ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Белбаж. Троицкий Белбажский женский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной.


Белбаж. Троицкий Белбажский женский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной
Церковь. Не действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной
Архитектурный стиль:Нарышкинский
Год постройки:Между 1720 и 1726.
Адрес:
Нижегородская обл., Ковернинский р-он, с. Белбаж

Координаты: 57.318835, 44.181949
Проезд:1. Нижний Новгород - Городец - Ковернино - с.Горево - Белбаж 2. Нижний Новгород - Городец - Ковернино - Успенский монастырь - с.Белбаж (однако на участке от д.Федорово до д.Радость неудобная грунтовка) 3. Нижний Новгород - Семенов - с.Ильино-Забоское - с.Горево - Белбаж








Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  5 сентября 2017

Белбаж – село в Ковернинском районе. В «Нижегородском топонимическом словаре» Н.В.Морохина так объясняется название села: от марийского: «пел» - «половина» и «важ» - «корень, исток»: место раздвоения реки. Другие названия – Троицкое (Троицкий монастырь), Покровское – по названию престольных праздников.

Памятники градостроительства и архитектуры: комплекс Троицкого монастыря (основан в начале XVIII века): Троицкий собор (1720-1726 гг., 1809-1810 гг.), Введенская церковь (1732 год), Спасская церковь (1815 год), игуменский корпус (первая половина XIX века), келейные корпуса (вторая половина – конец XIX века), ворота с фрагментом ограды; Покровская церковь (конец XVIII – начало XIX века, 1821 год). Документы о принятии на госохрану № 22, № 8.

http://www.gttp.ru/map_NN/kovernino.htm


Марина Зуйкова  6 сентября 2017

Троицкий Белбажский женский монастырь, расположенный на левом берегу речки Белбаж, при Покровской слободе, был основан в 1708 году по указу Государя Императора Петра I строителем Переяславского Николаевского монастыря игуменом Питиримом (ставшим впоследствии архиепископом Нижегородским и Алатырским). Этот монастырь был создан с миссионерской целью для увещевания и обращения из церковного раскола беглых крестьян. Еще в XVII столетии здесь, в глухих Заволжских лесах на берегу речки Белбаж, возникли старообрядческие скиты. Топонимическое название речки Белбаж, притока Керженца, по одной из версий, возникло от слова "Белмаш", "Беглаж" – то есть беглый, беглец. В «Нижегородском топонимическом словаре» Н.В. Морохина приводится иное объяснение данного названия: от марийского «бел» – «половина» и «важ» – «корень, исток», то есть место раздвоения реки.

Первыми насельницами этой обители во главе со старицей Феодорой стали обратившиеся из раскола в официальное православие женщины- старообрядки. Первые десятилетия Троицкий Белбажский монастырь по своему внутреннему уставу (укладу жизни) являлся «особножительным», или «своекоштным», когда сестры жили здесь каждая в своей келье и имели индивидуальное подсобное хозяйство. Начиная с 1800 года, игуменья Маргарита (перешедшая в Белбаж из числа монахинь Костромского Анастасина монастыря), «ввела в монастыре общежитие, благочиние и порядок, и монастырь стал улучшаться с каждым годом».

К середине XIX столетия на территории Белбажского монастыря было построено три церкви: центральный Троицкий собор с колокольней, храм в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и храм в честь Нерукотворного образа Спасителя.

Основатель Белбажского монастыря святитель Питирим являлся непосредственным строителем Троицкого собора. Первоначально, рядом с существующим собором, очевидно еще, когда на этом месте находился старообрядческий скит, был построен одноименный деревянный храм.

В 1720 году архимандрит Питирим благословил начать строительство в обители каменного собора: "...к тому строению материалы изготовляти, и мастеров на кирпичные припасы и на жжение извести ослеживать". Спустя два года, в мае 1722 года, "...Москвитин подмастерье Лука Онофриев с мастерами стали под церковь рвы копати, сваи бити, и бут класти и стены взводити". Каменных дел мастер и подрядчик Лука Андреевич Анофриев (Свияженинов) являлся жителем московской Казенной слободы и вместе с братом каменщиком Семеном Анофриевым брал подряды на строительство православных храмов.

