ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Манява. Манявский скит.


Манява. Манявский скит
Скит. Действует.  
Год основания:не ранее 1612.
Адрес:
Украина, Ивано-Франковская область, Богородчанский район, с. Манява.

Координаты: 48.65515, 24.393634
Проезд:из Богородчан общ. или личным транспортом; из Надворной дорога короче, но значительно хуже.





Манявский скит, , Манява, Ивано-Франковский район, Украина, Ивано-Франковская область
Дмитрий Васильков
15 августа 2010
Манявский скит, , Манява, Ивано-Франковский район, Украина, Ивано-Франковская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
15 апреля 2012
Манявский скит, , Манява, Ивано-Франковский район, Украина, Ивано-Франковская область
Дмитрий Васильков
15 августа 2010
Манявский скит, , Манява, Ивано-Франковский район, Украина, Ивано-Франковская область
Дмитрий Васильков
15 августа 2010
Манявский скит, , Манява, Ивано-Франковский район, Украина, Ивано-Франковская область
Дмитрий Васильков
15 августа 2010
Манявский скит, , Манява, Ивано-Франковский район, Украина, Ивано-Франковская область
Дмитрий Васильков
15 августа 2010
Манявский скит, , Манява, Ивано-Франковский район, Украина, Ивано-Франковская область
Дмитрий Васильков
15 августа 2010
Манявский скит, , Манява, Ивано-Франковский район, Украина, Ивано-Франковская область
Дмитрий Васильков
15 августа 2010
Манявский скит, , Манява, Ивано-Франковский район, Украина, Ивано-Франковская область
Дмитрий Васильков
15 августа 2010
Манявский скит, , Манява, Ивано-Франковский район, Украина, Ивано-Франковская область
Дмитрий Васильков
15 августа 2010
Манявский скит, Фото на польском сайте http://www.fototeka.ihs.uj.edu.pl/navigart/node/24356<br>, Манява, Ивано-Франковский район, Украина, Ивано-Франковская область
Фото на польском сайте http://www.fototeka.ihs.uj.edu.pl/navigart/node/24356
Т.
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 августа 2011

В 1611 г. была срублена первая келья. В 1612 г. построена первая деревянная церковь. В скором времени срублено еще несколько келий и хозяйственных построек. В 1619 г. была построена более обширная Воздвиженская церковь. В 1676 г. монастырь разрушили турки. Новая отстройка проводилась по указу русского царя Федора Алексеевича. В 1681 г. построена новая крестовая в плане деревянная Воздвиженская церковь. В 1698 — 1706 гг. интерьер был украшен станковой живописью, выполненной артелью художников под руководством И. Кондзелевича. После закрытия монастыря Воздвиженскую церковь перенесли в Надворную (сгорела в 1914 г.). С конца XVIII в. монастырь запустел, начал разрушаться.

Монастырь представляет собой ансамбль каменных и деревянных построек, обведенных высокой каменной стеной с башнями. Трехъярусная, квадратная в плане, въездная башня замыкает северо-западную стену. Третий ее ярус служил колокольней. Башня перекрыта крестовыми сводами, завершена четырехгранным шатром с заломом. Ниши на фасадах украшены фресками. В центре северо-восточной стены расположена квадратная в плане двухъярусная с шатровым завершением башня. Перекрытия первого яруса балочные, второго — сводчатые, крестовые. Башня Высокая (сокровищница) расположена почти в центре юго-восточной стены. Башня в плане почти квадратная, завершена четырехгранным шатром с заломом. Вероятно, третий и четвертый кирпичные ярусы надстроены позднее. Перекрытия ярусов балочные и сводчатые. С юго-востока территорию скита замыкает прямоугольная в плане двухъярусная трапезная. Перекрытия балочные. Рядом с трапезной находились въездные ворота с башней. Деревянная церковь стояла между оборонной и Высокой башнями. На территории скита на запад от Высокой башни при стене находилась теплая Благовещенская церковь.

В 1970 г. началась консервация Манявского скита. Реставрационные работы проведены т 1972— 1980 гг. (архит. Л. М. Дмитрович). Отреставрированы и восстановлены оборонная, въездная, Высокая башни, трапезная, стены и их гонтовое покрытие, деревянные и каменные кельи. Во всех сооружениях памятника уделено большое внимание реставрации декоративных элементов. Проведены работы по консервации фресок (художники П. С. Лининскии, М. И. Вовк, А. Ф. Ерко).

Исторически сложившийся ансамбль, расположенный в окружении гор, с 1981 г. является филиалом Ивано-Франковского областного краеведческого музея.

Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 219, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 год


Т.  3 июля 2014

На окраине села Манява Богородчанского района Ивано-Франковской области возвышаются стены и башни знаменитого православного Крестовоздвиженского мужского монастыря, известного как Манявский Скит. Ни один памятник прошлых веков не окутан таким количеством легенд и преданий, как Скит.

Одна из легенд рассказывает, что Скит основан еще где-то в XIII в. монахами Киево-Печерского монастыря, которые шли вверх по карпатских реках, в поисках святой воды, и якобы нашли ее возле большого камня. Он и поныне называется Блаженным, а вода, вытекающая из-под него, - считается святой и целебной. Иван Франко, очевидно, знал эту легенду, потому что его Захар Беркут с одноименной повести в молодые годы учился лечению у скитских монахов.

Исторические источники свидетельствуют, что Скит основан в 1606 г. Это был сложный период в истории Западной Украины. После Брестского собора (1596 г.) здесь шла ожесточенная борьба между сторонниками унии и православия. Важную роль в этой борьбе играли монастыри.

Основание Скита связано с именем Ивана Княгинецкого (после пострига - Иова), современника и сподвижника известного украинского писателя полемиста Ивана Вышенского. О авторитете Скита свидетельствует тот факт, что в 1628 г. Киевский Собор предоставил ему звание прота - то есть председательствующего. Со временем к его протии принадлежало 556 монастырей. Выступал Скит и своеобразным духовным трибуналом, и цензором церковной литературы. Так, по его решению было сожжено книгу Кирилла Транквилиона Ставровецкого "Зерцало Богословия".

Славился монастырь школой хорового партесного пения с развитым пятилетним нотописанням. Об этом подает широкие данные исследовательница из Болгарии академик Елена Тончева в книге "Монастырь Большой Скит - школа Болгарского распева", вышедшей из печати еще в 1981 г. За почти 200-летний период своего существования Манявский скит был непримиримым противником унии, выступал за чистоту украинского православия. Его поддерживали киевский митрополит Петр Могила, молдавские правители, Львовское ставропигиальное братство, украинская шляхта и население, оказывающее сопротивление унии и полонизации. Особенно тесные связи поддерживали с львовскими братчиками, от которых монастырь получал денежную помощь, богослужебные книги, которые печатались в типографии, основанной первопечатником Иваном Федоровым.

Скит также поддерживал связи со всеми православными странами, в частности с Московским государством. Уже в 1628 г. два монаха Ионакий и Гедеон ездили в Москву за милостыней. В 1643 г. монастырь получил от российского царя Алексея Михайловича богослужебные книги. Есть сведения, что там были и русские, и даже поселялись здесь. В 1646 г. постригся в монахи Матвей Григорьевич Доменков "рода и земля Московские", а уже в 1650 г. он как скитский монах ездил в Москву по милостыню. В 1656 г. Богдан Хмельницкий дал проездные грамоты двум великоскитским монахам Григорию и Ивану, едущим в Москву, ездили в белокаменную монахи и в последующие годы.

Быть похороненным на монастырском кладбище считалось за большую честь. Поэтому приговоренный к смертной казни поляками за участие в восстании гетман Иван Выговский в своем завещании просил похоронить его в стенах Великоскитской обители. Было ли выполнено завещание гетмана, остается тайной. Некоторые исследователи истории Скита считают, что герой разгрома 100-тысячной московской армии под Конотопом 8 июля 1659 г., вместе с женой, которая умерла, узнав о казни мужа, нашли свое вечное пристанище на монастырском кладбище.

Монастырские здания расположились на небольшой плоскости у подножья отвесной горы Вознесенки и скалистым обрывистым берегом реки Багерс. Оборонительные стены с тремя башнями и многочисленными бойницами для ручного огнестрельного оружия построили из местного камня опытные львовские мастера. Главная трехэтажная монастырская башня, известная как "сокровищница" (высота 27.7 м), царила над всеми зданиями и могла обороняться самостоятельно. Все монастырские сооружения соединялись между собой многочисленными подземными ходами. Под стенами обители не раз появлялись татарские наездники, но взять ее ни разу им не удавалось. Однако Скит не избежал злой судьбы. Вторая половина XVII в. была временем многочисленных польско-турецких войн. В 1672 г. турки захватили сильную Каменец-Подольскую крепость, прикрывавшую западноукраинские земли с юга. Через четыре года Прикарпатье претерпело вторжение 300-тысячной турецкой армии.

