ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Бакаевка. Покровский Красногорский женский монастырь. Собор Спаса Преображения.


Бакаевка. Покровский Красногорский женский монастырь. Собор Спаса Преображения
Собор. Действует.  
Престолы:Спаса Преображения
Архитектурный стиль:Украинское барокко
Год постройки:Между 1767 и 1771.
Архитектор:И.Г. Григорович
Адрес:
Украина, Черкасская область, Золотоношский район, село Бакаевка

Координаты: 49.705889, 32.047664





Покровский Красногорский женский монастырь. Собор Спаса Преображения, Панорама снято между прутьями забора<br>, Бакаевка, Золотоношский район, Украина, Черкасская область
Панорама снято между прутьями забора
Neyka
22 апреля 2014
Покровский Красногорский женский монастырь. Собор Спаса Преображения, , Бакаевка, Золотоношский район, Украина, Черкасская область
Алексей Кротов
10 апреля 2012
Покровский Красногорский женский монастырь. Собор Спаса Преображения, , Бакаевка, Золотоношский район, Украина, Черкасская область
Dmitro
8 ноября 2009
Покровский Красногорский женский монастырь. Собор Спаса Преображения, , Бакаевка, Золотоношский район, Украина, Черкасская область
Dmitro
8 ноября 2009
Покровский Красногорский женский монастырь. Собор Спаса Преображения, , Бакаевка, Золотоношский район, Украина, Черкасская область
Михаил Владимиров
24 августа 2007
Покровский Красногорский женский монастырь. Собор Спаса Преображения, , Бакаевка, Золотоношский район, Украина, Черкасская область
Михаил Владимиров
24 августа 2007
Покровский Красногорский женский монастырь. Собор Спаса Преображения, Свято-Покровский Красногорский женский монастырь 1930г.<br>, Бакаевка, Золотоношский район, Украина, Черкасская область
Свято-Покровский Красногорский женский монастырь 1930г.
Сергей Ковров
??
Покровский Красногорский женский монастырь. Собор Спаса Преображения, Свято-Покровский Красногорский женский монастырь 1930г.<br>, Бакаевка, Золотоношский район, Украина, Черкасская область
Свято-Покровский Красногорский женский монастырь 1930г.
Сергей Ковров
??
Покровский Красногорский женский монастырь. Собор Спаса Преображения, Свято-Покровский Красногорский женский монастырь 1930г.<br>, Бакаевка, Золотоношский район, Украина, Черкасская область
Свято-Покровский Красногорский женский монастырь 1930г.
Сергей Ковров
??
Покровский Красногорский женский монастырь. Собор Спаса Преображения, Свято-Покровский Красногорский женский монастырь 1930г.<br>, Бакаевка, Золотоношский район, Украина, Черкасская область
Свято-Покровский Красногорский женский монастырь 1930г.
Сергей Ковров
??
Покровский Красногорский женский монастырь. Собор Спаса Преображения, Свято-Покровский Красногорский женский монастырь 1930г.<br>, Бакаевка, Золотоношский район, Украина, Черкасская область
Свято-Покровский Красногорский женский монастырь 1930г.
Сергей Ковров
??
Покровский Красногорский женский монастырь. Собор Спаса Преображения, Свято-Покровский Красногорский женский монастырь 1930г.<br>, Бакаевка, Золотоношский район, Украина, Черкасская область
Свято-Покровский Красногорский женский монастырь 1930г.
Сергей Ковров
??
Покровский Красногорский женский монастырь. Собор Спаса Преображения, Свято-Покровский Красногорский женский монастырь 1930г.<br>, Бакаевка, Золотоношский район, Украина, Черкасская область
Свято-Покровский Красногорский женский монастырь 1930г.
Сергей Ковров
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  23 октября 2019

К началу 70-х годов ХVIII века в Красногорском монастыре возводится сказочно великолепная Преображенская церковь. Сооружение архитектурной жемчужины обители - храма Преображения Господня - осуществлялось архитектором И. Г. Григоровичем-Барским (по одним сведениям - по заказу и на средства казака Якова Щербины - кто он и откуда, а также других сведений о нём не имеется; в других же источниках содержится информация о сооружении церкви на средства епископа Иркутского и Нерчинского Софрония Кристалевского - что более вероятно, учитывая его высокое положение в богатейшем и огромнейшем восточносибирском крае). Фундамент главной церкви обители заложили 7 июня 1767 года с благословения переяславского епископа Иоля (сменившего на этом поприще Гервасия). На долю игумена монастыря Иова выпали хлопоты по строительству храма: "онъ долженъ былъ принимать Владыкъ Переяславских Гервасия и Иова при закладкъ (первымъ) и освященiи (вторымъ) храма; на немъ лежали заботы о договоръ съ подрядчиками и мастерами; онъ же должен былъ своевременно заготовлять матерiалы и входить во всъ детали церковнаго строительства".