В настоящее время известно еще о пяти церквях, которые возводились мастерами-каменщиками братьями Анофриевыми. Два храма были построены ими в Москве: церковь в честь иконы Божией Матери Грузинская, на Воронцовом поле (1712–1714 гг.) и собор в честь святителя и чудотворца Николая Мирликийского в Николаевском греческом монастыре (1718–1728 гг.). Оба этих храма не сохранились до наших дней. Существовали также возведенные ими храмы на территории Московской области: в селе Фроловском Клинского района в честь Казанской иконы Божией Матери (1717–1719 гг.) и в селе Лыкове Коломенского района (1703 г.). Участвовал Лука Анофриев и в постройке приходского храма в честь праздника Вознесения Господня в селе Чичкино Рязанской области (1714–1716 гг.). Этот несохранившийся храм, также ярусной композиции «четверик восьмириком», строился им вместе с крестьянином Куприяном Семеновым по образцу московской церкви Иоанна Предтечи на Ленивом Торжке.

В ходе строительства Белбажского Троицкого собора выяснилось, что ранее заготовленный для монастырского храма кирпич оказался не пригодным, так как он вымерз в зимнее время. «...Кирпич делать подряжены были деревни Михайлова Кирило Михайлов Рысь да Пафнутовской волости Павел Панкратов, и тот кирпич худ был и в тех сараях морозом разорен». В связи с этим, уже в 1723 году балахнинец Аника Филиппов подрядился изготовить новый кирпич. А на следующий год подмастерье из Городецкой волости Филипп Савельев "с каменными мастерами белый камень тесали и стены клали и своды в выпусках у трапез сводили". В 1725 году, в период с апреля по сентябрь, строительство храма продолжилось: «...подмастерье Филипп, с мастерами, клал стены, церковные столпы апреля с 18 числа, и свели на церкве самого последнего осьмерика свод сентября 18 дня, а на своде шею отделали того же сентября 21 дня, извести изошло 54 творила». А уже на следующий год подмастерье Филипп Савельев со своей артелью занимался обмазкой стен Троицкого собора. Кроме этого, в том же 1726 году в храме столяр Иван Яковлев "иконостас со святыми иконами ставил".

Освящение Троицкого собора основателем монастыря Преосвященным архиепископом Нижегородским и Алатырским Питиримом было совершено 4 июня (по ст. ст.) 1726 года при настоятельнице игуменьи Софии и ее помощнице казначеи Тавифе.

Первоначально храм имел продольно-осевую планировочную композицию по типу «корабль», в которой трапезная, четверик и алтарь были равны по ширине, а колокольня имела шатровое завершение. Свой нынешний облик Троицкий собор приобрел после ряда планомерных реконструкций XIX века, хронология которых приведена ниже. Крещатый план собора (латинский крест, вершиной которого служит трёхапсидный алтарь) складывается из квадратной в плане храмовой части, представляющей собой трёхсветный четверик с двухъярусным световым барабаном и трёхапсидным алтарем, равных по объему северного и южного приделов, а также трапезной с притвором, из которого «вырастает» трёхъярусная классицистическая колокольня. С запада вход предваряет закрытая высокая паперть. Строгую симметрию плана нарушает объем паперти южного придела. Здание собора имеет высокое "подцерковье" (подвал).

В начале XIX столетия, по благословению епископа Костромского и Галичского Евгения (Романова), при игуменье Маргарите, монастырский собор был расширен за счет пристройки к нему с южной и северной стороны приделов (в 5 сажен длины и 3,5 сажени ширины). В 1809 году на средства нижегородской купчихи Анастасии Андреевны Извольской (супруги купца 2-ой гильдии Н.Н. Извольского) был освящен южный придел – в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. На следующий 1810 год состоялось освящение северного придела – во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, построенного на средства купчихи из города Кинешмы Клеопатры Васильевны Талановой. Таким образом, монастырский собор стал трехпрестольным.

