Кафедральный собор Айя-Напа в Лимассоле - уникальное архитектурное сооружение. Храм расположен в самом сердце старого города, на пересечении улиц Агиу Андреу и Генетлиу, напротив главного почтового отделения Лимассола. Благодаря своему белоснежному и величественному фасаду, собор как жемчужина в пригоршне гороха возвышается над домами и заметно выделяется уже с набережной Молос. Кафедральный собор Айя-Напа был построен в конце 19-го — начале 20-го века на руинах небольшой древней византийской церкви 1740 года, по проекту и под руководством известного греческого архитектора Георгиоса Пападакиса. Зодчему удалось очень удачно совместить при строительстве традиционный византийский и греческий стили. В 1906 году храм был освящен покрывалом Святой Вероники, на котором запечатлен лик Христа, и стал принимать прихожан.
Существует несколько версий, почему храм назвали именно «Айя-Напа». Одни утверждают, что свое «имя» он получил от иконы Девы Марии, найденной в «священном лесу» («Айя» с греческого - святой, «Напа» — долина деревьев, или лесистая долина). По другой легенде – в честь храма, построенного во франкский период и посвященного святому мученику Сен-Жермена, известному как Сен-Нейп. А кто-то уверен, что своему названию храм обязан платку, протянутому идущему на Голгофу Иисусу, на котором остался запечатленным лик Христа.
Фасады здания храма удивляют количеством и разнообразием множества искусно выполненных мелких художественных деталей оформления: лепнина, кованые решетки, фрески и резьбы по камню, множество фигурных, необычных по форме арочных окон с витражами. Фасад главного входа в собор увенчан двумя абсолютно симметричными башнями-колокольнями с узкими окнами, скорее напоминающими башни рыцарского замка. Прихожан и просто посетителей собора встречают арочные проемы с высокими деревянными дверями.
На северной и южной стене собора можно найти два барельефа. Один посвящен памятному событию посещения храма, на месте которого сейчас возведен Кафедральный собор Айя-Напа, Василием Григоровичем-Барским – выдающимся русским путешественником, паломником и писателем. Второй барельеф рассказывает историю собора. Стройные колонны с золочеными капителями в арочных проемах, чудесные фрески, настенные росписи с изображениями ликов святых и сцен на библейские сюжеты, уникальные иконы, иконостасы в резной деревянной оправе (даже скамьи и стулья для прихожан и те с резьбой), хрустальные люстры. Большинство оконных витражей главного зала выполнены из стекол голубого, желтого и красного цветов – благодаря этому интерьер и убранство главного зала приобретают легкий розоватый оттенок.
Богато украшенному алтарю, где находится Престол с реликвиями собора и за которым проводятся обряды священнодействия – это самое святое место в храме с главным, расписанным золотом иконостасом, предшествуют так называемые «Царские врата» — ворота входа в алтарь. Это часть символизирует Божье Царство и вход туда для простых смертных закрыт. Полукруглый амвон на возвышенности солеи перед алтарем, трактуемый как «сретение неба и земли», и перила, отделяющие его от части собора для паствы - из полированного белого мрамора. Отсюда священники ведут проповеди.
В соборе собрано и хранится много реликвий и святынь, самыми ценными и особо почитаемыми среди которых являются чудотворная икона Девы Марии и Пояс Богородицы. Также в соборе есть уникальная икона с изображением Иисуса Христа в окружении 12 апостолов, вышитая шелковыми нитями и в обрамлении золотого кружева. Реликвия не относится к разряду исторических, однако мастерство её исполнения сделало икону знаменитой среди православных верующих. Не меньший интерес представляет и уютный, вымощенный из камня дворик вокруг собора. В нем собрано много интересных объектов для исследования: каменная ротонда, искусно вырезанная из белого камня статуя орла на пьедестале, резные мраморные плиты с изваяниями и памятными надписями, увенчанный православным крестом каменный обелиск и даже дверь, ведущая под землю.
https://cyprusbutterfly.com.cy/places/cathedral-of-agia-napa-in-limassol-a-unique-architectural-structure