ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Санкт-Петербург. Церковь Алексия, человека Божия при бывшем Доме милосердия.


Санкт-Петербург. Церковь Алексия, человека Божия при бывшем Доме милосердия
Церковь. Не действует.  
Престолы:Алексия, человека Божия
Архитектурный стиль:Неорусский стиль
Год постройки:Между 1906 и 1911.
Архитектор:Г.Д. Гримм
Адрес:
Россия, г. Санкт-Петербург, Чкаловский пр-кт, д. 50

Координаты: 59.967285, 30.300471
Проезд:Станции метро "Петроградская", "Чкаловская".



Сортировка:

Церковь Алексия, человека Божия при бывшем Доме милосердия, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Вадим Павлов
27 июня 2022
Церковь Алексия, человека Божия при бывшем Доме милосердия, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Андрей Агафонов
1 апреля 1994
Церковь Алексия, человека Божия при бывшем Доме милосердия, Рис. из журнала "Зодчий"<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Рис. из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1 января 1906
Церковь Алексия, человека Божия при бывшем Доме милосердия, Рис. из журнала "Зодчий"<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Рис. из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1 января 1906
Церковь Алексия, человека Божия при бывшем Доме милосердия, Справа предыдущая церковь. Фото из книги "Благотворительные учреждения России" Спб 1912.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Справа предыдущая церковь. Фото из книги "Благотворительные учреждения России" Спб 1912.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Алексия, человека Божия при бывшем Доме милосердия, фото из журнала "Русский паломник"<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
??
Церковь Алексия, человека Божия при бывшем Доме милосердия, Фото из журнала "Русский паломник"<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
??
Церковь Алексия, человека Божия при бывшем Доме милосердия, Фото 1910-х гг.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото 1910-х гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Алексей Слёзкин
??
Церковь Алексия, человека Божия при бывшем Доме милосердия, Фото 1910-х гг.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото 1910-х гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Алексей Слёзкин
??
Церковь Алексия, человека Божия при бывшем Доме милосердия, Фото 1910-х гг.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото 1910-х гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Алексей Слёзкин
??
Церковь Алексия, человека Божия при бывшем Доме милосердия, Проект Г. Д. Гримма<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Проект Г. Д. Гримма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Алексей Слёзкин
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Михаил Владимиров
 
Михаил Владимиров  5 декабря 2011

В 1906 году на Гесслеровском (ныне Чкаловском) проспекте в Петербурге началось возведение отделения Дома милосердия с церковью св. Алексия Человека Божьего. Автором проекта был один из талантливейших мастеров русского стиля архитектор Герман Давидович Гримм (1865–1942). Денег на строительство не хватало, и потому к 1911 г. был отделан только верхний храм. К сожалению, в 1930–1932 этот интереснейший по соей архитектуре храм был капитальным образом перестроен по проекту Д.Г. Фомичёва и приспособлен под один из цехов завода "Измеритель".


Марина Зуйкова  20 октября 2018

Храм был одним из лучших образцов неорусского стиля. Церковь была заложена в 1906 г. по пректу арх. Г. Д. Гримма. Из-за недостатка средств церковь строилась очень медленно - к 1911 г. была отделана только верхняя церковь, нижняя так и осталась без украшения. В 1930-1932 гг. здание было капитально перестроено в цех завода "Измеритель".

В 1833 г. в СПб по инициативе Сарры Бюлер было открыто частное Магдалинское убедище с целью "возвращения раскаивающихся публичных женщин на путь честного труда". В 1844 г. это убежище стало Отделением кающихся и вошло в состав Свято-Троицкой общины сестер милосерждия. В 1864 г. оно было приобразовано в Дом милосердия и поступило под покровительство великой кн. Марии Николаевны. Взрослое отделение Дома переехало на Петербургскую сторону. Здесь было решено построить церковь.

Деревянный, на высоком фундаменте храм был заложен 9 апреля 1872 г. по проекту П. П. Михальцева, архитектора Дома. 20 января 1873 г. епископ Ладожский Тихон освятил храм. Первоначально предполагалось посвятить его св. Марии Магдалине, небесной покровительнице великой княгини, которая подарила храму убранство своей домовой церкви, но средства на постройку выделил московский купец Алексей Николаевич Дьячков, и храм посвятили его святому. Дьячков же пожертвовал церкви золоченую серебряную утварь изготовленную на фабрике Ф. А. Постникова. Образа для храма написал Ф. А. Соколов. Деревянный храм был приписан к церкви св. Матфея.