Преображенская церковь выстроена в западной части монастыря, являясь его архитектурной доминантой. Построенное на самом высоком месте острова, здание господствует над окружающей местностью, "царит над окружностью". Храм "старинной Ломбардской архитектуры, смешанной с Византийскою"; в прежние времена его купола были обиты белой жестью, а потом покрыты зелёной краской с золочёными на ней звёздочками. Кресты завершали не только все три главы, но и четыре выступа храма. Иван Григорьевич Григорович-Барский (1713-1785) получил архитектурное образование в киевской академии. Ко времени постройки Преображенского храма зодчий пользовался широкой популярностью, прославившись созданием архитектурных ансамблей и храмов в господствовавшим тогда стиле барокко. Этот стиль характеризуется торжественностью и впечатляющими эффектами, ему присуща динамичность композиции и декоративная пышность. Проявление стиля барокко в архитектуре - использование больших контрастных объёмов, перегрузка скульптурными украшениями, светотеневыми и цветовыми эффектами. Для творчества Григоровича-Барского характерно разнообразие композиционных приёмов, живописная пластика фасадов, сдержанный, изысканный декор. В архитектуре монастырского храма воплощена ещё одна черта стиля барокко - равноправие и бесконечность: с какой стороны к храму не подойти - все они равнозначно парадные - нет чётко выделенного разделения на основной и второстепенные входы в здание; с какой стороны не начать осмотр фасадов церкви - невозможно выделить начало и окончание архитектурного оформления здания. Григоровичу-Барскому пришлось решать трудную задачу - спроектировать и построить церковь на сложном рельефе и ограниченной территории острова. Знаменитый архитектор блестяще с ней справился. Церковь оказалась гармонично вписанной в окружающий ландшафт. С тех пор её купола, возвышающиеся над лесом, хорошо видны со многих мест Слюзчиной Слободки и Антиповки. В ясную погоду с восточной окраины Золотоноши открывается прекрасный вид на монастырь. После постройки нового каменного храма к названию Золотоношский Красногорский монастырь добавилось слово "Преображенский". С закрытием монастыря в 20-х годах ХХ столетия перестала функционировать и Преображенская церковь Красногорской обители.

После закрытия монастыря в 1923 году предметы церковной утвари и печатные издания, представляющие культурную и историческую ценность, передали в Золотоношский музей. Среди переданных в музей предметов из церквей монастыря была и икона Дубенской Божьей Матери. В середине 1920-х - начале 1930-х годов церковь никак не использовалась и стояла пустой и закрытой, пока в стены бывшей обители не въехал Дом инвалидов, преобразованный в 1933 году в Дом престарелых. Постояльцы социальных учреждений - вынужденные поселенцы в бывших монастырских сооружениях - не были заинтересованы, а зачастую не имели возможности сохранять имущество обители и находившиеся в помещениях предметы культа. По распоряжению директора детского дома (по другим сведениям директора Дома престарелых) после Пасхи, 2 апреля 1941 года, Преображенская церковь подверглась разрушению: с неё сняли 3 главы, уничтожили боковые пристройки-притворы, разобрали двойную крышу и многое другое. Тогда почти полностью уничтожили барочный декор на фасаде и в интерьерах, сорвали пол и продали иконостас (по частям, верующим). 22 строения около храма разобрали и продали за бесценок. Все церковные святыни, среди которых и чудотворная Дубенская икона, передали в краеведческий музей (вероятно, полтавский областной). 19 сентября 1941 года немецко-фашистские войска оккупировали Антиповку, Слюзчиную Слободку и другие деревни Золотоношского района. При оккупантах монашки и послушницы вернулись на Красную горку. С помощью верующих обустроили Покровскую церковь и келии при ней. 3 ноября 1941 года состоялась первая литургия. Тогда в монастыре насчитывалось 14 монахинь и 18 послушниц. Храм действовал как приходская церковь. После освобождения населённых пунктов от оккупантов началось восстановление разрушенного жилья и колхозного хозяйства. Монастырский храм не закрыли, он продолжал действовать. На 1 января 1961 года в Красногорском женском монастыре числилось 88 насельниц, из которых 42 - послушницы. Из духовных реликвий в обители имелась икона Дубенской Божьей Матери. В 1961 году в стены Красногорского монастыря переселили 178 монахинь из закрывающегося Лебединского женского монастыря Шполянский район.

