За свою долгую историю Свято-Троицкий Межиричский монастырь ни разу не закрывался. Более двух веков он находился в руках католиков, потом существовал в качестве прихода, но никогда в его соборе не было ни колхозного гаража, ни тюрьмы. Многие монастыри Украины и юго-западной части России ведут свою родословную от Киево-Печёрской Лавры. Во всяком случае, так гласят предания. Бытует мнение на сей счёт и в Межиричском монастыре. Считается, что первые монахи из Киева появились здесь ещё в домонгольское время - или, по крайней мере, сразу после разорения стольного града Святой Руси Батыем. Летописи этой версии не противоречат: древнейшее упоминание о существовании иноческой жизни в живописных окрестностях Острога как раз и датируется первыми "послебатыевыми" годами.
О селе Межирич нам становится известно гораэдо позднее: оно впервые упомянуто в грамоте великого князя Литовского Витовта от 1396 года. Этой грамотой Витовт подтверждает, что село Межирич по праву владеет князь Фёдор Острожский (впоследствии принявший постриг в Киево-Печёрском монастыре и прославленный в лике преподобных). Следовательно, село возникло раньше этого времени. Но когда именно - неизвестно. С постройкой в Межириче деревянной крепости - а строил её упомянутый князь Фёдор - Троицкая церковь Межиричского монастыря стала центром всего поселения. Деревянной она оставалась вплоть до середины ХV столетия, когда её уничтожил пожар. Приблизительно в 1454 году очередной острожский князь, Иван Васильевич, начал строительство обширного каменного собора. Вероятно, приимерно тогда же возводился и Богоявленский собор в Остроге - очень уж близки они по стилю. Важно подчеркнуть, что и каменная Троицкая церковь с самого начала была не приходской, а монастырской. Да и сам монастырь представлял собой отдельную "единицу" в составе поселения - своего рода крепость в крепости. Межиричская обитель имела важное значение - как духовное, так и оборонительное, защищая Острог с юга. На то, что она мыслилась строителями как крепость, указывает её чрезвычайно удачное с точки зрения фортификации положение: на возвышении, ограниченном речками Вилией и Сбитенкой. Собственно говоря, и сами названия - Межиричский, Межирич - говорят о местонахождении монастыря в междуречье.
Долгое время Межиричский монастырь являлся православной святыней. Князья Острожские, не будучи его "фундаторами" (основали его, как уже было сказано, киевские иноки - и, видимо, по собственному почину), быстро приняли на себя роль покровителей и вкладчиков обители - так уж велось в те старинные благочестивые годы. К сожалению, упоминаний о каких-то конкретных вкладах, сделанных князьями, в исторических документах встречается очень мало. Среди таковых можно с уверенностью назвать лишь запись о вкладе Константина Ивановича Острожского, помеченную 1523-м годом. Но в том, что князья постоянно поддерживали Межиричский монастырь материально (помимо принятия на себя строительных расходов) - сомневаться не приходится. В 1603 году Межирич перешёл к Янушу Острожскому, старшему сыну Константина Ивановича Острожского, видного прсветителя и защитника Православия в своих землях. Как это часто и случается, свою собственную семью он не сумел уберечь от католических влияний - да и то сказать, наследники князя острожского были лакомой добычей для отцов-иезуитов, и охота на них велась нешуточная. Жертвой этой охоты и пал князь Януш. Межирич сделался владением Януша Острожского в результате раздела между им и его младщим - православным - братом Александром. К описываемому времени разногласия между братьями достигли точки кипения, чуть не вылившись в кровавую междоусобицу. Дабы прекратить вражду между ними, их отец разделил сыновье наследство. Важным условием соглашения он выставил соблюдение обоими отпрысками веротерпимости: ни один из них не должен был притеснять в своих вотчинах ни православных, ни католиков. Януш нарушил условие договора: он отдал Свято-Троицкий монастырь францисканцам. Это принесло много горя окрестному православному населению - хотя Януш по-своему очень любил Межирич и стремился привести его к процветанию. В 1605 году польский король Сигизмунд III по его неотступным просьбам дал Межиричу Магдебургское право, а уже на другой год Януш начал масштабную перестройку всего Межиричского монастыря. Он не жалел средств на его благоустройство, и к 1610 году обитель совершенно преобразилась, превратившись в неприступную крепость. На её содержание князь выделил достаточное количество земли, да сверх того обещался отдавать ещё и десятину с хлебного урожая, получаемого в других владениях. В 1620 году Януш умер. Он не оставил после себя наследника - единственного сына Владимира князь потерял ещё в младенчестве. Незадолго до смерти Януш передал Межиричскому монастырю родовую святыню - икону Божией Матери "Жизнеподательница". Она стала, таким образом, святыней всего края.
В середине ХVII столетия монастырь переживал нелёгкие времена. Шла освободительная война, и казаки Богдана Хмельницкого нещадно расправлялись с польскими панами и католическими монахами. Даже высокие монастырские стены не могли обезопасить францисканцев. Казаки дважды разоряли монастырь - да так, что восстановление его затянулось на более чем 50 лет. В 1795 году, после третьего раздела Польши, Межирич оказался на территории России. Обитель, тем не менее, ещё свыше семидесяти лет принадлежала католикам. Более того, Екатерина II пожаловала монастырю царский подаркок - резные киоты чрезвычайно тонкой работы. Обитель в то время жила и не бедствовала. Согласно описи 1850 года, здесь находилось 20 монахов, в монастырской библиотеке насчитывалось 1900 рукописей, а убранство Троицкого собора поражало великолепием. В 1854 году оно сильно пострадало от пожара, начавшегося в еврейском квартале Межирича и быстро распространившегося по всему городку. В огне исчезли купола собора, кровля, полопались окна. Сгорели и все деревянные монастырские строения. Ущерб был велик, и монастырю опять потребовались масштабные ремонтные работы. В 1866 году францисканцев изгнали из обители. Власти уличили их в помощи полякам во время восстания 1863-1864 годов. Тогда были закрыты многие католические монастыри Западной Украины, а храмы их - переданы православным приходам. Так произошло и с Межиричским монастырём.
