ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Воскресенское. Церковь Воскресения Словущего.


Воскресенское. Церковь Воскресения Словущего
Церковь. Действует.  
Престолы:Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова), Илии Пророка, Иоанна Предтечи , Смоленской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1828 и 1858.
Ссылки: Ссылка на temples.ru  Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Нижегородская обл., Воскресенский р-н, п. Воскресенское, ул. Пушкина, д. 59

Координаты: 56.836583, 45.437851
Проезд:от ж.д. ст. Семёнов авт. до п. Воскресенское.



Церковь Воскресения Словущего, Вид с юго-востока<br>, Воскресенское, Воскресенский район, Нижегородская область
Вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
9 октября 2021
Церковь Воскресения Словущего, Вид с востока<br>, Воскресенское, Воскресенский район, Нижегородская область
Вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
9 октября 2021
Церковь Воскресения Словущего, , Воскресенское, Воскресенский район, Нижегородская область
Д.Воронов
14 сентября 2012
Церковь Воскресения Словущего, Фото 1910-х годов<br>, Воскресенское, Воскресенский район, Нижегородская область
Фото 1910-х годов
Михаил Мещанинов
1 января 1910
Церковь Воскресения Словущего, Фото 1910-х годов<br>, Воскресенское, Воскресенский район, Нижегородская область
Фото 1910-х годов
Михаил Мещанинов
1 января 1910



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  9 июня 2017

Храм в честь Воскресения Словущего в Воскресенском

Согласно «Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области», в рабочем посёлке Воскресенском Нижегородской области есть памятник градостроительства и архитектуры регионального значения – Воскресенская церковь (датировка объекта – 1828-1858 годы, документ о принятии на госохрану № 280-м).

По сведениям, предоставленным проекту «Места памяти-2013» Диной Коротаевой, это храм в честь Воскресения Словущего. Его строительство было начато летом 1828 года и растянулось на тридцать лет в связи с пожаром 1830 года. Собор удалось подготовить к освящению лишь в 1858 году. Четырехпрестольный, пятикупольный собор с высокой колокольней был выстроен на месте деревянной церкви, обветшавшей к тому времени.

В 1938 году церковь в селе Воскресенское была закрыта и переоборудована под Дом культуры. На рубеже 1950-60-х годов полностью были разрушены колокольня, притвор, трапезная, разобраны завершения храмовой части, в интерьере разрушены столбы и своды. В 2000 году храм был передан верующим.

http://www.gttp.ru/text/163.htm


Марина Зуйкова  17 августа 2017

В начале XIX века в селе Воскресенское Макарьевского уезда существовали две деревянные церкви (одна из них, вероятно, Воскресения Христова — В.К.), в которых с 1807 года служил протоиерей Петр Семенов Смирнов. Когда и кем эти церкви были построены — история умалчивает, известно лишь, что к началу 1820-х годов они уже изрядно обветшали. По этой причине настоятель задумал построить новую каменную церковь, и в мае 1823 года направил епископу Нижегородскому и Арзамасскому Моисею прошение на возведение храма «…по прилагаемому при сем плану и фасаду», выполненными неизвестным на сей день автором. В конце мая храмозданная грамота правящего архиерея была получена. С 1823 по 1827годы шла заготовка строительных материалов. Летом 1828 года долгожданное строительство началось. Едва ли кто-то мог предполагать тогда, что оно растянется на долгие тридцать лет.

Церковь планировалась быть в честь Пресвятой Живоначальной Троицы с двумя приделами в трапезной: в честь Смоленской иконы Божией Матери и во имя Николая Чудотворца. С 1823 года и в течение последующих двадцати лет протоиерей Петр Смирнов вел переписку с Нижегородской Духовной консисторией, в которой подробно докладывал обо всех переменах на стройплощадке. Именно благодаря его записям, по тщательности изложения не уступающим журналу авторского надзора, мы можем отчасти реконструировать процесс возведения храма.

Строительство велось на «кошельковую» церковную сумму. Подрядчиком был выбран каменных дел мастер Андрей Петрович Гусев — крестьянин деревни Выползово Балахнинского округа, вотчины камер-фрейлины графини Орловой-Чесменской. Поначалу работа шла «с величайшим усердием»: к 1830 году храмовая часть была сложена до окон, трапезная — до сводов, паперть и колокольня закончены в кирпиче полностью. 25 мая 1830 года в селе случился большой пожар: сгорели не только многие крестьянские избы, но и обе деревянные церкви. Церковную утварь удалось спасти, но в огне погиб проект на строительство каменного храма. Поскольку село лишилось действующих церквей, а паства не могла долго оставаться без окормления, в теплом притворе строящегося собора временно разместили еще один, четвертый, придел во имя Обретения Главы Иоанна Предтечи, который был освящен 24 февраля 1831 года. Строительные работы в сезоне этого года не велись.

