«Храм Святой великомученицы Екатерины и история Мариинского пансиона для девочек в усадьбе Борейши П.А. в д. Льзи».
Льзи – небольшая деревня на берегу Мсты. Здесь в конце 19 столетия, обосновалась усадьба Александра Андреевича Салова. После смерти Александра усадьба досталась его родной сестре Екатерине Андреевне Саловой, супруге видного инженера-путейца и столичного купца первой гильдии Петра Антоновича Борейши. Александр Андреевич, будучи инженером, какое-то время работал под началом мужа сестры на строительстве Моршанско-Сызранской железной дороги.
В самом начале января 1904 года не стало Петра Антоновича Борейши. Совершенно одинокий старик, умирает не в своем доме, отданном под приют для больных детей, а в недорогой Серапинской гостинице.
Ещё несколько лет назад, после смерти своей жены и супруги воздвиг Петр Антонович на высоком берегу церковь. Храм нарекли именем святой покровительницы Екатерины Андреевны. Красивая, белоснежная, с ажурными коваными решётками и стальной часовней церковь, была видна за несколько верст. Устроив в крипте некрополь, приготовил Борейша место и для себя. Забальзамированные тела были погребены в шикарных мраморных саркофагах.
Вскоре имение было продано, а часть средств отдана на устройство школы для девушек. Так здесь в 1905 году появилась Мариинская Мстинская второкласная женская школа. Специализировалось заведение на подготовке гувернанток и воспитательниц. Подобная школа, но для мальчиков находилась в селе Велебицы того же Крестецкого уезда.
Настоятелем храма Великомученицы Екатерины был священник Петр Иванович Чернов, бывший до этого диаконом в школе в Велебицах. Отец Пётр заведовал школой с момента её открытия в 1905 году, преподавал Закон Божий. Помогала в воспитании девушек его жена Евдокия Алексеевна.
На территории бывшей усадьбы располагалась и ещё одно учебное заведение школа для детей железнодорожников, которую на свои собственные средства содержал коллега Петра Антоновича Борейши Александр Аполлонович Белелюбский — брат выдающегося инженера-мостовика Николая Белелюбского. Самые известные его работы — мост через Мсту в городе Боровичи, второй железнодорожный мост через Мсту рядом с одноименной станцией, мост через Волгу на Транссибирской магистрали. Сам же Александр Аполлонович известен тем, что вся станция Новое Веребье была построена по его проекту и сметам. Первый в России подземный переход через железную дорогу так же можно отнести к его изобретениям.
Церковь во Льзях была закрыта первой на территории нынешнего Маловишерского района. Имущество растащили практически сразу после закрытия, но осквернять могилы бывших владельцев имения долго не решались. Лишь в 1927 году с созданием колхоза, бывшие батраки Борейши разорили некрополь, для создания в подвале церкви овощехранилища. Кто и куда дел останки семьи инженера неизвестно и сейчас. Есть мнение, что тела просто выкинули в глубокий овраг за церковью. Вот так, как мусор, останки человека внёсшего неоценимый вклад в дело приумножения промышленного потенциала России, оказались где-то в Маловишерской земле. На семь десятилетия забыли стены храма молитвенное пение священника. И лишь совсем недавно, здесь стали слышны краткие, но так необходимые для спокойствия душ отгласы молебнов.
Краевед Вячеслав Герасимов, Малая Вишера