Церковь Покрова в Гробищево - хороший пример типичного для местной традиции храма кон. 18 в. в стиле раннего классицизма. Композиционно он во многом повторяет холодную церковь, однако совершенно иные пропорции делают здание более грузным (несмотря даже на отсутствие уширения трапезной). Двусветный четверик завершен аттиком с лежачими прямоугольными филенками, над которым прежде возвышались пять глав. Более узкий и низкий алтарь имеет выступы в центре и по краям, превращающие его скругленную с востока форму в почти пятигранную; такой же высоты трапезная с крутой двускатной кровлей и западным притвором-крыльцом, также покрытым на два ската, равна храму по площади.
Скромное убранство фасадов включает пилястры и лопатки между окон и на углах объемов, упрощенные антаблементы с поясом сухариков и разделку стен апсиды и трапезной прямоугольными филенками, вторящими аттику четверика. Прямоугольные и квадратные окна заключены в простые рамки. Более нарядно крыльцо, с трех сторон прорезанное крупными пологими арками, с полуколонками на углах устоев, архивольтами с замковыми камнями и фронтоном. Основное помещение храма перекрыто сомкнутым сводом, апсида - конхой, трапезная - полулотковым, а крыльцо - крестовым сводом.
Сохранившаяся на своде и западной стене клеевая живопись - интересный образец росписи 1-й трети 19 в. в стиле барокко. На лотках свода расположены четыре большие композиции в фигурных обрамлениях. Иконография "Покрова" и "Успения" восходит к традициям 17 в.; для "Новозаветной Троицы" и "Коронования Богоматери" образцами послужили западные иллюстрированные Библии (любопытная деталь в последней сцене - небесный свод, трактованный в виде конхи с кессонами и розетками). На западной стене расположено "Взятие Христа под стражу" с характерным для барокко диагональным построением композиции. Легкий витиеватый гризайльный орнамент на ребрах свода и в обрамлениях композиций включает стилизованные раковины, картуши, виноградные лозы.
Колокольня - одно из лучших в области ярусных шатровых сооружений подобного типа, продолжающее традиции местной архитектуры 17 в. с отдельными барочными деталями. Объемная композиция отличается особым вертикализмом. Нижний ярус в виде высокого четверика со скругленными по-барочному углами несет почти такой же по размерам восьмерик с двойным постаментом и звоном, над которым взмывает вверх стройный шатер с четырьмя рядами слухов и маленькой главкой. У нижнего яруса, завершенного карнизом, грани дополнены по краям пилястрами на пьедесталах. На углах столпа восьмерика - плоские, огибающие лопатки, его постамент украшен филенками, в завершении проходит карниз. Последовательно уменьшающиеся слухи шатра имеют разную форму и заключены в наличники, что придает венчающей части особую нарядность.
Внутри ярусов - плоские деревянные перекрытия с лестницей к звону.Церковноприходская школа - характерный пример сельского учебного заведения рубежа 19-20 вв. Одноэтажное, прямоугольное в плане здание с вальмовой кровлей вытянуто вдоль площади и обращено к ней главным фасадом в семь окон. Скромное внешнее убранство составляют лопатки на углах и между третьим (справа) и четвертым окнами главного фасада, карниз с крупными городками и рамочные наличники прямоугольных окон, подчеркнутые побелкой на фоне краснокирпичных стен.
Беляев, 1863, с. 154; ИАК, 1909, вып. 31, с. 227; Холмогоровы, 1912, вып. 5, с. 174. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 499-503