В августе 1831 года в Нижегородскую Духовную консисторию обратилась помещица села Воскресенское Анна Николаевна Немчинова с предложением взять на себя всю инициативу по строительству церкви. Начав дело с осмотра строящегося храма, она нашла «…расположение оного не соответствующим числу прихожан и длину ширине…», после чего распорядилась заказать новый проект. Неизвестно имя архитектора проекта, и в какой степени он был переработан, но 6-го декабря 1831 года епископ Нижегородский и Арзамасский Афанасий дозволил продолжить строительство по новым чертежам.

От этих перемен «…нельзя было ожидать в строении хороших успехов»: 1832 год начался с демонтажа прежнего сооружения и закладки нового. Тем не менее, в течение 1832-33 гг. кирпичная кладка приделов была закончена, а на храмовой части возведены колонны портиков до уровня фронтонов. В следующем, 1834 году каменные работы не велись, и лишь трапезная была покрыта тесовой кровлей. После перестроек церковная казна оказалась «истощена» и на март 1834 года составляла только 189 руб. 48 коп.

19-го августа 1835 года протоиерей Петр обратился с просьбой к епископу Нижегородскому и Арзамасскому Иоанну выдать Антиминсы в приделы и докладывал при этом, что «…внутри их своды, стены и столбы оштукатурены и побелены самою чистою работою, помост выстлан чугунными досками, иконостасы сделаны новые, покрыты голубой краскою, а резьба и дорожники все вызолочены…». 23 ноября 1835 года был освящен придел в честь Смоленской иконы Божией Матери (южный), а 4 мая 1836 года — во имя Николая Чудотворца (северный).

В рапорте от 16 октября 1839 года отец Петр Семенов с удовлетворением отмечал, что «…в прошлые три месяца в церковном строительстве произведена деятельность изрядная: окружающие настоящий храм 18 колонных столбов и назначенные над оными фронтоны усовершенствованы по надлежащему, свод сведен, генеральный на нем трубунал с 8-ю окошками и 16-ю колоннами выкладен, купол с имеющемся на нем фонарем сего октября 4-го числа окончен…». В течение осени центральный купол и глава были покрыты листовым черным железом, в оконных проемах храма и трапезной установлены решетки. На храмовой части не законченными оставались лишь угловые барабаны и кровля, в притворе следовало «…распространить окны для единообразия с окнами настоящего храма». В своем послании от 2-го ноября 1839 года отец Петр выражал сильные сомнения по поводу необходимости устройства на колокольне верхнего яруса, запланированного в новом проекте. Свои сомнения он обосновывал теснотой этого яруса, невозможностью размещения большого колокола и неудобством организации колокольного звона. Несмотря на его доводы в течение года ярусы колокольни были возведены и, заготовлен «на оную шпиль с крестом». К декабрю 1840 года угловые барабаны в кирпиче были сложены, купола, кровли на четверике, алтаре и фронтонах покрыты черным железом, кресты обиты «белым» железом. На колокольню был водружен шпиль с крестом также покрытые «белым» железом.

Окончание строительства, казалось, было не за горами, требовалось лишь «…по плану во временном приделе (в притворе — В.К.) распространить окна, повысить стены, и вместо накатного потолка сделать кирпичный свод, а у настоящей (т.е. в храмовой части — В.К.) выкласть боковые крыльца, и тем вся черновая работа будет кончена» — рапортовал отец Петр. Наступившие морозы приостановили дальнейшие работы до будущей весны. Летом 1842 года кровли и карнизы на храме и колокольне были выкрашены в зеленый цвет, а на крыше трапезной тес заменен черным листовым железом. Это был последний отчет о проделанной работе протоиерея Петра Семенова Смирнова направленный в Нижегородскую Духовную консисторию 6-го октября 1842 года. Судя по почерку, пастырь был уже в преклонном возрасте и, скорее всего, ему не суждено было увидеть храм во всей красе, но до последних своих дней отец Петр продолжал бороться за начатое им дело. А бороться приходилось, прежде всего, с равнодушием помещиков, односельчан и уездных чиновников. Фактически, все строительство легло на плечи крестьян вотчины А.Н. Немчиновой, тогда как их коллеги из вотчин господина Левашова, графини Толстой и баронессы Дельвиг «…во все время сооружения этой церкви решительно не делали никакой помощи, словом сказать: не пожертвовали ни одной копейкой, не принесли ни горсти песку, ни капли воды». Начиная с первых дней строительства, отец Петр через Нижегородскую Духовную консисторию обращается к уездному правлению с просьбой о побуждении крестьян к содействию в деле строительства храма, но дальше отписок дело не шло…

