ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Туруханск. Троицкий мужской монастырь. Церковь Троицы Живоначальной.


Туруханск. Троицкий мужской монастырь. Церковь Троицы Живоначальной
Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Благовещения Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1778 и 1801.
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Россия, Красноярский край, Туруханский район, посёлок Туруханск, ул. Партизанская, д. 16

Координаты: 65.790514, 87.976045



Троицкий мужской монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, Звонница.<br>, Туруханск, Туруханский район, Красноярский край
Звонница.
Виктор Агапченко
13 августа 2003
Троицкий мужской монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, , Туруханск, Туруханский район, Красноярский край
Виктор Агапченко
13 августа 2003
Троицкий мужской монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, Фото из путешествия Фритьофа Нансена по Енисею<br>, Туруханск, Туруханский район, Красноярский край
Фото из путешествия Фритьофа Нансена по Енисею
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
10 сентября 1913
Троицкий мужской монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003767723/viewer/<br>, Туруханск, Туруханский район, Красноярский край
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003767723/viewer/
Андрей Агафонов
1 января 1910
Троицкий мужской монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, Фото 1900-х годов из фондов Государственного Исторического музея<br>, Туруханск, Туруханский район, Красноярский край
Фото 1900-х годов из фондов Государственного Исторического музея
Михаил Мещанинов
10 июня 1906
Троицкий мужской монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, Фото с сайта Енисейской Епархии<br>, Туруханск, Туруханский район, Красноярский край
Фото с сайта Енисейской Епархии
Т.
??
Троицкий мужской монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, Дореволюционное фото<br>, Туруханск, Туруханский район, Красноярский край
Дореволюционное фото
Т.
??
Троицкий мужской монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, Архивное фото<br>, Туруханск, Туруханский район, Красноярский край
Архивное фото
Елена Григорьева
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  15 января 2013

Троицкий Туруханский Мангазейский монастырь, 3 класса, в 30 верстах от города Туруханска, на берегу реки Енисея. Основан в 1660 году иеромонахом Тихоном, останки которого и покоятся там. Здесь покоится убиенный после истязаний Василий Мангазейский. При монастыре одноклассная миссионерская школа с общежитием для инородческих детей.

Из книги С.В. Булгакова "Русские монастыри в 1913 году"


Т.  22 августа 2014

В 1657 году на безлюдном берегу Енисея в месте впадения в него реки Нижней Тунгуски в 30 верстах от последнего населенного пункта на пути продвижения первопроходцев, осваивающих Восточную Сибирь, высадился монах Тихон. Он построил часовню и келью и приготовился к долгому пустынножительству. Но его планам не удалось сбыться: к нему стали стекаться люди, как и он ищущие спасения и склонные к монашеству. К 1660 году вокруг монаха Тихона уже собралось много братии, а на месте часовни строился храм Живоначальной Троицы.

Братия просила своего наставника принять сан священника и встать во главе монастыря. Уступив их просьбам, монах Тихон отправился в Тобольск, где была архиерейская кафедра. Через несколько месяцев он вернулся к братии в сане священника и с указом об образовании монастыря.

Братия возрастала, укреплялось и материальное положение монастыря. Но подлинный его расцвет и усиление духовного влияния началось с 1670 года, когда иеромонах Тихон перенес в монастырь мощи первого сибирского святого Василия Мангазейского из умирающего города Мангазея. К мощам первого сибирского святого, горячо почитаемого местным населением, включая язычников, стекалось много паломников. Царскими указами 1662, 1664, 1689 годов за монастырем были закреплены места лова рыбы и земли, на которых расцветало и множилось разнообразное монастырское хозяйство. Особенно укрепилось оно после получения в конце XVII века по духовному завещанию богатых соляных ключей и крупнейшего в Сибири солеваренного завода.

