На окраине села Манява Богородчанского района Ивано-Франковской области возвышаются стены и башни знаменитого православного Крестовоздвиженского мужского монастыря, известного как Манявский Скит. Ни один памятник прошлых веков не окутан таким количеством легенд и преданий, как Скит.
Одна из легенд рассказывает, что Скит основан еще где-то в XIII в. монахами Киево-Печерского монастыря, которые шли вверх по карпатских реках, в поисках святой воды, и якобы нашли ее возле большого камня. Он и поныне называется Блаженным, а вода, вытекающая из-под него, - считается святой и целебной. Иван Франко, очевидно, знал эту легенду, потому что его Захар Беркут с одноименной повести в молодые годы учился лечению у скитских монахов.
Исторические источники свидетельствуют, что Скит основан в 1606 г. Это был сложный период в истории Западной Украины. После Брестского собора (1596 г.) здесь шла ожесточенная борьба между сторонниками унии и православия. Важную роль в этой борьбе играли монастыри.
Основание Скита связано с именем Ивана Княгинецкого (после пострига - Иова), современника и сподвижника известного украинского писателя полемиста Ивана Вышенского. О авторитете Скита свидетельствует тот факт, что в 1628 г. Киевский Собор предоставил ему звание прота - то есть председательствующего. Со временем к его протии принадлежало 556 монастырей. Выступал Скит и своеобразным духовным трибуналом, и цензором церковной литературы. Так, по его решению было сожжено книгу Кирилла Транквилиона Ставровецкого "Зерцало Богословия".
Славился монастырь школой хорового партесного пения с развитым пятилетним нотописанням. Об этом подает широкие данные исследовательница из Болгарии академик Елена Тончева в книге "Монастырь Большой Скит - школа Болгарского распева", вышедшей из печати еще в 1981 г. За почти 200-летний период своего существования Манявский скит был непримиримым противником унии, выступал за чистоту украинского православия. Его поддерживали киевский митрополит Петр Могила, молдавские правители, Львовское ставропигиальное братство, украинская шляхта и население, оказывающее сопротивление унии и полонизации. Особенно тесные связи поддерживали с львовскими братчиками, от которых монастырь получал денежную помощь, богослужебные книги, которые печатались в типографии, основанной первопечатником Иваном Федоровым.
Скит также поддерживал связи со всеми православными странами, в частности с Московским государством. Уже в 1628 г. два монаха Ионакий и Гедеон ездили в Москву за милостыней. В 1643 г. монастырь получил от российского царя Алексея Михайловича богослужебные книги. Есть сведения, что там были и русские, и даже поселялись здесь. В 1646 г. постригся в монахи Матвей Григорьевич Доменков "рода и земля Московские", а уже в 1650 г. он как скитский монах ездил в Москву по милостыню. В 1656 г. Богдан Хмельницкий дал проездные грамоты двум великоскитским монахам Григорию и Ивану, едущим в Москву, ездили в белокаменную монахи и в последующие годы.
Быть похороненным на монастырском кладбище считалось за большую честь. Поэтому приговоренный к смертной казни поляками за участие в восстании гетман Иван Выговский в своем завещании просил похоронить его в стенах Великоскитской обители. Было ли выполнено завещание гетмана, остается тайной. Некоторые исследователи истории Скита считают, что герой разгрома 100-тысячной московской армии под Конотопом 8 июля 1659 г., вместе с женой, которая умерла, узнав о казни мужа, нашли свое вечное пристанище на монастырском кладбище.
Монастырские здания расположились на небольшой плоскости у подножья отвесной горы Вознесенки и скалистым обрывистым берегом реки Багерс. Оборонительные стены с тремя башнями и многочисленными бойницами для ручного огнестрельного оружия построили из местного камня опытные львовские мастера. Главная трехэтажная монастырская башня, известная как "сокровищница" (высота 27.7 м), царила над всеми зданиями и могла обороняться самостоятельно. Все монастырские сооружения соединялись между собой многочисленными подземными ходами. Под стенами обители не раз появлялись татарские наездники, но взять ее ни разу им не удавалось. Однако Скит не избежал злой судьбы. Вторая половина XVII в. была временем многочисленных польско-турецких войн. В 1672 г. турки захватили сильную Каменец-Подольскую крепость, прикрывавшую западноукраинские земли с юга. Через четыре года Прикарпатье претерпело вторжение 300-тысячной турецкой армии.
Нападавшие атаковали Станиславскую крепость и Пневский замок, завоевали 13 галицких замков. Отдельный турецкий отряд, отделившись от главных сил, напал на Скит. Почти все спрятавшиеся за его стенами погибли. Нападавшие ограбили и сожгли обитель. Тогда в огне погибла большая скитская библиотека, заложенная еще Иовом Княгинецким, а в ней немало ценных книг и документов.
В 1772 г. состоялся первый раздел Польши, согласно которому Галичина перешла под власть Австрии, и император Иосиф II ввел ряд реформ, направленных на укрепление государства, в частности ограничил привилегии и католической церкви. Он закрывал монастыри, проводил секуляризацию монастырских земель. Не обошла эта судьба и Скит Манявский, остававшийся единственным оплотом православия во всей Галичине и закрытия которого католическое духовенство требовало постоянно. Цесарским декретом 1785 г. монастырь был закрыт. Рассказывают, что правительственные комиссары приехали в Скит, когда шла Служба Божья в Вознесенской церкви. Прервав богослужение, зачитали братии императорский декрет. Монахи, собравшись вместе, взяли только крест и Евангелие и с пением молитв покинули обитель.
По преданию здесь дважды являлась Богородица. Еще до Второй мировой войны в Ските на большой христианский праздник Рождества Крестителя (7 июля) отправлялись большие Богослужения. В последние годы эта традиция восстанавливается. И, что самое удивительное, начала вытекать вода из Блаженного камня.
Статья Михаила Максимюка (портал who-is-who.ua)