Нападавшие атаковали Станиславскую крепость и Пневский замок, завоевали 13 галицких замков. Отдельный турецкий отряд, отделившись от главных сил, напал на Скит. Почти все спрятавшиеся за его стенами погибли. Нападавшие ограбили и сожгли обитель. Тогда в огне погибла большая скитская библиотека, заложенная еще Иовом Княгинецким, а в ней немало ценных книг и документов.

В 1772 г. состоялся первый раздел Польши, согласно которому Галичина перешла под власть Австрии, и император Иосиф II ввел ряд реформ, направленных на укрепление государства, в частности ограничил привилегии и католической церкви. Он закрывал монастыри, проводил секуляризацию монастырских земель. Не обошла эта судьба и Скит Манявский, остававшийся единственным оплотом православия во всей Галичине и закрытия которого католическое духовенство требовало постоянно. Цесарским декретом 1785 г. монастырь был закрыт. Рассказывают, что правительственные комиссары приехали в Скит, когда шла Служба Божья в Вознесенской церкви. Прервав богослужение, зачитали братии императорский декрет. Монахи, собравшись вместе, взяли только крест и Евангелие и с пением молитв покинули обитель.

По преданию здесь дважды являлась Богородица. Еще до Второй мировой войны в Ските на большой христианский праздник Рождества Крестителя (7 июля) отправлялись большие Богослужения. В последние годы эта традиция восстанавливается. И, что самое удивительное, начала вытекать вода из Блаженного камня.

Статья Михаила Максимюка (портал who-is-who.ua)


Марина Зуйкова  27 ноября 2018

Большой ценностью Манявского монастыря был монументальный Богородчанский иконостас, созданный в 1698-1705 гг. выдающимся украинским маляром-монахом Иовом Кондзелевичем. Шедевр украинского искусства состоял из шести рядов, в которых были размещены около ста икон разной величины – от миниатюр до более двухметровых, а его общая площадь составляла 13×11 м. Этот иконостас уникален тем, что в нем византийские традиции органично переплелись с западноевропейскими тенденциями конца XVII в., создав особую эстетику украинского барокко. Эта жемчужина украинского сакрального искусства чудом уцелела после многих лишений. Некоторое время иконостас находился в Богородчанах (нынешняя Ивано-Франковская область), отсюда его название – Богородчанский, в Вене и Варшаве. Благодаря греко-католическому митрополиту Андрею Шептицькому он был выкуплен и перевезен во Львов, где теперь и хранится, правда, пока в разобранном виде, в фондохранилище Национального музея.

Долгое время Манявский скит находился в руинах. Первые реставрационные работы здесь начались в 1970-1980 гг., когда скит стал историко-архитектурным заповедником. А восстановление именно монастыря началась после обретения Украиной независимости. В 1998 г. скит был возвращен монахам Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. От того времени полустертая мраморная надгробная доска первых игуменов монастыря со старославянскими письменами замироточила… Монахи считают такое явление свидетельством наличия в этом месте благодати Божией.

http://karpaty.polnaya.info/необычное/манявский-скит/


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  17 июня 2022

Манява - большое село в Богородчанском районе, расположенное на берегах речки Манявки, известно благодаря одной из наиболее прославленных христианских обителей Украины - Манявскому скиту. Скит расположен возле села в лесу над речкой. Следует немного подняться вверх по крутой дороге, как из лесной гущи вдруг появляются крепостные башни и церковные купола монастыря. Официальной датой основания монастыря (скита) считают 1611 год. В тот год здесь была срублена первая келья, а на следующий год здесь уже была возведена деревянная церковь. Основал сию обитель выходец из Афона монах Иов Княгинецкий из Тисменицы. Вместе с известным писателем-полемистом, родом из Судовой Вишни, Иваном Вышенским, он в своё время находился на греческом Афоне, поэтому основанный им скит называли "Руським Афоном". Впрочем, предание свидетельствует, что Иов не первый пришёл в Манявский скит.

В народе живёт память о двух монахах Киево-Печёрской лавры, которые в начале ХIII столетия, спасаясь от татарского нашествия, пришли в это урочище с далёких днепровских берегов. Окончательно монахи утвердились в своём выборе, когда им явилась Матерь Божья - на камне, который с того времени называется "Блаженным". Такое же явление произошло через 400 лет, после прихода на это благословенное место Иова Княгинецкого. Ныне к этому камню осуществляются постоянные паломнические поездки, к святыне и днём и ночью приходят и приезжают паломники, которые захотели побывать в этом святом уголке Украины. Воде, вытекающей тоненькой струйкой из-под камня, приписывают целебные свойства, ею лечат физические недуги, а также избавляются от злых духов и тёмных сил. Особый расцвет монастыря связан с предоставлением Манявскому скиту в 1620 году Константинопольским патриархом права ставропигии, т. е. самоуправления и независимости от местной церковной иерархии. Скиту в это время подчинялось более пятисот православных монастырей в Речи Посполитой, Молдавском княжестве и Румынии. Он имел статус трибунала при выборе львовских православных епископов и в издании церковных книг.