Вокруг монастыря на ранее безлюдном месте стали селиться люди, затерявшиеся на просторах приенисейского Севера. Вскоре поселение получило название – село Монастырское, затем город Туруханск – центр Туруханского края. Монастырь, таким образом, с самого начала своего образования собирал вокруг себя людей, давал работу, учил хозяйствовать, но прежде всего, был духовным центром: помогал людям, оказавшимся в языческом мире, сохранить веру, христианскую культуру и бытовые традиции. Эту часть Сибири населяли тунгусы, остяки, кеты, якуты и другие кочевые народы Севера. Они говорили на разных языках, которые мало общались между собой в силу различий языка, культуры, быта, способов хозяйствования и маршрутов передвижения. В таких условиях монастырь стал единственным фактором присутствия России в этих местах, оторванных на десятки и сотни верст от станков первопроходцев. В этих условиях он взял на себя неофициальную миссию поддерживать оказавшихся здесь русских людей и налаживать связь с местным населением. Свято-Троицкий монастырь задолго до организации здесь миссионерской деятельности государства начал активное православное просвещение местного населения, организовал обучение русскому языку детей кочевников, создав школу для детей инородцев с интернатом для проживания. Школа эта просуществовала до прихода к власти большевиков.

В синодальный период и, особенно в годы земельных реформ, осуществляемых Екатериной II, положение монастыря резко ухудшилось. Лишение мест лова рыбы и охоты, земель и, особенно, соляных промыслов, привело богатый монастырь на грань нищеты. После определения монастырских штатов Свято-Троицкий Туруханский монастырь стал третьеклассным. Число братии стало резко уменьшаться, в условиях сурового климата и крайней бедности рассчитывать на ее пополнение не приходилось. В пореформенный период штаты монастыря так и не были заполнены. Не прекращалась только богослужебная, учебная деятельность монастыря и поддержание памяти святого мученика Василия Мангазейского. Велось летописание и сбор материалов для его жития, собирались документы для прославления основателя обители блаженного Тихона, пока все не сгорело в пожаре 14 ноября 1726 года.

Помимо основателя монастыря блаженного Тихона, обитель гордится именами подвижников веры, бывших в разное время его настоятелями: иеромонаха Мисаила (1788-1799), игумена Илиодора (1850-1863), иеромонаха Макария (1895-1897), иеромонаха Серафима (1904-1917). Монастырь был ликвидирован в 1921 году. Монастырский храм Святой Троицы с придельным храмом Благовещения был закрыт только в 1930 году. До этого времени в нем совершал службы один из последних священников Туруханского края, благочинный иерей Мартин Римша, трижды подвергавшийся в этот период уголовному преследованию, отбывавший ссылку в Казачинских поселениях и умерший в 1941 году.

В 1990 году в поселке Туруханск был создан православный приход, а 8 июля 1991 году состоялось первое богослужение. Затем решением Священного Синода Русской Православной Церкви началось возрождение монастыря, первый устав был зарегистрирован 18 июля 1996 года. С декабря 1996 года настоятелем монастыря является игумен Агафангел (Дайнеко).

Источник: статья игумена Агафангела (Дайнеко) на сайте Енисейской Епархии Русской Православной Церкви


Т.  22 августа 2014

В 1663-1664 годах на месте Троицкой церкви был срублен деревянный храм. Из-за малых размеров деревянный храм был разобран и на его месте возведена церковь Благовещения, так-же деревянная. Позднее и она была разобрана и в 1778 году была заложена одноэтажная каменная церковь Троицы. Процесс возведения Троицкой церкви распадается на два строительных периода – 1778-1790 гг. и 1803-1806гг. Строительство церкви велось артелью енисейских мастеровых при участии монастырской братии Туруханского монастыря и жителей Туруханского округа. За продолжительный строительный период в работах по возведению и оборудованию здания Троицкой церкви принимало участие множество людей.

Особенностью объемно-пространственной композиции Троицкой церкви является размещение между притворами холодной и теплой церквей помещения церковной ризницы, отчего столп колокольни оказался сдвинутым к югу от продольной оси холодного храма. К основному ядру здания – квадратному четверику холодного храма примыкают помещения алтаря и трапезной, перекрытые коробовыми сводами с лотками и надоконными распалубками.