Возвращение Свято-Троицкого храма православным явилось огромным событием для всего Острожского края. Богоявленский собор Острога в то время практически лежал в руинах, а других столь же величественных и просторных храмов в ближайших окрестностях просто не имелось. К 1870-м годам полностью окончилось переустройство Троицкого храма в соответствии с его новым положением. Были убраны изображения католических святых и некоторые декоративные элементы. Лишь Межиричская икона Божией Матери - как великая православная святыня - осталась не тронутой. Её поместили в иконостасе над Царскими вратами. Все земли, принадлежавшие прежде францисканцам, отошли теперь в казну. Священнику, служившему в Троицкой церкви, была выделена под усадьбу одна десятина зеили. Сверх того весь церковный причт (священник, псаломщик и просфоник) имели право пользоваться землями упразднённой к тому времени Свято-Михайловской церкви Межирича, а к ней относилось до 22 десятин пахотной земли, около 6 десятин покосов и 2 десятины леса. По документам 1884 года приход Свято-Троицкого храма составляли 860 прихожан. При нём имелась и школа с 27 учениками. Первый настоятель Троицкого храма, протоиерей Константин Червинский, умер в 1895 году, во время эпидемии холеры. Как говорится в архивах, "на нем эпидемия прекратилась". После него настоятельствовал отец Константин Рогальский. При нём - и по его инициативе - проводилась реставрация иконы Божией Матери "Жизнеподательница", а также шли ремонтные работы в самом храме. Несчастливым выдался для прихода 1913 год: вновь случился пожар, приведший к повреждению монастырских строений. Правда, тогда существовала надежда, что бывший Межиричский монастырь вскоре станет резиденцией викарного епископа Острожского и будет как следует отреставрирован. Начавшаяся в 1914 году война нарушила эти планы, и монастырские здания продолжили ветшать. В 1918 году в Межириче стояли немецкие войска, и это лишь усугубило плачевное состояние монастыря.
В 1921 году территория Западной Украины опять перешла к Польше. Межирич сделался приграничным городком. Въезд сюда отныне возможен был только по специальному разрешению польских властей, а в ближайшем лесу разместилась застава. Из-за всех ограничений, связанных с прикордонным положением Межирича, он совершенно захирел, превратившись из бойкого городка в тихое село. Обеднела и Троицкая церковь, жившая на приношения прихожан. Лишь иногда её посещали группы туристов. Экскурсии проводил тогдашний настоятель храма отец Стефан Рыхлицкий. Небольшой доход, который храм получал от экскурсантов, целиком шёл на поддержание его в сносном состоянии. В конце 1920-х - начале 1930-х годов существовала опасность, что церковь передадут католикам, но отцу Стефану в ходе судебного разбирательства удалось доказать, что храм возводился именно как православный, и католики потерпели поражение. А впереди были присоединение Западной Украины к СССР и новая война, принесшая неисчислимые бедствия Троицкой церкви, её служителям и прихожанам. В 1943 году отец Стефан вынужден был навсегда оставить родные края: он эмигрировал в Аргентину, спасая своего сына, солдата Красной армии, выкупленного им из немецкого плена. Сама церковь сильно пострадала в 1941 году, при освобождении Межирича от немецких войск и формирований УПА.
В 1950 - 1960-е годы Свято-Троицкий храм не раз находился на грани закрытия, но эту грань так и не перешёл. В 1991 году на месте сельского прихода вновь открылся монастырь. В 1991 году администрация Ровенской области удовлеторила прошение архиепископа Ровенского и Острожского Иринея об открытии на месте сельского прихода Межиричского Свято-Троицкого мужского монастыря. В августе того же года состоялись первые монашеские постриги и рукоположения. Возглавил восстанавливающуюся обитель архимандрит Феодор (Мельничук). Он и сейчас является её наместником. Хотя первым насельникам монастыря не приходилось всё начинать с нуля - храм, как-никак, существовал и действовал, - но подчас бывало нелегко. Монастырская жизнь - совсем не то, что приходская. Нужны и кельи для житья, и хозяйство более серьёзное. А в келейных корпусах, обступивших Троицкий собор, со времён монахов-францисканцев никто не жил. Ремонт потребовался нешуточный, но к 1993 году братия уже могли разместиться в северном келейном корпусе, на первом этаже которого были оборудованы трапезная и тёплый храм в честь иконы Божией Матери "Воспитание". К 1999 году закончилась внешняя реставрация Троицкого собора. Он освободился, наконец, от клетки лесов и предстал во всей своей красе, сияя золотом и синевой куполов. В 2007 году в соборе началась реставрация настенных росписей. Сегодня в Межиричском монастыре около двадцати насельников. Священноархимандрит его с 1995 года - архиепископ Ровенский и Острожский Варсонофий.
Из журнала: "Православные Монастыри. Путешествие по святым местам". Выпуск №86, ООО "Де Агостини", 2010