ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Талицы. Церковь Димитрия Солунского.


Талицы. Церковь Димитрия Солунского
Церковь. Действует.  
Престолы:Димитрия Солунского
Год постройки:Между 2008 и 2010.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Московская обл., Пушкинский р-н, д. Талицы

Координаты: 56.127292, 37.973133





Сортировка:

Церковь Димитрия Солунского, , Талицы, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
19 ноября 2014
Церковь Димитрия Солунского, , Талицы, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Hramsohran
24 марта 2014
Церковь Димитрия Солунского, , Талицы, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Илья Смирнов
2 июня 2019
Церковь Димитрия Солунского, , Талицы, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
19 августа 2013
Церковь Димитрия Солунского, Вход в пещерный храм<br>, Талицы, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Вход в пещерный храм
oldboy
7 июля 2013
Церковь Димитрия Солунского, , Талицы, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Юрий Моченов
5 июня 2023
Церковь Димитрия Солунского, Купол над пещерным храмом<br>, Талицы, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Купол над пещерным храмом
АЛТ
5 июня 2022
Церковь Димитрия Солунского, Портал<br>, Талицы, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Портал
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
19 ноября 2014
Церковь Димитрия Солунского, Вход в пещерный храм, фрагмент<br>, Талицы, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Вход в пещерный храм, фрагмент
oldboy
7 июля 2013
Церковь Димитрия Солунского, Подземный колодец<br>, Талицы, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Подземный колодец
АЛТ
5 июня 2022
Церковь Димитрия Солунского, паникадило<br>, Талицы, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
паникадило
АЛТ
5 июня 2022
Церковь Димитрия Солунского, , Талицы, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
АЛТ
5 июня 2022
Церковь Димитрия Солунского, Мозаичная икона Николая Чудотворца<br>, Талицы, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Мозаичная икона Николая Чудотворца
АЛТ
5 июня 2022
Церковь Димитрия Солунского, , Талицы, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Алексей Кротов
14 декабря 2019
Церковь Димитрия Солунского, , Талицы, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Илья Смирнов
2 июня 2019
Церковь Димитрия Солунского, Пещерный храм<br>, Талицы, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Пещерный храм
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
26 июня 2018
Церковь Димитрия Солунского, Интерьер пещерной церкви Димитрия Солунского<br>, Талицы, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Интерьер пещерной церкви Димитрия Солунского
oldboy
7 июля 2013
Церковь Димитрия Солунского, Путь к храму<br>, Талицы, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Путь к храму
oldboy
7 июля 2013
Церковь Димитрия Солунского, Интерьер пещерной церкви<br>, Талицы, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Интерьер пещерной церкви
oldboy
7 июля 2013
Церковь Димитрия Солунского, В советское время пещеры были разрушены,сохранился лишь колодец,вырытый монахами у входа в подземелье.<br>, Талицы, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
В советское время пещеры были разрушены,сохранился лишь колодец,вырытый монахами у входа в подземелье.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Марина Григорашвили
9 марта 2013
Церковь Димитрия Солунского, , Талицы, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Юрий Моченов
5 июня 2023
Церковь Димитрия Солунского, , Талицы, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Илья Смирнов
2 июня 2019
Церковь Димитрия Солунского, Вытяжка с пещерных помещений<br>, Талицы, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Вытяжка с пещерных помещений
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
26 июня 2018
Церковь Димитрия Солунского, , Талицы, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
19 ноября 2014
Церковь Димитрия Солунского, , Талицы, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Hramsohran
24 марта 2014



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
 
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)  6 декабря 2015

В начале XIX века в холмах напротив Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря для молитвенного уеденения монахами были вырыты 5 пещер: 4 маленьких кельи и одна большая (для общей молитвы). При входе в пещеры был вырыт колодец. В начале 2000-х годов на месте большой кельи, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, был сооружен пещерный храм во имя Димитрия Солунского. Ныне храм действующий.

История создания пещер на этом месте есть в произведении великого русского православного писателя И.С. Шмелева "Богомолье".

www.talicy.ru; И.С. Шмелев. Богомолье. Повести. 7-е изд. - М.: Издательство Сретенского монастыря. ст.102-103.