С запада расположено квадратное в плане помещение притвора с крестовым сводом. Помещения храмовой части и трапезной теплого придела пространственно слиты и перекрыты коробовым сводом с лотком и надоконными распалубками, имеющими в храме и трапезной различную высоту. Алтарь придела также перекрыт коробовым сводом с распалубками и лотком. Свод в помещении притвора теплого придела коробовый. Помещение церковной ризницы, освещенное одним окном, перекрывалось сводом.

Пространство трехсветного четверика «холодного» храма перекрывалось восьмигранным сомкнутым сводом, имевшим крутую стрелу подъема при низкой закладке пят. В 1882 году все крыши здания были покрыты железом и окрашены в зеленый цвет. В результате проведенного в 1900-1901 годах капитального ремонта церкви в окраске покрытий здания произошли изменения: купола на храме и колокольне, шпиль, а также «зонты» (купола барабанов глав) были выкрашены «медянкой»; главы – ультрамарином с накладкой на них «жестяных, вызолоченных двойником звезд», кресты на обоих храмах и колокольне вновь вызолотили листовым золотом. Первый раз кресты были вызолочены «одинарным» золотом еще в 1858 году.

К моменту окончания строительства здание имело размеры в плане 27,06м х 16,02м и по высоте храмовой части вместе с центральной главой и крестом 23,9 м. Колокольня со шпилем и крестом были высотой 31,05 м.

Сохранился только первый этаж, перекрытый деревянным перекрытием, новой кровлей. Фундаменты выложены из бутового камня, ленточные глубиной заложения от 2.70 м от уровня пола 1-го этажа. Стены здания сложены из хорошо обожженного красного кирпича размером 28х13х6 см на известковом растворе крестовой системой, толщина стен — 132 см. Стены оштукатурены и побелены изнутри и снаружи. Наружная поверхность стен имеет незначительные утраты. Над оконными и дверными проемами имеются трещины. Перекрытия сводчатое кирпичное в притворе и ризнице. Сохранились крестовые своды алтаря. Своды в Троицком приделе, притворе Благовещенского придела — утрачены. В настоящее время утрачены второй и третий ярус колокольни, а также второй свет четверика храма с завершениями. Декоративное оформление наличников окон сохранилось удовлетворительно, имеются утраты отдельных элементов. Исторические оконные заполнения и деревянные дощатые ставни, утрачены полностью, имеются лишь металлические навесы. В окнах имеются форточки. Металлические решетки кубоватого рисунка сохранились подлинные. Полы трапезной и Троицкого придела покрыты керамической плиткой. В алтарной части и Благовещенском приделе полы дощатые деревянные.

Деревянная лестница на колокольню не сохранилась. Первоначально сообщение между первым и вторым ярусами колокольни осуществлялось по лестнице внутри стены. Она располагалась в толще северной стены притвора «холодного» храма и имела крутой подъем. Лестница освещалась через ныне заложенное квадратное отверстие в массиве стенной лопатки западного фасада (отверстие видно на старинных фотоснимках).

Входная зона расположена с западного фасада через притвор в колокольне. В этом притворе находится вход в храм и церковный киоск. Благовещенский (теплый) и Троицкий (холодный) придел соединены между собой дверным проемом. Объем Троицкого придела объединен с алтарной частью через большой арочный проём. Алтарные объемы соединены между собой дверным проемом. В каждом приделе имеются деревянные иконостасы.

Территория церкви огорожена деревянным забором. Состояние удовлетворительное. Хозяйственные деревянные постройки и туалет отсутствуют. Здание церкви не имеет сетей канализации и центрального отопления. Водопровод отсутствует. Освещение электрическое.

Утрачены свод церковной ризницы, уничтожена колокольня со шпилем и крестом, полностью утрачена центральная глава с крестом, утрачен трехсветный четверик холодного храма.