Летние сезоны 1843-44 годов особыми трудовыми подвигами отмечены не были. В 1845 году священнослужители и прихожане направили в Нижегородскую Духовную Консисторию прошение «…о дозволении нововыстроенному в селе Воскресенском храму именоваться в честь Воскресения Христова — как древлесуществующему». 30 марта 1845 года разрешение на это было дано. Весной 1845 года епископ Иоанн благословил начать штукатурную отделку внутри и снаружи храмовой части. Материалы были заготовлены, подрядчики — наняты, сумма договора составляла 6500 рублей ассигнациями. Однако работы и на этот раз начали растягиваться на неопределенный срок, о чем куратор строительства, управляющий вотчиной г-жи Немчиновой М.Г. Баринов доложил преосвященному, отметив при этом, что церковные деньги ушли на постройку кладовой, не столь необходимой сейчас как завершение отделочных работ. Правящий архиерей, видимо, потребовал объяснений, и Воскресенские священнослужители дали их, сославшись по старой русской традиции на погоду: «работа по церковной отделке замедляется от самой весны частою безведренностью». Кладовая была таки успешно закончена в 1846 году, а штукатурные работы завершились лишь к октябрю 1847 года. Вскоре на Нижегородской ярмарке был закуплен чугунный пол.

Оставался открытым вопрос с внутренним благолепием храма: «внутри настоящей церкви… нет ни иконостаса, ни икон, ни лампад, ни подсвечников, ни прочей утвари необходимой для церкви не заготовлено, и самый даже пол, купленный в прошлом 1847 году на Нижегородской ярмарке в церкву не внесен, а хранится под наблюдением бурмистра Федора Шагина» — докладывал благочинный Макарьевского уезда священник Иоанн Разумов. Крестьяне села по-прежнему, как и много лет назад, не проявляли должного участия в строительстве, и в 1848 году отец Иоанн Разумов идет если не на крайнюю, то весьма решительную меру. Он предлагает Нижегородской Духовной консистории исключить крестьян вотчин господина Левашова, графини Толстой и баронессы Дельвиг из прихода, «…а в число понесенных крестьянами г-жи Немчиновой денежных расходов причитающуюся в их части долю взыскать в пользу Воскресенской церкви». Пока предпринимались безуспешные попытки побудить господ и крестьян к скорейшей сдаче объекта, строительство кирпичной ограды вокруг храма принял в мае 1848 года «из-за усердия на свой счет» крестьянин вотчины госпожи Немчиновой Иван Захарович Плеханов.

Последний документ в «Деле о построении каменной церкви в селе Воскресенское» датирован 30 мая 1852 года. Это — обращение Нижегородского Губернского правления к предводителю Дворянства Макарьевского уезда «…что бы он оказал зависящее от него содействие к принятию крестьянами г-на Левашова, графини Толстой и баронессы Дельвиг участия в достройке церкви в приходском их селе Воскресенском». Но, видимо, ничто не могло повлиять на нерадивых прихожан и, величественный собор в стиле русского классицизма оставался незаконченным и неосвященным в течение последующих шести лет, до 1858 года. В конце XIX — начале ХХ веков собор был незначительно реконструирован: на храмовой части утолщены шейки глав, в оконных проемах заменены столярные заполнения, на ярусах звона колокольни установлены новые нарядные решетки ограждения.

В конце 1930-х годов в храме состоялось последнее богослужение. В 1939 году был разработан проект переоборудования церкви под дом культуры, согласно которому демонтажу подлежали верхние ярусы колокольни и храма. Однако с собором обошлись более крутыми методами: полностью были разрушены колокольня, притвор, трапезная, разобраны завершения храмовой части, в интерьерах разрушены столбы и своды. Произошло это на рубеже 1950-60-х годов. На месте утраченных частей, в их прежних плановых габаритах (непонятно для чего тогда их нужно было ломать?) воздвигли унылые коробки дома культуры. От храма остался лишь четверик с портиками, начисто лишивший своего декоративного убранства и алтарная абсида.

Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 21.02.95 № 22 Воскресенский собор принят на госохрану как памятник истории и культуры регионального значения. 30 марта 2000 года храм был передан общине верующих.

Архитектор: В.В. Коваль. http://obnovlenie.cerkov.ru/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.