Авторитет монастыря был очень велик и среди католиков, его патронировали Потоцкие, а пожертвования, кроме Малороссийских гетманов, молдавских господарей, русских царей и просто православных благотворителей, делали также польские короли. Известно также, что въездная башня-колокольня была построена на средства, пожертвованные легендарным корсунским полковником С. Морозенко. Название Манявского монастыря тесно связано с легендарным гетманом Иваном Выговским. По одной из версии, именно на территории Манявского скита он должен был быть захоронен вместе со своей женой Еленой. Местонахождение погребения до сих пор не установлено.

Манявский монастырь неоднократно подвергался нападениям разных врагов. По этой причине в 1620-1621 гг. его обнесли оборонительной стеной с тремя башнями и многочисленными бойницами. Монастырские здания располагались на небольшой площади возле подножия отвестной горы Вознесенки и над скалистым обрывистым берегом речки Батерс. Главная трёхэтажная монастырская башня, известная как "сокровищница" (высота 22,7 м.), высилась над всеми зданиями и могла обороняться самостоятельно. Все монастырские сооружения соединялись между собой многочисленными подземными ходами. Под стенами обители не раз появлялись татарские конники, но захватить её не ни разу им не удавалось. Однако скит не избежал злой участи.

В 1676 году турки окружили Станиславскую крепость и Пнивский замок, а также захватили предварительно 13 галичских замков. Отдельный турецкий отряд, отделившись от главных сил, напал на скит. Почти все, кто спрятался за его стенами, погибли. Захватчики разграбили и сожгли обитель. Тогда же в огне сгорела большая скитская библиотека, основанная ещё Иовом Княгинецким, содержащая многочисленные ценные книги и документы. В 1724 году уже крымские татары разгромили монастырь после продолжительной осады. Он снова возродился, но в 1785 году был закрыт австрийскими властями. Говорят, что прежде чем выселиться из монастыря, монахи спрятали во многих помещениях многочисленные богатства.

Другое предание утверждает, что перед закрытием монастыря, монахи вытащили из винных погребов бочки с вином, которые привозили из молдовских монастырей, и щедро угощали всех желающих, чтобы, как повествует Юлиан Цеглевич, "после себя оставить память на долгие годы". Большой ценностью Манявского монастыря был монументальный Богородчанский иконостас, созданный в 1698-1705 гг. выдающимся малороссийским художником-иноком Иовом Конзелевичем. Шедевр в стиле украинского барокко состоял и шести рядов, в которых были размещены около ста икон разной величины - от миниатюр до более чем двухметровых, а его общая площадь составляла 13х11 м. Этот иконостас уникален тем, что в нём византийские традиции органически переплелись с западноевропейскими тенденциями конца ХVII столетия, создав особую эстетику украинского барокко. Эта жемчужина сакрального искусства чудом уцелела после многих скитаний. Определённое время иконостас находился в Богородчанах (отсюда и его название-Богородчанский), в затем в Вене и в Варшаве. Благодаря греко-католическому митрополиту Андрею Шептицкому он был выкуплен и ныне хранится в фондохранилище Национального музея.

Долгое время Манявский скит находился в руинах. Это случилось во время боевых действий в Первую мировую войну. После закрытия монастыря, деревянную Воздвиженскую церковь разобрали и перевезли в городок Надворная, где она и сгорела в 1914 году. Первые реставрационные работы здесь начались в 1970-х годах и продолжились в 1980-х годах, когда скитские строения стали историко-архитектурным музеем-заповедником. Реставрационные работы проводились и в 1990-х годах. В 1998 году скит был возвращён монахам Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. С того времени полустёртая мраморная надгробная плита первых игуменов монастыря со старославянскими письменами начала мироточить... Монахи считают такое явление свидетельством наличия в этом месте Божьей благодати.

Из книги-путеводителя: Тарас Палков "Замки Карпат. История и легенды". - Львiв, ТзОВ ПВП "Ладекс", 2009



Комментарии и обсуждение


Интересный факт: в 2003 году в Украине был выпущен почтовый блок, одна из марок которого посвящена Манявскому скиту, а вторая Карпатскому скиту.
7 апреля 2014, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Александр Богданов.