В 2008 году проектным бюро Разваляева Е.О. был разработан проект Реставрации и воссоздания памятника культурного наследия «Соборная церковь Троицкого монастыря» XVIII века. В 2009 году на выставке Строительство и архитектура проект получил 1 место в конкурсе проектов "Ордер воплощения"

Источник: статья Шумова Константина Юрьевича "Храмы Новой Мангазеи - Туруханска"


Наташа Кожухова  13 июня 2015

Основан в 1657 монахами Тихоном и Дионисием в устье р.Нижней Тунгуски (с.Монастырское). Утвержден царем Алексеем Михайловичем в 1664г. В монастыре находились знаменитые Пелымские колокола из Мангазеи. Название Мангазея принадлежит городу, постр. в Зап.Сибири на берегу р.Таз в 1601-72.После пожаров был перенесен на место г.Туруханска (до 1780 назывался Новая Мангазея).

Монастыри, энциклопедический справочник, Мск., 2000г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  15 января 2021

В 1743 году в туруханском монастыре была заложена четвертая деревянная Троицкая церковь с придельным храмом Благовещения. Благословенная грамота на освящение престола придельного храма была получена в 1745 году. Оборудование интерьера холодной Троицкой церкви, видимо, затянулось до начала 1750-х годов.

Из-за отсутствия в монастыре собственных резчиков и иконописцев высокой квалификации туруханский владыка обратился за помощью к тобольскому митрополиту. Использование труда штатных работников тобольского архиерейского дома нередко практиковалось сибирскими духовными обителями. Так, например, в июне 1752 года старцы Кондинского монастыря испрашивали у тобольского митрополита Сильвестра указа о присылке мастеров архиерейского дома для изготовления иконостаса в новую каменную церковь.

В своем доношении они писали: «А понеже у нас во обители мастеровых людей резщиков и иконописцев не имеетца, того ради с нижайшею покорностью нашею просим вашего преосвященства, чтоб к нам прислать в Кондинский монастырь резщика, Василья Карпова сына, для резьбы иконостаса новаго; таком: и иконописца, кого ваше преосвященство поволит. А за труды им из монастырской казны платить будем неоскудно».

В декабре 1754 года в Туруханский монастырь из Тобольска были направлены «для иконостасного вновь зиждемой во оном туруханском монастыре церкви строения» мастера архиерейского дома иконописец Андрей Калинин и столяр Андрей Исецкий. В указе тобольского митрополита Сильвестра, данном в ноябре 1754 года в туруханский Троицкий монастырь, сообщалось: «и послан из дому его преосвященства для иконописного художества насколько времени оное продолжится иконописец Андрей Осипов Калинин. А к столярной работе от нижесказанного... кроме проезда на единогодичное время столяр Андрей Васильев сын Устецкой...».

Указ митрополита содержал довольно суровые требования к надзору за работой тобольских мастеров. Архимандриту Амвросию предлагалось Калинина и Исецкого «... содержать вам в своем смотрении абы невоздержанность кой чем либо явится виновных смирить цепъю...». Направленный в туруханский монастырь резчик Андрей Васильевич Исецкий был сыном известного тобольского мастера Василия Карповича Исецкого.

По данным А.Н. Копылова В.К. Исецкий в 1739 году числился «сницарем» в штате тобольского архиерейского дома. Ему доверялись особенно ответственные работы по заказам сибирского духовенства. Известно, что В.К. Исецкий выполнил иконостас для тобольской Николаевской церкви по образцу кафедрального Успенского собора. Возможно, руке В.К. Исецкого принадлежал иконостас каменной Троицкой церкви Кондинского монастыря. Очевидно, что А.В. Исецкий прошел отличную школу художественной резьбы под руководством отца и был хорошо подготовлен к самостоятельной работе.