В 1815 году, по благословению епископа Костромского и Галичского Сергия (Крылова-Платонова), при игуменье Софии (Померанцевой), у Троицкого собора с западной стороны была расширена трапезная часть, и взамен шатровой колокольни выстроена новая. Вновь возведенная в классицистическом стиле колокольня имела высокой шпиль, которой был обит листовым железом и увенчен четырехконечным крестом с вызолоченным яблоком. До 1920-х годов на храмовой колокольне находилось восемь колоколов, самый большой из которых весил 115 пудов.

Согласно описи церковного имущества, составленной в 1863 году, в середине XIX столетия Троицкий собор монастыря имел следующий облик: "...зданием каменный, видом крестообразный, вышина настоящей церкви 28 саженей, длина 17 саженей, ширина 11 саженей, с куполом о трех ярусах, об одной главе, с двумя по сторонам приделами, на коих, равно как и на алтаре и трапезе, имеются четыре главы, с колокольней каменной о трех ярусах".

Еще одно описание Троицкого собора приводится в монастырской летописи составленной в начале XX столетия священником А.Ф. Перебаскиным: "<Церковь> зданием каменная, холодная крестообразная, с куполом, трехъярусная об одной главе, с двумя по сторонам приделами и колокольнею, снаружи отбелена; в длину имеет 14 сажен, покрыта листовым железом, выкрашенным зеленою краскою; над главным алтарем, трапезою и приделами имеются четыре главы. Кресты на всех главах – железные прорезные, четырехконечные, с цепями, выкрашены белою краскою".

В XIX столетии стены и своды внутри Троицкого собора были расписаны изображениями, повествующими о Евангельских событиях, а паперть и колокольня побелены. Приделы его были расписаны позднее, чем основной четверик, только в начале XX века. Троицкий храм являлся не отапливаемым (летним), при этом полы в нем были деревянными.

После революции Троицкий Белбажский женский монастырь просуществовал до 1922 года. Тогда же, взамен монастыря, из числа сестер обители была организована сельскохозяйственная артель.

В 1921 году, была создана специальная комиссия по ликвидации Белбажского монастыря. 31 апреля 1921 года данная комиссия вынесла постановление о том, чтобы два монастырских храма Троицкий (летний) и Введенский (зимний) передать в распоряжение монахинь, но с тем, условием, что "крестьяне ближайшей деревни своим входом в состав религиозной общины дадут средства для содержания этих церквей и их причтов". Таким образом, два бывших монастырских храма станли приходскими церквями.

Позднее в 1920-е годы на территории бывшего Белбажского монастыря были организованы различные деревообрабатывающие производства, общежитие для рабочих, детсад и больница.

21 июня 1934 года Президиум Ковернинского районного исполнительного комитета обсудил вопрос "О закрытии Троицкой церкви в селе Белбаж, находящейся на территории ранее ликвидированного Белбажского монастыря". 6 июля 1934 года президиум Вязовского с/совета Ковернинского района рассмотрел заявление Белбажской деревообрабатывающей артели о закрытии Троицкого собора. При этом в дальнейшем в храме предполагалось разместить электростанцию и производственные цеха.

28 июля 1934 года решение о ликвидации зимней и летней церкви на территории бывшего Белбажского монастыря было рассмотрено и утверждено на очередном заседании краевой комиссии по культам Президиума Горьковского Крайисполкома. В январе 1936 года в стенах монастыря была организована Залесная МТС. Все здания были переданы под мастерские, склады, гаражи, и квартиры работников. В дальнейшем в Троицком соборе долгие годы размещались электроподстанция и сушилка для древесины.

Постановлением Законодательного собрания Нижегородской области от 19.01.1999 года за № 8 комплекс Троицкого монастыря в селе Белбаж Ковернинского района был взят на государственную охрану как объект историко-культурного наследия (памятник архитектуры) регионального значения.

Весной 2009 года на территории бывшего Белбажского женского монастыря был открыт скит Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. 15 августа 2009 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов) совершил чин освящения трапезного храма в честь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. Спустя четыре года, 19 ноября 2013 года, митрополит Георгий совершил чин Великого освящения церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

О.В. Дегтева "Строительная история Троицкого собора Троицкого Белбажского женского монастыря". http://www.opentextnn.ru/space/cult/?id=6289



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.