 Марина Григорашвили
 
Марина ГригорашвилиАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  12 февраля 2016

Трудами монахов Антония и Симеона в горе напротив часовни были вырыты пещеры, а при входе в них - колодец. Позднее в пещеры были сделаны два входа в виде каменных арок с каменным же фронтоном над ними. Под иконой Спасителя над входом на деревянной доске была сделана надпись: "Пещера, ископанная благочестивым труженником Махрищского монастыря, в иночестве Антонием. Не оставляя послушания при часовне, он ископал в девять лет во вся время своего отдыха не имея, а более в ночное время и свободное от зрителей, как бы укрываясь от похищения нищих взыскающего, но тело положено в часовне, а душа его в руце Господа" (из описания Талицкой часовни за 1873 г.). В пещерах, часто посещаемых богомольцами, на стене висели двое железных вериг старцев Антония и Симеона весом около восьми килограммов. В советское время пещеры были разрушены, сохранился лишь колодец, вырытый монахами у входа в подземелье.

Из книги "Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь". Автор-составитель инокиня Магдалина (Корнилова), 2006 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  8 сентября 2022

Каждый путешественник, отправляясь в Троице-Сергиеву Лавру в Сергиев Посад по старому Ярославскому шоссе, обязательно проедет через старинное село Талицы, где уютно расположилось подворье Свято-Троицкого Стефано-Махрищского женского монастыря с пещерным храмом Димитрия Солунского, который доступен для посещения.

Первые упоминания о местечке Талицы связаны с именем святого благоверного князя Димитрия Ивановича Донского. Перед Куликовской битвой в 1380 году московский князь направился из Москвы в Троице-Сергиев монастырь, к преподобному Сергию за благословением и сделал остановку для отдыха в Талицах. В 1423 году сын князя Пётр Димитриевич подарил эти земли Троице-Сергиеву монастырю. После польско-литовского разорения это место пришло в полное запустение. В середине ХVIII в. Талицы числились во владении костромского Богоявленского монастыря, затем - Лукиановой пустыни, что в Александровском уезде. В 1765 году строитель Лукиановой пустыни о. Моисей построил здесь деревянную часовню для сбора милостыни.

В 1811 году по ветхости часовня была разобрана, а спустя пять лет, в 1816 году по прошению махрищского строителя иеромонаха Виссариона на этом же месте построена новая деревянная часовня, отданная в ведение Стефано-Махрищского монастыря. Землю под неё пожертвовали местные помещики - полковник Василий Александрович Сухово-Кобылин и майорша Екатерина Ефимовна Дурново. При часовне находились жилое строение и двор, где проживало несколько человек из братии, несущих здесь послушание. После окончания Отечественной войны 1812 года  сюда пришли из Киева два монаха - Антоний и Симеон. В течение девяти лет, начиная с 1818 года, в горе напротив часовни их трудами были вырыты пещеры общей протяжённостью более 100 метров, а при входе в них - колодец, где вода считалась святой и целебной.

Для чего монахи затеяли это подземное строительство? Для того, чтобы устроить там кельи - место для жития и уединённых молитв. Соединялись кельи укреплёнными подземными ходами, что предохраняло их от разрушения. Здесь Антоний и Симеон и подвизались, проводя всё своё время в молитвах и уединении. Позднее в пещеры были сделаны два входа в виде каменных арок с каменным же фронтоном над ним. Над входом под иконой Спасителя на деревянной доске была сделана надпись: "Пещера, ископанная благочестивым тружеником Махрищского монастыря, в иночестве Антонием. Не оставляя послушание при часовне, он ископал в девять лет по вся время своего отдыха не имея, а более в ночное время и свободное от зрителей, как бы укрываясь от похищения нищих взыскающего, но тело положено в часовне, а душа его в руце Господа" (из описания Талицкой часовни за 1873 г.). В пещере, часто посещаемой богомольцами, на стене висели железные вериги старцев Антония и Симеона весом около восьми килограммов.

Со временем талицкие пещеры стали местом ещё большего паломничества, так как в то время старая Ярославская дорога была единственной,  ведущей в Лавру. Гостеприимные Талицы принимали многочисленных странников, в любое время года идущих по Троицкой дороге, чтобы поклониться прп. Сергию. До революции здесь была деревянная часовня, а около неё - могилы четырёх старцев, но так как сама часовня была уже обветшавшая и реже посещалась паломниками всвязи с уменьшившимся потоком богомольцев по старой Ярославке, после открытия железной дороги до Сергиева Посада, возникла опасность, что могилы могут затеряться. В 1865-1867 гг. по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) около деревянной была устроена каменная часовня, освятил её сам святитель Филарет. Могилы старцев оказались в подклете новой часовни.