Как следует из переписки туруханского монастыря с канцелярией тобольского митрополита А.В. Исецкий и А.О. Калинин прибыли в Туруханск 13 июня 1755 года. Из документов монастырского архива становится известно, что 26 июня этого же года А.В. Исецкий заключил с архимандритом Амвросием «з братией» договор на изготовление иконостаса в холодную Троицкую церковь. Сохранившийся текст договора представляет самостоятельный интерес как образец «подрядных писем» середины XVIII века, знакомящий нас с одной из сторон творческой деятельности мастеров - резчиков тобольского архиерейского дома.

Приводим полный текст «подрядного писма». «1755 года июня 26 дня дому его преосвященства рещик Андрей Исецкий дал сие подрядное писмо туруханского Троицкого монастыря всечестному отцу архимандриту Амвросию з братией в том, что зделатъ мне реченого монастыря в троецкой церкви иконостас из монастырского лесу вышины до осмерика две сажени два аршина с полу виною поперек три сажени с четью аршина а в осмерике до принадлежащего креста при коем зделатъ на деках четыре да в том же иконостасе на поставку святых образов места и пономарские двери убрать доброю работою, а царские двери резьбою також; в принадлежащих местах оной иконостас убрать накладною резьбою и для написания святых образов цки что принадлежит зделатъ мне ж Исецкому, да при том же иконостасе на обоих сторонах стен зделатъ по одному месту таким же иконостасным мастерством да во оной Троецкой церкви зделать мне ж Исецкому столярною работою два крылоса место архимандричъе без крышки. А за всю вышеписанную работу рядил я Исецкой у оного архимандрита Амвросия с братией ис казны монастырской денег три ста рублей, токмо сверх оной ряды быть при вышеписанной иконостасной работе из монастырских служителей для обучения, и поспешности одному или двум человекам а выше преднаписанные рядные деньги отдавать ему исецкому смотря по работе. Роспискою в том Устецкой при сем и подписуется».

Примечательно, что «подрядное писмо» А.В. Исецкого содержит лишь сведения о размерах будущего иконостаса, а требования к его художественному оформлению оговорены в тексте только общими фразами типа: «на поставку святых образов места и пономарские двери убрать доброю работою». В тексте договора отсутствуют ссылки на образец и «осободанный рисунок», зачастую фигурирующие в «рядных» иконостасных мастеров XVIII века. Видимо, степень доверия монастырского руководства к уровню профессионального мастерства А.В. Исецкого, как представителя авторитетного цеха архиерейских «сницарей», была настолько высока, что особые требования к художественному облику алтарной преграды были сочтены излишними.

Важным моментом, для раскрытия особенностей развития мастерства по художественной обработке дерева на территории Приенисейского края в XVIII веке, является упоминание в тексте договора об участии в изготовлении иконостаса монастырских служителей, приставленных к тобольскому мастеру для обучения. В промемории туруханского монастыря за 1757 год сообщается, что А.В. Исецкому «для поспешения» в работе были приданы два человека.

К сожалению, ни в одном, из изученных нами источников, не содержится упоминание имен лиц, принимавших участие в изготовлении иконостаса Троицкой церкви. Можно лишь предположить, что в помощники и ученики к тобольскому мастеру могли быть отданы, например, плотники: Лука Тарасов, Федор Якушев, Гаврила Богомолов из числа монастырских служителей, указанных в «именной ведомости» туруханского монастыря за 1754 год.

В известных нам документах об изготовлении иконостасов на территории Туруханского района во второй половине XVIII века имена резчиков из числа бывших служителей Троицкого монастыря не прослеживаются. Возможно, что бывшие ученики А.В. Исецкого в последующее время и особенно после секуляризации 1764 года могли «уволиться» от монастырской службы и переселиться в другие места.

Так, например, еще в 1756 году из числа служителей туруханского монастыря по его прошению был уволен Андреян Щечев, которому было позволено переселиться в Енисейск. Увольнение А. Щечева было осуществлено «с таким резоном, чтоб он подушные деньги и протчие окладки со своих братьев платил ежегодно сполна, при том церковные ризы и протчее и начальствующим во Абалаке в случае платье шить...».