К концу XIX в. храм стал тесен и обветшал. Староста церкви купец Я. Ф. Зиновьев и его жена пожертвовали крупную сумму на возведение рядом пятиглавой каменной церкви на 2000 человек. Храм был заложен 22 октября 1906 г. Здание было задумано двухэтажным, с широкой звонницей над входом, в новгородском стиле с элементами модерна. Пожертвований поступало недостаточно, после сметри старосты здание долго стояло недостроенным, без крыши. Только в октябре 1909 г. были подняты кресты. С. И. Садиков подарил общине иконостас. В декабре епископ Нарвский Никандр освятил храм: 1 декабря - правый придел, во имя Казанской иконы Божией Матери, а 4 декабря - главный престол. Казанский придел был укашен на средства Е. В. Проворной. Левый придел и нижний трехпрестольный храм оставались без освящения.

В 1914 г. Дом Милосердия переехал в Лесное, а церковь стала приходской еще в 1912 г. Деревянную постройку не снесли, и в ней продолжали служить. Левый Никольский придел был освящен между 1916 и 1919 гг., а нижний храм только 1 января 1922 г. митрополитом Вениамином. С 1905 г. в этом храме впервые в столице стала практиковаться церковная встреча Нового года. Храм закрыт 10 декабря 1932 г. и сразу капитально перестроен под заводской цех.

http://www.citywalls.ru/house6511.html

Приходская церковь во имя Алексея человека Божия будет строиться на Петерб. Стор. по Геслеровскому переулку, на добровольные пожертвования прихожан. Общая сметная стоимость без внутренней отделки - 100.000 рублей, из которых около половины уже собрано. Церковь спроектирована на 1200-1500 человек. Средний прямоугольник предназначенный для прихожан, размерами 10 саж. на 12 сажен, будет перекрыт железобетонным, сомкнутым с распалубками сводом. Церковь спроектирована с хорами для призреваемых детей, с отдельными для них ходами. Предполагается приступить к постройке немедленно и закончить постройкой осенью 1908 г. Постройкой будет заведовать составитель проекта Г. Д. Гримм.

«Зодчий», 1906, Вып. 32, С. 332


Алексей Слёзкин
 
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 апреля 2020

Церковь Алексия Божия человека в Геслеровском переулке (ныне Чкаловском проспекте) в Петербурге (1906 – 1911, арх. Г.Д. Гримм) была до перестройки в 1930-х гг. в производственное здание одним из самых ярких памятников неорусского стиля. Это исключительно оригинальное и пока еще не оцененное по достоинству произведение. Г.Д. Гримм интерпретировал в своем проекте идею второго варианта проекта церкви Иоанна крестителя в Кашине (1904, арх. В.А. Покровский, О.Р. Мунц), содержавшую редкий прием трехшатрового завершения. Гримм переносит три шатра с основного объема храма на выходящую к переулку (проспекту) алтарную часть и трансформирует центральный шатер (тем более что у Покровского шатры, как уже говорилось, имеют почти столпообразный характер) в сужающийся кверху цилиндрический барабан. Основной объем храма при этом решен как огромный бесстолпный зал с фасадами, напоминающими стилизованный иконостас. С запада к нему примыкает притвор со звонницей наподобие звонницы новгородского кремля. На углах основного зального объема, выходящих в сторону звонницы, поставлены миниатюрные главки, выдвинутые вперед наподобие эркеров. Скаты их фронтонов и скаты пониженных частей притвора образуют динамичные диагонали, которые должны были быть поддержаны боковыми крыльцами, оставшимися лишь в проекте. При реализации, сопровождавшейся нехваткой средств, в проект были внесены и некоторые другие изменения, касающиеся формы оконных и дверных проемов, декоративных элементов (не были выполнены фресковые или мозаичные изображения на фасадах). Высота главного барабана и купола над алтарной частью была увеличена.Декорация этой смелой композиции решена почти авангардно и всецело направлена на усиление гротескного эффекта. Контрастное, почти постмодернистское соседство оконных проемов разнообразной формы (щелевидные, трехчастные, параболические, трапециевидные, прямоугольные) создает на фасадах экспрессивный, полный напряженного движения, ритм.

В облике храма нагляднейшим образом проявился отмечаемый Б.М. Кириковым присущий модерну визуальный эффект «кривого зеркала». Гротеск стилизации доведен до такой степени, что некоторые формы кажутся скульптурно деформированными, «вспученными». Можно сказать, что «северная тема», явленная в этом памятнике со всей очевидностью, парадоксальным образом сталкивается с темой урбанизма начала ХХ столетия. Храм органично встраивается в контекст окружающих его современных многоэтажных доходных домов. Со строительством в 1911 – 1913 гг. прямо напротив него доходного дома Б.Я. Купермана по проекту А.Л. Лишневского, два портала которого отвечали двум служебным входам в храм с восточной стороны, ненадолго образовался выразительный ансамбль в неорусском стиле.

По материалам статьи: Слезкин А.В. Два ранних произведения В.А. Покровского и их архитектурный контекст // Архитектурное наследство. Вып. 55. М., 2011. С. 282-305.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.