Обитель трудов и милосердия. Село Головино и Казанский монастырь.
Внимание многих проходящих и проезжающих по Кронштадтскому бульвару, привлекает одиноко возвышающаяся колокольня вблизи от места пересечения со Смольной улицей. Когда-то это величественное сооружение господствовало над местностью и было хорошо видно за несколько километров. Это всё, что осталось от процветавшей здесь в конце XIX - начале XX века женской Казанской Головинской обители, широко известной и очень популярной в народе.
Село Головино, известное с XVI века, в XVII столетии значится в документах то деревней, то сельцом, и часто меняет хозяев. В начале XIX века село имело 11 дворов. В 1850 году селом владел полковник М.М. Обольянинов, а позднее оно было продано Головиным. Главный дом усадьбы представлял собой деревянное строение, типичное для помещиков "средней руки". Новая хозяйка имения, В.И. Головина, была очень набожной и совершала поломничества в Оптину пустынь и Троице-Сергиеву Лавру. В нижнем этаже своего московского дома она разместила приют для странников и богомольцев. В 1869 году хозяйка пригласила поселиться в её усадьбе старца Иродиона, родом из Рязанской губернии. Для него в парке была выстроена келья. Позднее в имении появились три землячки Иродиона, привезшие икону Казанской Божией Матери.
В 1872 году было выстроено двухэтажное здание, в котором нижний этаж был занят кельями новых послушниц, а верхний - домовой церковью Всемилостивого Спаса. Старец, к этому времени принявший схиму под именем Николая, вскоре скончался. Однако дело создания общины попало в надёжные руки: в 1876 году купец Н.И. Сидоров, с целью устройства богадельни, купил у Головиной восемь десятин земли и тут же начал стройку. Пять лет спустя от приобрёл у наследницы имения всю оставшуюся землю; и это вместе с ранее купленным участком составило около квадратного километра парка, лугов и других угодий. После этого последовала просьба к митрополиту Московскому учредить в сельце Головине Казанскую женскую общину. Причём Н.И. Сидоров взял на себя все расходы по созданию и поддержанию общины. Уже через год была построена деревянная на каменном фундаменте церковь во имя Казанской Божией Матери, а девятнадцатого октября 1882 года она была освящена. В марте 1886 года решением Святейшего Синода община была преобразована в Казанский общежитейный монастырь со штатом из пятнадцати монашествующих и столько же послушниц. Монастырь оказался единственной женской обителью в Московском уезде. Сюда потянулись склонные к благотворительности люди. В 1887 году вологодский купец М.Н. Киселёв выстроил здесь на свои средства каменный соборный храм Живоначальной Троицы с двумя приделами - Марии Магдалины и иконы Черниговской Божией Матери. Тогда же построили двухэтажное кирпичное здание для больницы и богадельни.
С годами обитель значительно выросла. В 1901 году здесь открылась школа, в начале XX века поставлена каменная ограда. Всего монастырю принадлежало 63 десятины земли в Головине и 75 десятин леса в Московском уезде. В 1894 году появилась каменная ограда. На территории обители возделывался сад, был здесь и пруд. В 1911 году губернскими архитектором и инженером был утверждён проект новой каменной надвратной колокольни. Закладка её состоялась в июле того же года, и строительство совпала с двадцатипятилетием обители. Разработал проект в новорусском стиле архитектор А. Латков. Таким образом, за какие-то четыре десятилетия возник у дороги, шедшей из Никольского в Ховрино, прекрасный архитектурный ансамбль и духовный центр, известный далеко за пределами Московской губернии.
В 1922 году в монастыре прошла реквизиция ценностей. Однако община продолжала держаться; для того, чтобы ослабить придирки властей, зарегистрировали трудовую артель. Трудолюбивые монахини ещё в конце XIX века славились своим рукоделием: на Всемирной выставке в Париже в 1900 году их золотошвейная работа получила "Гран-При". Славились успехи насельниц в области агротехники и в молочно-товарном хозяйстве. Во всяком случае, окончательно закрыли монастырь только в 1929 году, когда репрессии против церкви приняли уже лютые формы. Ещё в середине 20-х годов часть зданий в монастыре стали захватывать местные власти и использовать под жильё. В 1970 году окончательно снесли все оставшиеся постройки, доведённые до аварийного состояния. Сровняли с землёй и кладбище. Теперь колокольня взята под охрану как памятник архитектуры.
Из книги "Москва 850 лет". Северный административный округ. 1997 г., стр. 28-29