Как следует из монастырской справки, к работе по изготовлению иконостаса А.В. Исецкий приступил десятого июля 1755 года. Одна из промеморий туруханского монастыря за май 1757 года сообщает об объемах выполненных А.В. Исецким работ. «Сроблено им того иконостасу сего 1757 году майя по первое число до осмерика и до принадлежащего креста також: царские и пономарские двери, и цки иконные кроме столбов коих с вырезыванием и в подобных местах накладные вырезанных же трав не исполнено, и на сторонах дву мест и крылосов, и места архимадричья не зделано и вышепоказанные рядные деньги триста рублей отданы ему исецкому ис казны монастырской все сполна с роспискою».

Как видим, несмотря на прошедшие почти два года и целиком выплаченную договорную сумму работы по оборудованию интерьера монастырской церкви оказались выполненными едва ли не наполовину. Такая не обязательность А.В. Исецкого могла бы показаться беспечной, припоминая суровые установки тобольского митрополита «смирять цепью» нерадивость посланных в Туруханск мастеров, если бы не одно обстоятельство. Из переписки между архимандритами туруханского Троицкого и енисейского Спасского монастырей становится известно, что в период своего нахождения в Туруханске А.В. Исецкий некоторое время проживал в Енисейске.

В промеморий архимандрита енисейского Спасского монастыря Александра (Андреева), посланной в середине февраля 1757 года в туруханский монастырь, сообщалось: «показанного Исецкого здесь в Енисейску не имеется а отбыл он в туруханский монастырь». Возможная отлучка А.В. Исецкого в Енисейск никак специально не оговаривалась в известном нам наказе тобольского владыки, направившего мастера своего дома в туруханский монастырь всего лишь на «единогодичное время», но и не запрещалась.

Не исключено, что в 1755 году в период работы А.В. Исецкого в Туруханске архимандритом енисейского Спасского монастыря Иоанникием Павлуцким, перемещенным в 1750 году с должности казначея и эконома Тобольского архиерейского дома в Енисейск, могло быть испрошено специальное разрешение на работу мастера в своем монастыре. Документально известно, что в 1750-1755 годах при И. Павлуцком, исполнявшим должность «заказчика» (благочинного) всего Енисейского округа, в енисейском мужском монастыре было завершено строительство каменной соборной церкви Спаса Нерукотворного.

Достройка церкви была осуществлена присланным из Тобольска уставщиком Акинфием Денисовичем Стафиевым, принадлежавшим к числу опытных мастеров каменного дела Успенского Далматова монастыря. Оборудование интерьера холодной монастырской Спасской церкви и установка в нем нового иконостаса были завершены в 1756 году при архимандрите Александре (Андрееве).

Освящение холодной церкви состоялось в 1756 году. Представляется, что архимандриты енисейской Спасской обители, исполнявшие к тому же должность благочинных церквей «енисейского заказа», вряд ли не сумели бы воспользоваться фактом нахождения опытнейшего тобольского резчика на подведомственной им территории для обустройства интерьеров только что построенного монастырского собора. Безусловно, это только наше предположение, требующее подтверждения соответствующими документальными свидетельствами. Может быть именно этим обстоятельством и объясняется задержка А.В. Исецким исполнения своих обязательств по договору с руководством туруханского монастыря.

Если наше предположение найдет более точное документальное подтверждение, то наши знания о творческой деятельности тобольского архиерейского резчика А. Исецкого могут быть расширены еще одним произведением сибирского декоративно-прикладного искусства середины XVIII века.

Задержка А.В. Исецкого в Туруханске, посланного в здешний монастырь, как указывалось выше всего лишь на один год, вызвала недовольство тобольского духовного руководства. Острая нужда в специалистах-столярах заставила его в довольно жесткой форме потребовать высылки А.В. Исецкого в Тобольск.

