ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Баян. Церковь Николая Чудотворца.

Баян-Хосунская Николаевская церковь


Баян. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Не действует.  
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:Между 1789 и 1805.
Адрес:
Бурятия, Юго-Западное Забайкалье, Джидинский район, село Баян, на правом берегу реки Джида

Координаты: 50.543913, 105.28309



Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Илья г.Химки  26 мая 2020

Сохранились сведения о том, что село основали казаки, прибывшие из-за Урала между 1730 и 1750 годами. Позднее сюда были направлены польские ссыльные, наказанные русским царём за многочисленные восстания на родине. Казаки и поляки привезли с собой свою культуру, в том числе возделывания огородов, умение перерабатывать плоды и овощи для хранения их на зиму, а так же загогтовкии и употребления в пищу копченостей, соленостей. Но не это главное, что вывело Баян в число богатых сёл Забайкалья. Ссыльные поляки привезли с собой семена и секреты возделывания и выращивания табака. Вот эта продукция и стала «золотой жилой» для поселенцев.

В то время русло реки Джида находилось ближе к горе Загунцар. А в пойме реки возле самого села располагались богатейшие пойменные луга. Они и стали плантациями для табака. До переселенцев, эта продукция доставлялась в Бурятию из Китая, преодолевала огромное расстояние и стоила соответственно больших денег. Поэтому более дешевый и хороший табак из села Баян сразу же стал пользоваться спросом у населения. По словам старейших жителей, табака здесь производили до десяти сортов. В октябре-ноябре снаряжались обозы для отправки продукции в соседние волости и в Монголию. Бывало, в ямшину с табаком направлялось из этого села до 40 подвод. Кроме того, новые возделанные поля давали очень хороший урожай пшеницы, овса и ржи. В селе не было «богатеев» и купцов, однако многие крестьяне и казаки жили зажиточно, в том числе и польские окрещённые переселенцы. Так вот, как раз эти православные зажиточные крестьяне и казаки стали инициаторами строительства каменной церкви. Старожилы понимали, что строить каменную церковь за рекой будет очень накладно. Но деревянные церкви часто горели. Сгорела и первая небольшая Баянская церковь, построенная казаками в 1778 году. И, надеясь на божье милосердие, на помощь верующих, всё же решили рискнуть на строительство каменной церкви, к тому же не маленькой.

В 1789 году было освящено место для строительства и заложен первый камень под фундамент. Впоследствии окажется, что место подобрали самое лучшее. Церковь восстала на возвышенности, была видна издалека, а колокольный звон разносился по руслу реки Джида далеко за пределы Баяна. Строили храм долго, испытывая большие трудности с доставкой стройматериалов.

Многие старики и старушки долго помнили место захоронения первого священника под большой гранитной плитой. Они же постоянно передавали из уст в уста, с какими трудностями возводилась эта церковь, как помогали миряне тем, чем могли. Каждый житель окрестных сёл считал за честь принести на себе или привезти на телеге хоть сколько-нибудь кирпичей. К слову сказать, в селе Капчеранка были построены специальные печи для выделки и обжига кирпичей на церковь. Для того времени путь из этого села до Баяна был не из лёгких. Чтобы доставить оттуда хотя бы один кирпич, надо было приложить немало усилий. А ведь кирпича потребовалось не одна тысяча. Поэтому и доставляли его разными способами, и даже пешком несли в сумах на плечах. Кирпич так же подвозился из Читы, Верхнеудинска и Иркутска на конных подводах. Строилась церковь на яичной кладке, то есть на каждый килограмм раствора требовалось до 10 штук яиц, а вернее, яичного белка, желток же доставался строителям. Конечно, это легло на семьи Баяна и близлежащих поселений. И не было случая, чтобы кто-то отказался давать на строительство куриные яйца.