В советское время пещеры были разрушены, сохранился лишь колодец, вырытый монахами у входа в подземелье. Сюда приходили жители окрестных деревень - за святой водой. В 1996 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II полуразрушенная часовня была передана в ведение Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря для восстановления. Благодаря заботе и помощи руководителя художественно-производственного предприятия "Софрино" Евгения Алексеевича Пархаева к часовне был пристроен алтарь, произведены реставрационные работы.

24 ноября 2002 года архиепископ Евлогий освятил возрождённый храм-часовню в честь новомучеников и исповедников Российских. В 2007 году под руководством архитектора С. В. Демидова начались сложнейшие работы по восстановлению разрушенных пещер и строительству пещерного храма в честь Димитрия Солунского, небесного покровителя великого князя Димитрия Донского. 8 июня 2009 года Талицкое подворье посетил Святейший Патриарх Кирилл, который осмотрел пещеры и благословил освятить пещерный храм.

Освящение храма во имя святого великомученика Димитрия Солунского было совершено 21 января 2010 года наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом.

Источник информации: www.delphis.ru/journal/article/Leskova N L/Namolennoe-podzemele/


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  7 мая 2024

Пожалуй, самый необычный Дмитриевский храм в Подмосковье находится в селе Талицы Пушкинского района на Старом Ярославском шоссе. Эта крохотная церковь была освящена в начале 2000-х годов в одной из подземных пещер, выкопанных еще в первой половине XIX века монахами Махрищского монастыря Антонием и Симеоном.

В селе Талицы на сегодняшний день находится целый комплекс церковных построек, созданных в разное время. На холме возвышается пятиглавая белая церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Издалека ее можно принять за памятник XVII столетия, поскольку внешне она очень похожа на купеческие приходские церкви этой эпохи. Об этом времени говорят пять небольших «слепых», то есть без окон, главок, горка «кокошников» на крыше и шатровая колокольня. На самом деле строительство Богородице-Рождественской церкви началось только в 2009 году, она представляет собой удачную стилизацию под храмы периода, наступившего после Смутного времени. Примечательно, что исторически на этом месте в Талицах никогда не было храма.

Новая церковь была возведена, поскольку старинная часовенка не могла вмещать всех желающих попасть на праздничные службы. Старая каменная часовня расположена всего лишь в ста метрах от новой Богородице-Рождественской церкви. Она появилась здесь в 1860-е годы и была освящена знаменитым московским митрополитом Филаретом Дроздовым. Изначально часовня носила имя святого Стефана Махрищского – современника преподобного Сергия Радонежского и основателя Троицкого монастыря в селе Махра вблизи города Карабаново.

В XIX веке через Талицы проходила Троицкая дорога, по которой паломники шли из Москвы, чтобы поклониться мощам святого Сергия. В Талицах в те времена бывало многолюдно, потому что богомольцы останавливались здесь на отдых. В 2002 году в отреставрированной часовне, ставшей частью подворья Махрищского монастыря, был сооружен и освящен алтарь в честь Новомучеников и Исповедников Российских. Третья по счету церковь на подворье Махрищского монастыря в Талицах расположена прямо через дорогу напротив храма-часовни – это подземный храм святого мученика Димитрия Солунского.

«Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной» – говорил уже упоминавшийся митрополит Филарет Дроздов, правда, относя свои слова пещерникам другой подмосковной подземной обители Гефсиманского скита в Сергиевом Посаде. Пещеры и подземный храм в Гефсиманском скиту появились благодаря стараниям блаженного Филиппушки, испросившего в 1847 году благословения у лаврского наместника Антония Медведева вырыть себе в роще за оградой скита «погребок». Со временем этот «погребок» разросся в сложную систему ходов и небольших келий, объединенных подземным храмом и водным источником. После смерти Филиппушки над пещерами был построен большой кирпичный храм Черниговской иконы Божией Матери, а пещерное отделение Гефсиманского скита стало, по сути, отдельной Черниговской обителью. Хотя талицкие пещеры были созданы почти на тридцать лет раньше гефсиманских, у них есть немало общего.

Показательно, что подземные церкви обеих подмосковных пещер названы в честь святых покровителей воинов. В Гефсиманско-Черниговском скиту это храм предводителя ангельского воинства Архангела Михаила, заложенный еще создателем пещер Филиппом, а в Талицах – воина-мученика Димитрия Солунского. Хотя пещеры в Талицах появились раньше гефсиманских, подземная церковь здесь совсем новая. Изначально иноки Антоний и Симеон рыли свои ходы без храма, используя подземелье только в качестве келий для уединения и безмолвия.