В письме, направленном в январе 1757 года из тобольского архиерейского казенного приказа в енисейский Спасский монастырь, повелевалось: «ежели объявленной столяр исецкой живет в Енисейску, то сыскав выслать ево исецкого в самой скорости в Тобольск». В связи с отсутствием А.В. Исецкого в Енисейске обращение архиерейского казенного приказа было перенаправлено туруханскому архимандриту Амвросию, которому предлагалось: «столяра Андрея Исецкого выслать в Спасской монастырь для отсылки ево в Тобольской архиерейской в самоскорейшем времени... не емля от него Исецкого никаких отговорок».

К самому А.В. Исецкому предъявлялись строгие требования: «чтоб он ехал поспешно, и дорогою б нигде напрасно не жил в том обязать его подпискою». Однако вследствие незавершенности работ по контракту руководство туруханского монастыря решительно отказалось выслать в Тобольск А.В. Исецкого и обратилось к митрополиту с просьбой оставить резчика в монастыре еще на один год.

Объясняя причину своего отказа, архимандрит Амвросий писал: «а ежели оной столяр исецкий недостроя показанного иконостаса взят отбудет в дом архиерейской то здешнему монастырю понесен будет немалой обыток а имянно более тысячи рублев потому что оной иконостас в ту цену справками и золотом и серебром и с письмом святых образов ныне состоит...».

Испрашивая дозволения продолжить работу А.В. Исецкого в туруханском монастыре, Амвросий объяснял и причины неисполнения им в срок условий подряда. Одной из них, по мнению Амвросия, были особые северные условия места нахождения монастыря, сокращавшие продолжительность рабочего дня. В письме, направленном им в Енисейск в мае 1757 года сообщалось: «понеже в зимнее время от ноября до февраля месяца за краткостию дня работать нельзя, ибо в оное время дня более от двух до четырех часов по здешнему климату свету солнечного не видно, а нощию с огнем работа находится великая опасность от пожарного случая». Помимо этого архимандрит Амвросий не забыл упомянуть и о длительном плохом состоянии здоровья А.В. Исецкого, вследствие «от бога посланной болезни огневицы».

Примечательно, что туруханский архимандрит среди причин задержки в исполнении подрядных работ не называет проживание А.В. Исецкого в Енисейске в 1756 году. Можно предположить, что отлучка А.В. Исецкого в этот город или была действительно согласована с тобольским митрополитом, или, что менее вероятно, Амвросий сознательно скрыл факт работы архиерейского мастера в Енисейске.

Мы не располагаем данными о решении вопроса по дальнейшему пребыванию А.В. Исецкого в туруханском монастыре. В этой связи не ясен вопрос о лице, заканчивавшем иконостас деревянной монастырской церкви и о сроках завершения самих работ. Можно лишь, опираясь на изученные документальные данные, определить продолжительность периода, в течение которого над иконостасом работал непосредственно сам архиерейский мастер. Это период времени с июля 1755 года по май 1757 года.

Временем окончания иконостаса можно с определенной долей допущения назвать 1758 год, в случае если тобольским митрополитом было дозволено А.В. Исецкому остаться в монастыре еще на один год. В пользу того, что А.В. Исецкий мог задержаться в монастыре еще на год, говорит, например, факт продления в 1756 году тобольским митрополитом срока пребывания в Енисейске далматовского уставщика А.Д. Стафиева.

Таким образом, изученные нами материалы архива Троицкого туруханского монастыря позволяют не только документально приписать авторство иконостаса деревянной монастырской церкви тобольскому архиерейскому резчику А.В. Исецкому, но и существенно уточнить его датировку (Искусствовед Н.Н. Исаева датирует иконостас 1750-1755 г.г.).

