ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сентендре. Церковь Спаса Преображения.

Табачская церковь


Сентендре. Церковь Спаса Преображения
Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Преображения
Год постройки:Между 1741 и 1746.
Адрес:
Венгрия, г. Сентендре, 2000 Szentendre, Bogdányi út 42

Координаты: 47.671304, 19.078299



Церковь Спаса Преображения, Табачская церковь<br>, Сентендре, Венгрия, Прочие страны
Табачская церковь
Dmitry N.
13 сентября 2013
Церковь Спаса Преображения, , Сентендре, Венгрия, Прочие страны
Ole Lukoye
14 сентября 2008
Церковь Спаса Преображения, , Сентендре, Венгрия, Прочие страны
Ole Lukoye
14 сентября 2008
Церковь Спаса Преображения, Источник: http://www.fortepan.hu/_photo/display/65137.jpg<br>, Сентендре, Венгрия, Прочие страны
Источник: http://www.fortepan.hu/_photo/display/65137.jpg
Dmitry N.
1 января 1965
Церковь Спаса Преображения, Преображенская (Табачская) церковь. Фото: 1955 г. Источник: http://www.fortepan.hu/_photo/display/91161.jpg<br>, Сентендре, Венгрия, Прочие страны
Преображенская (Табачская) церковь. Фото: 1955 г. Источник: http://www.fortepan.hu/_photo/display/91161.jpg
Dmitry N.
1 января 1955



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Dmitry N.  8 марта 2014

Преображенская церковь – Табачская церковь

Преображенскую церковь построили "табачи", производители кожи (так в оригинале, по другим данным "табание" – старинное ремесло, которое заключается в обработке овечьей шерсти – прим. переводчика), в красивом и довольно удаленном от центра города месте. С природной смотровой точки на Ослином холме, с того места где установлен барочный крест табачского цеха, наблюдателю церковь открывает свой декоративно украшенный западный фасад. Вид охватывает также старые крыши небольших домов и широкую поверхность реки, что еще больше подчеркивает стройную колокольню.

Запись о строительстве вырезана на мраморной плите, которая установлена над южным порталом и имеет декоративные барочные спирали по сторонам: "Сия святая и божественная церковь православнокатолическая нашего Иисуса Христа, начало строительства лета Господнего 1741-го и окончание 1746-го, месяца июля, трудом и настоянием и иждивением общины ктиторов православных христиан, в городе Святого Андрея".

Табачская церковь является одной из самых красивых и высоких сербских церквей во всей Карловацкой митрополии, построенных в первой половине XVIII века. Поэтому она является объектом исключительной важности в истории сербской барочной архитектуры.

Неизвестный, на сегодняшний день, австрийский архитектор, который в середине XVIII века построил храм в Венгрии, представил владыке Василию Димитриевичу и церковной общине свой план строительства церкви, который по современным представлениям сербских заказчиков, был смелым и дорогим для исполнения. Мы не должны забывать, что в то время, за исключением Збежской и Соборной церкви, все сентендрейские церкви были деревянными, а план Преображенской церкви указал на каменную церковь неожиданно больших размеров, что соответствовало представлениям и возможностям ктиторов – ремесленников. Однако этот план будет принят, контракт подписан, и строительство начнётся, как написано на плите, в 1741 году. На этом начальном этапе был построен только неф, западный фасад с колокольней завершен в 1777-1778 годах. Фасад несёт декоративные решения в стиле Людовика XVI с гирляндами и бантами, выполненными в гипсе, и двумя вазами из камня в стиле классицизма на краях фронтона.

Северный и южный фасады нефа и трехгранная апсида усилены 14 опорами, между которыми высокие окна в рамах из камня. На южной стороне расположен входной портал из красноватого мрамора с вышеупомянутой плитой и записью о строительстве церкви.

Неф имеет сводчатый потолок в виде чешской шапки, разделённый сдвоенными вентральными арками, которые из нижней своей части, где они утоплены в стене, плавно переходят в каскадное усиление в виде консоли. Под ними располагаются барочные декоративные завершения, выполненные в малтерской пластике.

Внутреннее пространство разделено на четыре травеи и алтарную часть. Первая травея с западной стороны гораздо больше, чем другие, и образует "женскую церковь", две другие травеи – средняя часть церкви – ниже на одну ступень, четвертая травея – предалтарная часть – снова поднимается на одну ступень. В середине этого пространства находится амвон с широкой робой и крестом из красного мрамора. Там же находятся прикреплённые к полу два мраморных столика в виде низких колонн с капителями. Алтарная часть выше на две ступени. Трёхгранная апсида имеет свод с псевдоготическими арками, которые образуют полукупол. У алтаря расположен престол из мрамора, в виде стола на барочной ножке, на которой имеется надпись: "Ктитор сего святого и священного престола преосвященный господин Василий Димитриевич, епископ будимский и прочий, в лето Господне 1746". С левой стороны имеется ниша проскомидии, вырезанная в красноватом мраморе и украшенная мелкими завитками в стиле барокко с надписью в нижней части: "Ктитор сего святого жертвенника Младен Стоянович 1746". Рядом с проскомидией расположен фонтан в виде стилизованной раковины с простым барочным картушем в верхней части.

