. На куполе алтаря в золотом обрамлении сияла надпись:«Да станет лжецом (неверным) тот, кто причинит мастеру (художнику) зло».
Главной ценностью кирхи Юдиттен была чудотворная скульптура «Мадонна с Младенцем на полумесяце», созданная неизвестным мастером. Выполненная из дерева, выше человеческого роста, а по художественной выразительности не имевшая себе равных в Пруссии — она считалась шедевром пластики XV в. По преданию, скульптура всегда была тёплой, ей приписывали всяческие чудеса и исцеления, одно прикосновение к ней доставляло верующим невыразимую радость. И это веками (даже после Реформации) приводило в Юдиттен толпы паломников (даже с Рима). Известно, что перед этим образом в данной кирхе молилась прусская королева (с 1797 по 1810 гг.) Луиза (мать российской императрицы Александры Федоровны, жены Николая I, и соответственно бабушка Александра II). Со временем уникальность кирхи привлекла в Юдиттен и туристов. Всё это и послужило причиной того, что поблизости стали селиться люди, и к началу XX в. посёлок получил все права городского предместья.
В 1577 г. во время ремонта кирхи (тогда уже лютеранской) на башне был установлен флюгер (вертун). За время существования кирхи в ней сменилось несколько алтарей (престол с декоративной стенкой). Один из них был изготовлен в 1672 г. известным кёнигсбергским мастером Шиммельпфеннингом. А в конце XIX в. вместо него установили ренессансный алтарь из коричневого дерева с живописными элементами, скульптурами и позолотой, вырезанный профессором Г. Кнорром. В 1686 г. с правой стороны стрельчатой арки была пристроена деревянная кафедра (возвышение для проповедника) в стиле ренессанса, украшенная по периметру резьбой и портретами евангелистов. Тогда же (в XVII в.) отец известного в Восточной Пруссии фельдмаршала Эрхарда фон Рёдерасделал пристройку соединявшую колокольню с храмом как усыпальницу для себя и своих потомков.
С 1819 г. начался капитальный ремонт кирхи Юдиттен. Переделаны были — щипец, башня и северная пристройка. В 1820 г. из фамильной усыпальницы Рёдеров (между звонницей и нефом) реконструирован новый поперечный притвор с цилиндрическим сводом. В 1840 г. в кирхе был установлен орган работы кёнигсбергского мастера Шервинта. В конце XIX в. верх башни был выстроен заново. В начале XX в. внутренний вход в пристройку был перенесен чуть дальше от арки, а из сакристия (ризница) в пресвитерий (алтарь) наоборот — чуть ближе к арке (это ясно видно, если сравнить план здания кон. XIX в. с фотографиями нач. XX в.). В 1907 г. были очищены от слоя побелки древние фрески. Храм был обшит новыми панелями, заставлен новой мебелью, украшен картинами и хрустальными люстрами.
Во время II Мировой войны храм на Юдиттер-Кирхен-штрассе не получил существенных повреждений, даже несмотря на ожесточенный штурм Кёнигсберга советскими войсками в апреле 1945 г. Очевидцы утверждают, что после взятия Кёнигсберга Красной армией церковь в Юдиттене продолжала быть действующей до 1948 г., её внутреннее убранство представляло значительную ценность, в ней ещё стоял орган, и оставшиеся немецкие жители проводили в ней службы. После их выселения здание кирхи Юдиттен использовалось в качестве склада конторы «Главтабак», позднее — базы «Главпарфюмер». В 1950-х гг., по рассказам старожилов, в данном здании (приспособленном под склад) случился большой пожар, после которого брошенная всеми церковь осталась бесхозной, растаскивалась и разрушалась. К концу 1950-х гг. рухнула крыша. В начале 1960-х гг. была разрушена верхняя часть башни. А в 1970-е гг. начали рушиться стены. И таким образом к началу 1980-х гг. здание кирхи превратилось в развалины и использовалось окрестными жителями в качестве свалки мусора.
По материалам: http://nikolaos.pravorg.ru/istoriya-xrama-i-monastyrya/