Несмотря на документальные данные о нахождении в 1755 году в туруханском монастыре тобольского иконописца А.О. Калинина, у нас нет оснований приписывать ему авторство иконописного ряда Троицкого иконостаса. Прибыв вместе с А.В. Исецким в июне 1755 года в монастырь, А.О. Калинин в 1756 году, получив «пашпорт», отбыл в Енисейск, не сойдясь в цене своей работы с архимандритом Авмросием. В мае 1757 года монастырская промемория сообщала о том, что иконописец Калинин находится в Енисейске и «ныне живет там за свою волю».

Этот факт дает дополнительную возможность расширить наши знания о круге мастеров-иконописцев, работавших в Енисейске в середине XVIII века - в период интенсивного строительства каменных церквей и украшения их интерьеров. Попутно отметим, что в указанное время в Енисейске был завершен иконостас холодного храма Спасского монастыря, осуществлялись работы над иконостасами Христорождественского собора (1755-1758 гг.) девичьего монастыря, придельного Благовещенского храма (1756-1757 гг.) Воскресенской церкви и Преображенской церкви на Торгу (1747-1760 гг.).

Интересна дальнейшая судьба иконостаса, выполненного А.В. Исецким в 1755-1757 г.г. В августе 1801 года иконостас был перенесен в холодный Троицкий храм каменной монастырской церкви, строительство которой было начато еще в 1778 году. Перенос и установку иконостаса во «вновь построенной каменной церкви» осуществил «Инбацкой волости поселыцик» Федот Чуманов, получивший за работу 20 рублей.

Троицкий храм был освящен 29 ноября 1801 года. Подробное описание иконостаса холодного храма туруханской Троицкой церкви содержит монастырская опись 1882 года. Его облик донес до нас фотоснимок начала XX века (https://sobory.ru/photo/134939), находящийся в собрании Красноярского краеведческого музея. В совокупности эти документальные источники вместе с работой искусствоведа Исаевой Н.Н. создают хорошую основу для научно-восстановительной реконструкции иконостаса холодной Троицкой церкви при ее реставрации.

Автор: Шумов Константин Юрьевич «Иконостасы холодных храмов Приенисейского края XVIII в. К истории развития мастерства по художественной обработке дерева в Приенисейском крае в XVIII веке», http://naov.ru


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  15 января 2021

Деревянный храм в честь Живоначальной Троицы на месте сооруженной монахом Тихоном часовни был построен в 1663-1664 г.г. людьми, желавшими присоединиться к иеромонаху Тихону в пустынножительстве. Антимнис для него Тихон получил вместе с указом об основании монастыря Тихон привез из Тобольска в 1660 г. Позднее он был разобран, и на его месте срубили новый деревянный Благовещенский храм с приделом в честь Троицы, пристроенным в 1682 г. Он просуществовал до 1809 г.

Строительство каменного Троицкого храма, существующего до наших дней, было начато в 1778 г., освящение его состоялось 29 ноября 1801 г.

В 1925-1926 г.г. в храме служил святитель Лука (Войно-Ясенецкий), который отбывал в Туруханском крае свою первую ссылку. После возрождения монашеской жизни в братском корпусе монастыря освящен домовый храм в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

Монастырь действовал до начала 1920-х г.г. Почти все постройки после его закрытия были уничтожены. Монастырский храм Святой Троицы с предельным храмом Благовещения перестал действовать только в 1930 г. С 1930-х г.г. Троицкая церковь использовалась для административных и хозяйственных нужд. В 1991 г. она была передана православной общине села Туруханск и вновь стала действующей. Решением Священного синода Русской православной церкви с 1994 г. началось возрождение монастыря, первый устав был зарегистрирован 18 июля 1996 г.

Ныне Свято-Троицкий храм с предельной церковью Благовещения является памятником истории и культуры регионального значения.

http://my.krskstate.ru/docs/churches/turukhanskiy-svyato-troitskiy-muzhskoy-monastyr/



Комментарии и обсуждение


На представленном фото иконостас холодного храма Троицкой церкви Туруханского монастыря. Об истории создания этого иконостаса на сайте История архитектуры Красноярского края
24 декабря 2012.