Храмовый ансамбль в Бронницах, включающий в себя три здания культового назначения. Время создания: XVIII–XIX вв. В состав входят собор Михаила Архангела, Иерусалимская церковь и колокольня. Почитаемая святыня: список Иерусалимской иконы Божьей Матери.
Дата окончания строительства главного храма соборного ансамбля в Бронницах – церкви Михаила Архангела относится к 1705 г. Храм практически без изменений во внешнем облике дошел до нашего времени. Затем в середине XVII в. в городке появляется еще один каменный храм – церковь Иоанна Милостивого. В дальнейшем церковь была разобрана, а на ее месте возведен новый храм в Бронницах – в честь почитаемой в окрестностях Иерусалимской иконы Богоматери. Тогда же появилась и колокольня.
Начало проектных работ, связанных с возведением новой церкви и колокольни, относится к 1835 г. В первую очередь они были вызваны уже обозначенными проблемами с церковью Иоанна Милостивого – несмотря на все старания жителей города, храм рушился на глазах, внешний его вид и внутреннее убранство были далеки от идеальных. Именно поэтому прихожане несколько раз обращались к Московскому и Коломенскому митрополиту Филарету с прошением разрешить внести изменения в план церковных построек в Бронницах. На суд жителей было вынесено два проекта, но идеально подошел лишь второй – в плане первого новая церковь и колокольня были слишком большими по отношению к бронницкому храму Михаила Архангела. После этого в 1840 г. начинается возведение новой церкви, впоследствии получившей имя Иерусалимской, по чертежам московского архитектора – А.М. Шестакова. Храм строился около шести лет в том числе и на пожертвования местных жителей. В связи с этим нужно упомянуть имя купца А.К. Кононова – именно ему мы обязаны роскошным внутренним оформлением церкви.
В 1849 г. началось возведение колокольни, в основе ее лежал план известного московского архитектора М.В. Бове. К ее нынешнему внешнему облику приложил руку и император Николай I – проект несколько раз изменялся в соответствии с его замечаниями и был подписан царём лишь в 1850 г. Дата завершения строительства колокольни приходится на 1853 г.
В 60-80 гг. XIX в. проходила реставрация Архангельского собора. Основную сумму денег для проведения необходимых работ по обновлению храма пожертвовал И.А. Кононов – сын купца А.К. Кононова. На это же время приходится и перепланировка Иерусалимской церкви – первоначальное пространство храма оказалось слишком тесным для многочисленных прихожан.
В 1922 г. были конфискованы многие церковные реликвии «в пользу голодающих Поволжья», затем репрессиям подверглись церковные и общественные деятели города. Гонения на верующих Бронниц достигли апогея в период закрытия храмов. В то время уже стало традицией использовать храмовые здания для других нужд. В бывшей колокольне разместились пожарные, собор Михаила Архангела занял районный архив, а в Иерусалимской церкви сначала находилось зернохранилище, в более поздний период здесь обосновалась Всесоюзная книжная палата. К началу войны в Бронницах все храмы уже были закрыты и новые тяготы жители города встретили без Божьего благословения.
В начале 90-х гг. XX в. верующие организовали инициативную группу по возвращению соборного комплекса в Бронницах местной церковной общине. 25 ноября 1990 г. в Бронницком соборе Архангела Михаила произошло первое за многие годы богослужение.
В композиционном плане Бронницкая Михаилоархангельская церковь представляет собой типичный посадский храм, достаточно популярный и распространенный среди православных построек XVII в. Высокий трехсветный четверик визуально создает резкий контраст по сравнению с низкими помещениями вытянутой в длину трапезной и трехчастной апсиды. Храм богато декорирован. Основу его внутреннего оформления составляют элементы, характерные для архитектурного стиля московского барокко. Дверные и оконные проемы украшены витиеватыми, похожими не гребешки, наличниками. Внутри храма в глаза бросается довольно яркая роспись стен и потолка, иконы украшены лепниной. В трапезной повсеместно использовались барочные картуши с целью подчеркнуть изящность панно. Особое внимание привлекает пятиярусный иконостас. Над ним работали лучшие мастера Оружейной палаты, царские иконописцы Тихон Иванович Филатьев и Кирилл Иванович Уланов.
Иерусалимская церковь в Бронницах, построенная гораздо позже собора Архангела Михаила, представляет собой типичный пример классицизма, успешно адаптированного в XIX в. православной храмовой архитектурой, хотя некоторые исследователи находят в ее облике черты ампира. Церковь шестистолпная, увенчанная одним куполом. Основной престол храма посвящен повсеместно почитаемой жителями Иерусалимской иконы Божьей Матери, чудесным образом спасшей людей во время страшной вспышки чумы. Имеются два придела – Никольский и Иоанна Милостивого . В конце XIX в. в храме появилась роспись, принадлежащая руке известного художника Розанова.