За свой счёт баянцы привозили из городов архитекторов, отделочников и даже художников. Боялись в чём-то ошибиться, сделать не так, как этого требовали церковные каноны и архитектурные правила. Словом, строительство было всенародным. Огромную помощь оказали в возведении церкви ламы Гэгэтуйского и Дырестуйского дацанов. Старики говорили, что Гэгэтуйский дацан выделил не только подводы для доставки лесоматериала, но и часть подготовленного для своих нужд, леса. Дырестуйский дацан помог в покупке некоторой церковной утвари и постоянно оказывал материальную поддержку. Ощутимую помощь оказали церкви Иркутской и Читинской епархий. Большинство икон было подарено верующими других приходов. Но самые дорогие иконы приобретались за наличные в городах Иркутске, Чите и Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) Для этого специально снаряжали отряды казаков при всём обмундировании и оружии.

Немало лет потребовалось для того, чтобы закончить внутреннюю и наружную отделку Баян-Хосунской Николаевской церкви. К тому времени В начале 1805 года привезли колокола, покрыли сусальным золотом купола и кресты. Был и главный колокол весом около 10 пудов, который назывался «благовестом». Старожилы рассказывали, когда звонили в этот колокол по большим праздникам, то его голос было слышноен даже в станице Желтуринской. Баянская Церковь, с ярко блестящими высокими куполами и колокольней, с животворным иконостасом, настенными фресками, стала гордостью всех православных. Её приход состоял из верующих многих окрестных сёл деревень и заимок. Река Джида преградой не являлась. Постоянно работал паром в летнее время на конопляных канатах. А в зимнее время, зимой, когда реку сковывал лёд, в церкви начинались по традиции начинались венчания, и тут уж дорога была укатанной. Строительство Возведение храма несколько раз приостанавливалось, в том числе и из-за отсутствия стройматериалов. Для ускорения строительство, из Иркутска был «выписан» специальный человек, который руководил работами строительством, а после остался служить. И только в 1805 году церковь была освящена, хотя богослужения и молебны православных сопровождали строительство с самого его начала. в церкви началось богослужение.

Общая длина церкви без крыльца составляла 22 метра, толщина стен – от 1,5 метров, а в некоторых местах ещё толще. Толщина стен колокольни составляла до 1 метра. Полностью Поскольку церковь называлась так: Баян-Хосунский Николаевский, то миссионерский двусветный храм. Одно время даже село хотели переименовать в Николаевское, но это название не прижилось.

Руководил храмом попечительский совет. Например, в 1868 году председателем попечительства был избран отставной зауряд-сотник Шишмарёв, а членами казаки Карпов и Григорьев. Они организовали капитальный ремонт наружного и внутреннего облика церкви, огородили церковное кладбище, увеличили жалование псаломщику до 100 рублей в год. Миссионерами в разное время служили Лука Матвеевич Сукнёв (с 1860 по 1869 гг.), Валериан Громов, Дмитрий Писарев и другие. По сути дела, Баянскую церковь в буквальном смысле этого слова можно было назвать главенствующей, хотя кафедрального звания она не имела. Одновременно храм мог вместить до 500 верующих. А к 1810 году (по данным архива НПЦ) село Баян разрослось и насчитывало около 600 дворов и более 2 тысяч жителей или местных поселенцев, как принято, было называть тогда всё население.

К сожалению, имя первого священника осталось неизвестным. Зато в последующем часто встречается фамилия Ощепковых. Например, с 1885 по 1905 год псаломщиком Баянской церкви был Матвей Алексеевич Ощепков. Интересно привести одну запись из архива церкви о добровольном крещении местных бурят. Орфографию сохраняю полностью: «По приказу Его Императорского Величества, предъявитель сего Сартаулова роду ясашный Гонбо Табонаев от роду 19 лет по самоизвольному желанию и усердию сего 1840 года февраля 5 дня Троицкосавского заказа Верхнеудинского округа Баинхосунской слободы Николаевской церкви священником Иоанном Ощепковым в православное исповедание приведён, наречено ему имя Иннокентий. Иннокентия Ощепкова из прежнего состояния поклада исключить и пречислить к христианскому обществу по собственному его избранию и получить трёхлетнюю льготу от платежа всех податей, для чего и дан сей билет при Баинхосунской слободе Николаевской церкви за подписанием моим и приложением казённой печати марта 19 дня 1840 года».

https://tv-dubl.ru/istoriya/beleet-tserkov-odinoko-4-08-2011.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.