Как и в Гефсиманском скиту в Талицах имеется свой подземный водный источник. Старинный колодец был выкопан еще в XIX веке. Он находится практически у входа в подземелье, в то время как Дмитриевский храм помещен в глубине ходов. Само название села указывало на наличие в нем хороших водных источников. Талежью называли в старину незамерзающие зимой ключи и ручьи. В этом смысле название Талицы созвучно имени села Талеж в Чеховском районе, которое также известно своим целебным святым колодцем преподобного Давида Серпуховского. В советское время пещеры в Талицах были заброшены и завалены, однако колодец сохранился. С 2007 года начались работы по восстановлению пещер. Были расчищены ходы и обнаружена старая кирпичная кладка. Основная часть пещер была восстановлена в первозданном виде.

Есть и еще несколько параллелей в истории двух келий подмосковных пещерников. Учредителем Гефсиманского скита был архимандрит Антоний Медведев – наместник знаменитой Троице-Сергиевой лавры и близкий друг московского митрополита Филарета Дроздова. В то же время, создателем пещер в Талицах стал чернец с тем же именем Антоний, но в отличие от своего тезки, не принадлежавшим к числу высокопоставленного духовенства. Антоний Махрищский в течение девяти лет собственноручно и неустанно рыл землю, создав, в конце концов, вместе со своим помощником Симеоном подземные коридоры длиной около ста метров. Если вблизи гефсиманских пещер позже были погребены два талантливых русских философа – Константин Леонтьев и Василий Розанов, то по соседству с Талицами расположилась мемориальная усадьба двух талантливых поэтов – Евгения Баратынского и Федора Тютчева.

Интересным украшением храмового комплекса в Талицах являются две скульптуры на религиозную тему. Это изображения великой княгини-мученицы Елизаветы Федоровны и преподобного Сергия Радонежского работы известного скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова. Одно время неподалеку от часовни и подземелий в помещениях талицкой усадьбы купцов Аигиных располагалась мастерская Клыкова. В ней художник готовил свои знаменитые работы, в том числе и образ святого Сергия в виде отрока Варфоломея, помещенного внутри фигуры старца-схимника. Оригинал этой скульптуры находится в селе Радонеж, а в Талицах была установлена копия этой работы. Образ княгини Елизаветы Федоровны также является копией со скульптуры, которую Клыков подготовил для Марфо-Мариинской обители в Москве. Московская мастерская ваятеля располагалась на улице Большая Ордынка, неподалеку от женской обители, основанной святой княгиней в начале XX века.

Клыков был одним из первых скульпторов, который еще в конце 1980-х годов обратился в своем творчестве к религиозной теме. Помимо упоминавшихся памятников в селе Радонеж и в Марфо-Мариинской обители в Москве, Клыков также известен своими памятниками Николаю II в Тайнинском, маршалу Жукову рядом с Красной Площадью, святым Кириллу и Мефодию на Славянской площади в Москве и многими другими. Памятник Елизавете Федоровне неслучайно появился возле часовни-церкви Новомучеников и Исповедников Российских в Талицах, поскольку сама княгиня приняла мученическую смерть в 1918 году, став наряду с семьей последнего русского царя знаковой фигурой среди многих убитых за христианскую веру в XX веке.

Любопытно, что здание ближайшей железнодорожной станции Софрино, которая до начала XX века называлась «Талицы», по распространенному мнению считается работой выдающегося русского архитектора Алексея Викторовича Щусева. Именно этому зодчему великая княгиня Елизавета Федоровна заказала строительство своей обители милосердия в Москве, в том числе и замечательного Покровского собора, выполненного в духе древних псковских и владимирских мастеров. Известно, что каменный вокзал в Софрино был построен в 1910 году, а собор Марфо-Мариинской обители милосердия в 1908-1912 годах. Таким образом, если версия авторства станции «Софрино» Щусева верна, то вокзал возводился параллельно с работой над собором сестричества милосердия в Москве. Парадоксально, но после революции строитель Марфо-Мариинской обители Алексей Щусев сумел перестроиться на новый лад, войдя в историю, как автор проекта мавзолея Ленина.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Дмитриевская церковь в подземелье.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.