ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Турино. Колокольня церкви Воскресения Христова.


Турино. Колокольня церкви Воскресения Христова
Колокольня. Не действует.  
Престолы:Воскресения Христова
Год постройки:не ранее 1747.
Адрес:
Кировская обл., Лузский р-н, с. Турино

Координаты: 60.673687, 47.095039



Колокольня церкви Воскресения Христова, Руины колокольни Воскресенской церкви<br>, Турино, Лузский район, Кировская область
Руины колокольни Воскресенской церкви
Dmitry Zonov
8 сентября 2016



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  13 мая 2019

Современное местоположение: д. Турино, Лузский р., Кировская обл. Историческое местоположение: Устюжский уезд, Вологодская губерния.

В окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года упоминалась "Туриной горы" церковь Воскресения Господня.В 1762 г. на средства тобольского купца Свиньина построена Воскресенская церковь, каменная, с тремя престолами. Местоположение: на 1755 год - "Турина гора", в Сольвычегодском уезде; на 1859 год - погост Туринский Воскресенский (Турино), во 2-м стане Устюжского уезда, при р. Лузе. В 1788 г. в приходе числилось 679 человек, в 1868 г. - 803. Эта церковь принадлежит к очень древним церквам епархии. Она несомненно существовала в XVI веке, а может быть и ранее. В числе собранных местным священником Михаилом Левитским (который достоин великой похвалы за это собрание) старинных документов (свитков) есть один особо ветхий, от 1625 года, именно грамота митрополита Ростовского, Ярославского и Великоустюжского Варлама Воскресенскому с Лузы попу Даниилу уезда Соли-Вычегодской волости Ратмеровской – о построении новой церкви Воскресенской, так как старой храм ветх. Надо думать, что старый храм стоял около столетия, и неизвестно, был ли он первым в приходе.

Начало грамоты читается так: «В нынешнем во 133 году марта в 22 день били нам челом Соли-Вычегодского уезда Ратмеровской волости с Лузы Воскресенскаго приходу с Туриной Горы церковный староста Ивашко Мелентьев и во всех крестьян того приходу место. А сказали, что у них храм Воскресение Господа нашего Иисуса Христа ветх и служити в нем нельзя, и нам бы их пожаловать: велети на тот храм вново лес ронити и новую церковь воздвигнути во имя Воскресения Господа нашего Иисуса Христа на старом месте. И как к тебе ся наша грамота предет, и ты-б поп по нашему благословению на ту новую церковь велел лес ронити, а как лес изготовят, и ты-б тот старой храм велел разобрать и скласти во единое место и огородити, чтоб отнюдь никоторая нечистота не прикасалась. А как старой храм разобрав складут и огородят и ты-б то церковное место велел очистить. А как церковное место очистят, и ты-б ту церковь велел обложити, а на основание святые Божии церкви говорил литвы и пел молебны и воду святил и святою водою церковное место кропил. А как церковь обложат и совершат церковное строение сполнять, и ты-б поп Данило по нашему благословению взял в Ростове у соборного Пречистенского протопопа Тимофея с братиею на освящение святыя Божия церкви наше благословение - святый антимис – и призвал бы еси Соли-Вычегодския соборнаго протопопа или попа да диакона соборнаго да тот храм освятили и Божественную леторгею соборне служили». Далее идут обычныя фразы каким святым и за кого молиться и сколько времени. Более древние документы найденные о. Михаилом от 1615, 1621 и 1622 годов. Они относятся не к истории церкви, как здания, а к истории приходской жизни. Первый документ – 1615 года апреля 8, - есть явочная челобитная – Устюжского посадского человека извощика Гуляя Васильева на жителя Лальского стану некоего Гурия. И по старинной форме писана на царское имя и заканчивается просьбою о том, чтобы «явочка и челобитье принятии и записати церковному старосте Воскресенского приходу Туровецкого Ондрею Ортемьеву Грихневу и на время поблюсти». Эта просьба, чтобы церковный староста принял, записал и похранил «явку» характерная черта приходской жизни XVII века.

Проф. М. Богословский пишет: «помимо своей прямой обязанности – управлять церковным хозяйством – церковные старосты участвуют во множестве дел совершенно не церковных. Иногда церковный староста является в то же время и земской властью, и оба эти значения совпадают в одном и том же лице, как и в самом приходе совпадают земская областная единица с церковной.Церковный приход формируется иногда раньше волости; в нем долго назревает будущая земская организация, и пока эта единица не обзавелась земскими властями, роль земской власти в ней выполняет церковный староста. Церковным старостам подаются «явки», заявления по всякого рода правонарушениям» (Земск. самоупр. т. II, 43 – 44). Найденная о. Михаилом явка следующего содержания: «Царю, государю и вел. кн. Мих. Феод. на Руси бьет челом и являет твоя Государева сирота Устюжанин посадской человек Гуляйко Васильев сын извощик Усольского (т.е. Сольвычегодского) уезда Лальского стану на Гурея, а отцу ево имени не ведаю, толко ево на лицо знаю. Взял, Государь, тот Гурей Лалатенин нынешняго 123 году Великого поста вербново воскресения в пятницу на шестой неделе в подводы две лошади по Лальсково и на тех лошадях тот Гурей с товарищи своими по роспуте по сторонам гонял сильно для вина верст за десять и больше, и те лошади в конец погубил и з-голоду заморил и с сынишки моего Сергея зипун снял да дугу взял, и парнишко мое и с лошадми на дороге хотел з-голоду и холоду без зипуна помереть от того Гурея, и ныне, Государь, неведомо те лошади живы будут или не живы, и покупая корм дорого, в кабалы займучи из великих ростов; а те наши убытки будут в исковой челобитной написано: зипун и за корм деньги и за лошадей Милостивый царь, государь и в. кн. Мих. Федор. всея Руси, смилуйся, пожалуй меня сироту свою, вели Государь, сию мою явочку и челобитие принятии и записати церьковному старосте Воскресенского приходу Туровецкого приходу Ондрею Ортемьеву сыну Грихневу и на время поблюсти. Царь, Государь и в. кн. Мих. Федор. всея Русия, смилуйся, пожалуй».

На обороте челобитной сделана помета: «Дана явка нынешнего 123 году апреля в 8 день». Второй документ – 1622 года февраля 9 – есть тоже явочная челобитная крестьянина Усольского уезда Ратмеровской волости Максима Афанасьева на бывшаго дьяка той же церкви Василья Савинова сына попова следующего содержания: «деялося, Государь, о сей год, помер у меня Максимка отец мой Афанасий о Рождестве Христове и после отца моего, Государь слых меня Максимка доходит от сторонних людей, что тот Василей дьяк своим безделием и умышленьем похваляется и сказывает: есть де у меня и на Афанасия кабала в пятнацети рублех. А мне, Государь, Максимку, отец мой Афонасей при своей смерти на собя никаких кабал ни у ково не сказывал, ни у ково нигде. А тот дьяк Василей угрожает тем своим бездельем – кабалами озорными, что сведал: отца моего не стало, помер, и хотя, Государь, меня Максимка тот дьяк Василей испродати, изубытчити своим безделием и грезами». Явка опять заканчивается просьбою: «вели Государь, сю явочку принятии и подписати, на время поблюсти Ратмеровской волоти Турины Горы Воскресенского приходу Ивана Милентьева сыну». Помета наобороте явки сделана такая: «130 году февраля в 9 день дана ся явка старосте церковному Ивану Мелентьеву». Из этого и из следующего документа видно, что Иван Мелентьев был церковным старостою уже за три года подачи челобитной о построении новой церкви.

http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=966



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.