Построенная в 60-е гг. XIX в., колокольня соборного комплекса Михаила Архангела относится сейчас к числу памятников федерального значения и является самой высокой в Подмосковье. Внешне напоминает колокольни Новодевичьего и Новопетровского монастырей.
http://www.bankgorodov.ru/sight/index.php?sid=753
К концу XVII столетия город Бронницы (тогда богатое село и крупный центр дворцового коннозаводства) уже имел деревянный храм, освященный Архистратигу Михаилу. В начале XVIII столетия деревянный храм обветшал, и было решено возвести новый, каменный собор. Работы по его строительству были закончены в 1705 году и в том же году освящен. Иконостас и иконы для храма были заказаны лучшим мастерам Оружейной палаты, царским мастерам-иконописцам Тихону Ивановичу Филатьеву и Кириллу Ивановичу Уланову. Оба мастера подписывали свои работы, поэтому в соборе известны две подписные иконы Тихона Филатьева: Спаса Вседержителя и Смоленская икона Божией Матери (датированные 1703 годом). Кирилл Уланов написал для собора икону Богоматери «Живоносный Источник» (1703), Владимирскую икону Божией Матери, храмовый образ Архангела Михаила (1704), а также икону свт. Иоанна Милостивого (1705).
Храм представляет собою высокий, квадратный в плане четверик, завершенный величественным пятиглавием. Алтарная апсида собора трехчастная. Такая постройка была традиционной для русской церковной архитектуры того времени. По декоративным своим элементам собор принадлежит эпохе московского барокко: внутреннее пространство богато украшено лепными украшениями – картушами (виньетками). Благолепие храма подчеркивается и высоким резным вызолоченным шестиярусным иконостасом, который являлся великолепным украшением собора; богатством же самого иконостаса были иконы, написанные кистью царских иконописцев.
Храм святого Архистратига Михаила был холодным. К середине XVIII столетия в Бронницах построили отдельную теплую церковь во имя святителя Иоанна Милостивого. Из архивных документов известно, что для проведения строительных работ при возведении этой церкви в Бронницах был устроен кирпичный завод, существующий и поныне. Историк, географ и путешественник Герард Миллер, проезжавший через Бронницы в Коломну в 1778 году, так и отмечает: «В Бронницах две церкви каменные: 1/ Михаила Архангела, 2/ Иоанна Милостивого с приделом Николая Чудотворца».
В 70-х годах XVIII столетия Москву и ее окрестности постигло страшное бедствие: холера. Наивысший пик заболевания пришелся на начало осени 1771 года, и многочисленные паломники, стекаясь со всех сторон, шли и шли в Бронницы «для богомолья» перед чудотворным образом Иерусалимской иконы Божией Матери. Это было началом сугубого почитания Иерусалимской иконы. Благодарные горожане обновили деревянную часовню, где стояла чудотворная икона (на плане города 1787 года она показана на центральной площади). С того времени ежегодно, в 10-е воскресение после Пасхи, вокруг города торжественно совершался крестный ход с чудотворной Иерусалимской иконой Божией Матери в память чудесного спасения жителей Бронниц от заразной болезни.
В 1835 году церковные ведомости писали, что здание соборного храма, колокольня и ограда «требовало починки». В прошении к святителю митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову) просили разрешить им следующее: пристроить трапезную к древнему храму святого Архангела Михаила; возвести новую колокольню; разобрать пришедший в ветхость храм святителя Иоанна Милостивого с приделом во имя Николая Чудотворца и возвести на его месте новый храм. Прошение было одобрено, и московским архитектором А.С. Кутеповым вскоре был разработан проект новой трапезной церкви и колокольни. Но по размерам храма и колокольни, а также по смете этот проект не подошел бронницкому обществу. Новое прошение к митрополиту Филарету от бронницкого причта датируется 1839 годом. По новому замыслу предполагалось, «оставив холодную церковь неприкосновенною, теплую церковь вновь выстроить отдельно от холодной с прибавлением третьего придела: в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, а колокольню… построить над Святыми вратами». Проектные чертежи выполнил московский архитектор А.М. Шестаков. Строительство нового теплого храма на месте каменной Иоанновской церкви, которую разобрали до основания, началось в 1840 году. Храм строили более пяти лет, и еще год ушел на приготовление внутреннего убранства. Это великолепное убранство стало возможным благодаря щедрым пожертвованиям бронницкого купца 1-й гильдии А.К. Кононова.
Главным престолом новой церкви стал престол в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, освящение которого состоялось 3 февраля 1846 года. Торжества возглавил святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. В 1847 году к освящению были подготовлены и приделы храма, которые с собором духовенства освятил протоиерей московского Архангельского собора Арсений Тяжелов.
К возведению колокольни над Святыми вратами приступили летом 1849 года. Проект колокольни выполнил московский архитектор М.И. Бове Этот первый проект претерпел большие изменения, был переделан и утвержден Императором Николаем I лишь в конце 1850 года. Строительство колокольни закончилось в 1853 г.