Вскоре произошло важное для монастыря событие. Постановлением Совета Министров УССР №970 от 24 августа 1963 года Преображенская церковь Красногорского монастыря взята под охрану государства как памятник архитектуры. Храм к тому времени находился в полуразрушенном состоянии. Заботу о сохранении памятников архитектуры проявляли тогда как общественные, так и хозрасчётные организации. Черкасское областное общество охраны памятников истории культуры выделило в 1973 году значительные средства для реставрации Преображенской церкви бывшего Красногорского монастыря. В 1976 году архитектор Д. Криворучко разработал проект её реставрации. В отчёте Комитету по вопросу религии по состоянию на 1 ноября 1976 года о Преображенской церкви сообщалось следующее: "Преображенская церковь 1757 года постройки, памятник республиканского значения, не действующая, требует реставрации (без купола и крыши)(год постройки указан неверно). По состоянию на 27 сентября 1976 года: "В Красногорском монастыре находились 71 насельница, из которых 26 послушниц, 45 монашек; трудоспособных 30, которые обслуживают монастырский коллектив и его подсобное хозяйство, состоящее из огорода - 3,43 га, 4 коров и 8 семей пчёл".

В конце 70-х - начале 80-х годов вокруг Золотоноши строится объездная дорога для транзитного транспорта. Автодорога пролегала в одном километре от села Бакаевка. По дамбе проложили асфальтированную дорогу с подъездами к психоневрологическому диспансеру и школе-интернату. С тех пор появилась возможность комфортно добраться и до монастыря. Поэтому вновь стал актуальным вопрос о восстановлении архитектурного шедевра Красногорского монастыря. Одно из черкасских строительных управлений включило в план 1979 года работы по реставрации бывшей Преображенской церкви. Но храм, по-видимому, являлся объектом не первоочередной важности, поэтому к осуществлению работ в запланированном году не приступили. В "Сведениях о культовых сооружениях, снятых с учёта на 1 сентября 1979 года", о памятнике архитектуры сообщалось: "село Бокаивка, Преображенская церковь 1757 года, не используется с 1937 г., техническое состояние в целом неудовлетворительное, необходимость ремонта и консервации, на ремонт необходимо 140 тысяч рублей, планируется с дальнейшим преобразованием в музей атеизма". Пока оговаривались сроки работ и изыскивались средства на ремонтно-восстановительные работы, в соседней Антиповке в отреставрированном помещении Параскеевской церкви уже несколько лет успешно действовал сельский музей, воссозданный на средства передового сельсовета и многоотраслевого совхоза "Золотоношский".

В 1971-75 гг. Управление по заданию Госстроя УССР выполнило временные консервационные работы по сохранению богатой лепки, покрытию отверстий утраченных барабанов временной кровлей и т. д. Но в период производства консервационных работ неизвестные лица неоднократно разрушали работы, выполненные Киевской СНРПМ: постоянно похищался кирпич, цемент, доски с лесов и прочие стройматериалы. В результате воровства на неохраняемой территории монастыря Госстрой УССР был вынужден ликвидировать этот стройучасток. Наконец, 23 марта 1988 года Красногорскому монастырю передали Преображенскую церковь. С благословения и на средства экзарха украинской церкви московского патриархата под началом игуменьи Иларии начались работы по восстановлению храма. В 1990 году Золотоношский райисполком профинансировал ремонт и асфальтирование дороги от психоневрологического диспансера к монастырю. Через год завершились реставрационные работы в Преображенской церкви. Были восстановлены три главы храма, здание оштукатурено снаружи и внутри, фасады выкрашены в бирюзовый цвет. Детали обозначены белым цветом, что характерно для стиля барокко. Крыша и главы покрыты железом и окрашены зелёным цветом. Основные габариты церкви: длина 26,51 м, ширина - 15,57 м, высота с крестом 36,31 м. Утраченный лепной декор восстановить не удалось. Матушка Варсонофия утверждала, что перед реставрацией 1988 года над окнами Преображенского храма было 4 скульптурных изображения головок ангелочков с крылышками, а над ними изображался лепной растительный орнамент, имеющийся над всеми оконными проёмами. Лепнина, имеющая в своей основе растительный орнамент, украшала как внешние фасады здания, так и внутренние. Утраченными оказались многие малые архитектурные формы, которыми завершались отдельные части сооружения. В обновлённой церкви установили новый иконостас. В западной части устроены хоры.

Церковь кирпичная, по типу трёхконховая, с вытянутой, прямоугольной в плане западной ветвью, трёхглавая. Синие фасады расчленены стройными пилястрами с композитными капителями и увенчаны антаблементом, раскрепованным над пилястрами. Над конхой возвышаются полукруглые фронтоны - кокошники. Церковь двухсветная. Окна первого яруса с трёхцентровыми перемычками и круглые окна второго яруса декорированы арочными сандриками, волютами и лепкой. Обработка интерьеров отмечена тонко прорисованными карнизами, тягами, капителями, лепным декором в стиле рококо. Сооружение завершено тремя барочными главами на высоких барабанах, поставленных в ряд по оси восток-запад. В августе 1991 года при игуменьи Августе храм освятили.

В настоящее время Красногорский монастырь входит в состав Черкасской епархии, которой правит епископ Черкасский и Каневский Софроний, тезоименованный в честь святителя Софрония Иркутского.

Из книги: О. Г. Толкушин "Свет земли Антиповской". - Черкассы. Изд-во: Око-плюс, 2006



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.