Иконостас Преображенской церкви, изготовленный в 1745-1746 годах, достигает высоты свода – то есть это самый высокий и самый широкий сербский иконостас первой половины XVIII века.

Первый ярус украшает восемь колонн с коринфскими капителями, которые отделяют царские врата и престольные иконы. Царские и боковые врата имеют витиеватую барочную резьбу. Во втором ярусе расположено четырнадцать колонн, которые разделяют праздничные иконы, третий ярус содержит двенадцать колонн, между которыми размещены иконы апостолов. В четвертом ярусе – люнет иконостаса, полукруглое зубчатое барочное резное украшение, которое обрамляет крест и иконы в медальонах. Таким образом, уменьшая колонны и ярусы к вершине, к люнету, резчик по дереву сделал иконостас стремящимся ввысь и удерживающим корону из медальонов, помещенных под вентральной аркой.

Архитектурный замысел, расположение зон, стройность колонн, а также цветовая гармония темно-зелёных частей и темно-красных мраморных горизонтальных венцов, позолоченные резные рамы и орнаменты, всё это необыкновенные работы "билдхаорской традиции".

Живописные работы выполнены неизвестным иконописцем с Украины, и его помощниками. Он привнес в сербскую живопись, прежде всего, значимое содержание и иконографические новшества, которые появлялись на украинских иконостасах во второй половине XVII века. "Барокизация" – условно говоря, этот термин лучше всего видно на иконах двенадцати праздников, которые, в сербских церквях, появились в рамах иконостаса в первый раз именно в этом месте. Композиция с точки зрения иконографии поставлена по западноевропейским иконографическим образцам, графическое изображение соответствует традициям, которыми богата художественная школа Киево-Печерской Лавры. Тот наставническо-педагогический графический материал киевских "кужбушек" был использован иконописцами как главное напоминание, или как главный образец. Западноевропейская маньеристическая и позаимствованная на Украине барочная композиции, получили свое развитие в сербской живописи, до установления влияния на неё венской школы.

На Преображенском иконостасе, например, являясь одним из первых образцов, если не первым в сербской живописи, композиция Воскресения изображена не как Сошествие в ад или Мироносица на гробу, но как взлет Христа из погребального саркофага с солдатами в нижней части, что характерно для западноевропейской иконографии. Такими же западными решениями характеризуется и композиция Благовещения. Богородица, сложив руки на груди, стоит рядом со столом с открытой книгой, и архангел Гавриил парит над ней в платье и плаще, обнажив выше колена ногу. В композиции Рождества Христова три короля приветствуют младенца Христа, а над ними стоят два воина с копьями. И другие иконы великих праздников показывают, что ни одна из них не поставлена по канонам старой русской иконографии. Среди содержательной новизны, которая появляется на Преображенском иконостасе, следует упомянуть фигуру ангела с убрусом – Нерукотворный лик Христа.

Святительские лики и праздничные композиции изображены на золотом фоне, украшенном орнаментом.

По своим художественно-эстетическим качествам, этот внушительный образец не имеет для живописи большого значения. Украинский странствующий иконописец, подмастерий коллектива живописцев, выразил своё художественное воплощение в повторении усвоенных решений, что относится как к иконографии, так и к художественному материалу, цвету, методу моделирования и так далее.

Тем не менее, несмотря на эти замечания о неоднозначных художественных ценностях, Преображенский иконостас по своим размерам, гармоничной резной раме, по количеству икон, иконографическим и стилистическим особенностям обязывает исследователей обратить на себя особое внимание и продолжить изучение. В Сербском искусстве XVIII века появление иконостаса в 1746 году представляет собой знаменательную дату.

Кроме иконостаса следует упомянуть престол Богородицы с навесом, выкрашенный в зеленый цвет с позолоченными резными украшениями в стиле рококо, а также хор, сделанный сразу после иконостаса, в то время как датировка престола – около 1800.

Проход к Преображенской церкви с южной стороны украшают портанские каменные ворота, такие же, как и перед сербской церковью св. Георгия в Пеште. Согласно архитектурной структуре и резнокаменным украшениям эти ворота демонстрируют черты неоклассического стиля и датируются концом XVIII века.

По своим архитектурным, художественным и художественно-прикладным особенностям барокко, рококо и неоклассицизма, согласованным взаимосвязям и взаимопроникновениям этих особенностей, как успешный пример симбиоза разных стилей, Церковь Преображения является перворазрядным памятником сербского искусства XVIII века.

Эта церковь имела большое культовое значение среди жителей Сентендре и окрестностей. Её престольный праздник, день Преображения Господня (19 августа), почитается в Сентендре. Эта традиция все еще поддерживается. Преображенская литургия символично собирает малочисленных сербов в этом регионе.

Авторский перевод с сербского языка.

д-р Динко Давидов и Деян Медакович. Сербские культурно-исторические памятники Сентендре. Проект "Растко": Библиотека сербской культуры.

http://www.rastko.rs/rastko-hu/umetnost/likovna_i_primenjena/Sentandreja.html


Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.