Во второй половине XIX века храмовый комплекс города Бронницы состоял из следующих строений: холодный соборный храм Архангела Михаила, теплая каменная трехпрестольная церковь во имя Иерусалимской иконы Божией Матери с двумя приделами – во имя святителя Иоанна Милостивого и святителя Николая Чудотворца. Соборным имуществом была и каменная часовня на городской площади, освященная в честь Иерусалимской иконы Богоматери. Приписана к собору была также кладбищенская деревянная однопрестольная Ильинская церковь. В ризницах соборных церквей хранилось много серебряных вещей высокохудожественной работы: напрестольные кресты, богослужебные сосуды, дарохранительницы, кадила. Хранились там и редкие книжные издания XVIII столетия, книги по церковной истории, а также творения святых отцов Церкви.
60–80-е годы XIX столетия были временем широкой благотворительной деятельности Ивана Алексеевича Кононова, сына А.К. Кононова. На его средства были обновлены городские соборные храмы и выстроена новая кладбищенская церковь – каменная, взамен деревянной. Особо ответственной была работа по обновлению древнего Архангельского собора: на его средства была увеличена трапезная часть, переделан и вызолочен лучшим золотом иконостас, отреставрированы иконы и вновь расписаны стены храма, картины декорированы стильной позолоченной лепниной. С южной и западной сторон храма были устроены чугунные паперти. Торжественное освящение обновленного Архангельского собора состоялось 26 сентября 1865 года.
Храм в честь иконы Иерусалимской Божией Матери к концу 1870-х годов оказался тесен и тоже претерпел большие изменения. Строительные работы здесь длились несколько лет и были закончены в 1880 году.
В 1893 году кладбищенская церковь образовала самостоятельный приход, куда были назначены священник и псаломщик. С 1894 года настоятелем Успенской церкви в Бронницах стал опытный пастырь – Павел Иванович Кедров, выпускник Московской Духовной Семинарии. В 1909 году протоиерей Павел Кедров стал духовником священно- и церковнослужителей города Бронницы. После его смерти в 1915 году настоятелем Успенской церкви стал его сын Александр, также закончивший Московскую Духовную Семинарию.
Весной 1922 года по всей России началась кампания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья. В Бронницах изъятие ценностей из городских храмов было произведено 25–27 апреля 1922 г. В архивах сохранился Акт описи церковного имущества бронницких храмов от 10 ноября 1925 года, который был подписан местными властями и членами приходского совета («двадцаткой»), впоследствии также пострадавшими от гонений на Церковь. Среди них мы встречаем следующие имена и фамилии: П.А. Мелков, В.А. Тарасов, Е.И. Казаков, О.П. Саблина. Не пройдет и пяти лет, как они окажутся в сталинских тюрьмах и лагерях. К 1927 году относится запрещение советских властей носить чудотворный Иерусалимский образ Божией Матери по уезду. Власти ссылались при этом на циркуляр НКВД, по которому «предметы культа должны всегда находиться в храме и обслуживать только свой приход».
В ноябре 1929 года ГПУ начало расследование контрреволюционного «заговора» в Бронницах. В первую очередь по этому сфабрикованному делу был арестован священник Иоанн Успенский, исполнявший в то время обязанности настоятеля соборного храма. Он был привлечен к уголовной ответственности по статье 58-10. Был арестован и протоиерей Александр Кедров. Всего по делу проходило 33 человека. Обвинение было стандартным: «сознательная антисоветская агитация». Постановление о закрытии соборного храма в Бронницах датировано мартом 1931 года. Имущество собора, особо чтимые иконы – и прежде всего чудотворный Иерусалимский образ Божией Матери – верующие перенесли в оставшуюся действующей к тому времени кладбищенскую Успенскую церковь.
Сразу же после закрытия соборных храмов в холодной Архангельской церкви расположился Бронницкий районный архив. Теплый Иерусалимский собор был отдан сначала под зернохранилище, а позднее здесь расположилась Всесоюзная книжная палата. Колокольня была занята пожарной частью.
6 июня 1941 года, за две недели до начала Великой Отечественной войны, в Бронницах был закрыт последний храм – кладбищенская Успенская церковь. Власти собирались переоборудовать здание под культурные и производственные нужды. Вероятно, именно тогда бронницкую Святыню – Иерусалимскую икону Божией Матери – из Успенской церкви перенесли в церковь св. Димитрия Солунского в селе Малахово, где она и находится до сегодняшнего дня.
К началу войны в Бронницах не осталось ни одной действующей церкви. Такое положение сохранялось и в последующие десятилетия. Все это время церковные здания были заняты местными учреждениями. Община Архангельского собора была зарегистрирована в 1989 году, а первое богослужение – после перерыва во многие десятилетия – было совершено в 1990 году. Большой трехпрестольный Иерусалимский храм к тому времени был все еще занят Книжной палатой. Архангельский собор, только что освобожденный от районного архива, представлял собою грустное зрелище. 25 ноября 1990 года в Архангельском соборе прошла первая архиерейская служба – Божественную литургию здесь служил Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский.
https://bronblag.ru/hrami/33