ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Липень. Церковь Жировицкой иконы Божией Матери.


Липень. Церковь Жировицкой иконы Божией Матери
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Жировицкой иконы Божией Матери
Год постройки:Между 1770 и 1780.
Адрес:
Беларусь, Могилёвская область, Осиповичский район, с. Липень, ул. Володарского, 4

Координаты: 53.414239, 28.819059 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Владимир Уханов
 
Владимир Уханов  2 января 2017

Деревня Липень Осиповичского района, в которой сейчас располагается храм в честь иконы Божией Матери «Жировичская», в прежние времена имела название села Холуй. Уже в XVIII веке здесь находилась церковь Рождества Богородицы, но это не говорит о том, что в более ранний период времени приходской жизни здесь не существовало. Храм был построен на средства некоего помещика Завишы и прихожан, о точной дате строительства сказать затруднительно, но предположительно это время 1770-1780-х годов.

Церковь имела вид продолговатого прямоугольника с тремя глухими куполами. В здании колокольни, которое находилось отдельно от храма, имелось четыре колокола. Внутреннее пространство церкви включало в себя около 30 кв. саж. На солее возвышался небольшой дощатый иконостас, окрашенный в темно-зеленый цвет и состоящий из тринадцати икон, расположенных в один ряд.

Богослужебная утварь и священнические облачения имелись в достаточном количестве, но были малоценными. Дом священника располагался на церковной земле и к 70-м годам XIX века требовал капитального ремонта.

Земли во владении причта находилось 60 десятин. К концу 70-х годов XIX века церковь также находилась в крайне ветхом состоянии. Поэтому в 1885 году построили новый деревянный храм на каменном фундаменте благодаря средствам, выделенным государственной казной и прихожанами деревни. Новый храм освятили в честь праздника Успения Богородицы. Предметами богослужебной утвари церковь была достаточно снабжена. Во фронтовой части храма была устроена новая колокольня, в 1886 году построили и новый дом для священника.

На начало XX века приход обладал 70 десятинами 1129 кв. саж. земли. За храмом числились четыре церковно-приходские школы. В 1913 году приход составляли 3168 человек. За всю историю церкви к ней было приписано четыре храма, находившиеся в самом селении (приписная кладбищенская), а также в деревнях Химно, Бозок и Каменичи.

Кладбищенская Свято-Троицкая церковь в селении Холуй не сохранила исторических сведений о своей первоначальной постройке, но известно, что была перестроена в 1882 году. Колокольня находилась рядом с ней и располагалась на двух столбах. Покровский храм в деревне Химное не сохранил упоминания о времени возникновения. В 1887 году его перестроили. В 10-ти верстах от прихода в деревне Бозок существовала Никольская церковь. Построена жителями деревни, однако в каком году – неизвестно. В 1876 году перестроена на собственные средства. Храм архистратига Михаила в селении Каменичи был построен местными жителями. Он находился в 14 верстах от прихода. Сведений о своей постройке не сохранил.

Приходская Холуйская церковь в честь Успения Божией Матери просуществовала до 1934 года. В это время она была оборудована под клуб с изменением внешнего вида. В период немецкой оккупации с 1942 года верующие люди заняли это здание под молитвенный дом.

До настоящего времени здание церкви не сохранилось, однако сегодня в селении Липень есть деревянный дом, оборудованный под храм и освященный в честь Жировичской иконы Божией Матери. В деревне ведется строительство нового приходского храма.

http://www.bobreparhiya.by/history_lipen/


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  13 мая 2019

Существовавшая ранее церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Холуй.

Местечко Холуй (с 1920 года село называется Липень), состоящее в Игуменском уезде, расположено при реке Свислочи. От губернского города отстоит в 126 верстах, от уездного в 63 верстах. В районе прихода в фольварке Холуе находится римско-католический костел.

Приходская Рождество-Богородичная церковь, расположенная в самом селении, построена на средства помещика Завиши и прихожан. Зданием церковь деревянная, устроена в виде продолговатого прямоугольника, с тремя глухими куполами, одним рядом окон, гонтовою крышею и двумя входными дверьми; вообще, здание церкви находится в столь ветхом состоянии, что ни к какой починке уже не годно.

Внутреннее пространство заключает в себе около 30 кв. саж.; пол деревянный, потолок настлан досками, к отоплению церковь не приспособлена. Клиросы устроены отдельно от солеи, возвышенной на одну ступень. Дощатый иконостас старого устройства, покрашенный в темно-зеленый цвет, состоит из 13 икон, расположенных в один ярус.

Необходимые утварные вещи имеются, но все они малоценны, за исключением одного серебряного прибора литургийных сосудов. Евангелий имеется два: одно в лист, в белом жестяном окладе с финифтями, а другое в одну восьмую листа, в малиновом бархате, с медною вызолоченною верхнею доскою; из прочих богослужебных книг недостает только месячных миней. Всех священнических облачений, годных к употреблению, шесть в том числе три совершенно новых, а три поношенных.

Архив церковный хранится в целости; в нем находятся метрические книги с 1822 г., исповедные списки с 1840 г., визитные записи с 1800 г. и документ от 10 июля 1816 г., выданный помещицею Тересою Завишиною на пожертвованные ею 300 руб. в пользу Холуйской церкви. Вокруг погоста церковного устроена простая деревянная ограда; колокольня устроена отдельно от церкви, в ней четыре колокола: в 12, 2 ½, 2 и 1 ½ пуда. В приходе существует шесть отдельных кладбищ и три кладбищенских церкви.

В состав прихода входят: местечко Холуй и семь деревень, самый отдаленный пункт прихода – в 12 верстах. Прихожан числится муж. пола 901 душа, a жен. – 942 души; все они крестьянского сословия, занимаются преимущественно хлебопашеством, а также рубкою и вывозкою леса, тканьем рогож и сплавом дерева по рекам: Свислочи, Березе в г. Кременчуг. В религиозном отношении удовлетворяют требованиям веры; из особенных молитвословий известно служение молебнов и совершение крестных ходов по селениям и полям, с освящением домов, полей и скота.

По штату при сей церкви положен одноклирный причт, состоящий из настоятеля и псаломщика. Настоятелем состоит священник Стефан Кулаковский, получивший семинарское воспитание, священствует и при настоящем месте состоит с 1862 г., имеет набедренник.

Церковного дохода в течение года бывает до 130 руб. В настоящее время особых статей, приносящих доход церкви или причту, нет, но до 1868 г. причт ежегодно получал из жерновской кассы помещика Завиши 18 руб. процентов от суммы 300 руб. Причт, кроме штатного жалованья и незначительного кружечного дохода, пользуется церковным помещением и землею.

Всей церковной земли, расположенной в трех участках, считается 60 десятин, в том числе: усадебной 5, пахотной удобной 35, сенокосной 10, под кустарниками 3 и пахотной песчаной неудобной 7 десятин, самый дальний участок земли находится в двух верстах. Из причтовых строений имеются: дом, хлебный и скотский сараи, гумно, амбар, варивня, ледник и сеновал для священника, а также дом и сарай для причетника; все сии строения по крайней ветхости к починке не годны. Осмотр учрежденною комиссиею произведен был в 1867 г. и тогда составлен проект на приведение оных в полную исправность, что и по настоящее время не приводится в исполнение.

При церкви существует церковно-приходское попечительство и штатное народное училище. Грамотных между прихожанами до 18%. Богадельни в приходе нет.

«Описание церквей и приходов Минской епархии». Составлено по официально затребованным от причтов сведениям. Часть IV, Игуменский уезд. Типо-Литография Б. И. Соломонова, Минск, 1879 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.