ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Гагарино. Церковь Рождества Христова.

Христорождественская церковь


Гагарино. Церковь Рождества Христова
Церковь. Не действует.  
Престолы:Рождества Христова
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Адрес:
Россия, Липецкая область, Лев-Толстовский район, село Гагарино

Координаты: 53.342071, 39.701259



Церковь Рождества Христова, Общий вид с юго-востока<br>, Гагарино, Лев-Толстовский район, Липецкая область
Общий вид с юго-востока
Юдаев Игорь
27 сентября 2019
Церковь Рождества Христова, Восточный фасад<br>, Гагарино, Лев-Толстовский район, Липецкая область
Восточный фасад
Юдаев Игорь
27 сентября 2019
Церковь Рождества Христова, Вид с северо-запада<br>, Гагарино, Лев-Толстовский район, Липецкая область
Вид с северо-запада
Юдаев Игорь
27 сентября 2019
Церковь Рождества Христова, Западный фасад<br>, Гагарино, Лев-Толстовский район, Липецкая область
Западный фасад
Юдаев Игорь
27 сентября 2019
Церковь Рождества Христова, Общий вид с юго-запада<br>, Гагарино, Лев-Толстовский район, Липецкая область
Общий вид с юго-запада
Юдаев Игорь
27 сентября 2019



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Alex1980  9 июня 2016

В документах 1680 г. упоминается находившееся в среднем течении р. Ягодная Ряса поместье князей Гагариных, по фамилии которых и получило впоследствии свое название село. Согласно историческим документам, поселение было основано служилыми людьми. Сложилось оно из двух населенных пунктов: деревни Новопокровское, Серпетчино тож и с. Никольское, Гагарино тож, расположенных по обоим берегам р. Ягодная Ряса. Последнее называлось так по деревянному храму святителя Николая Чудотворца, построенному в 1775 г.

По данным на 1802 г., в с. Гагарино насчитывалось 37 дворов, а в них 151 мужчин и 144 женщины. В приходе Никольской церкви значилось сц. Покровское, Зыково тож, а в нем дворов 81, мужчин 378, женщин 378, а также д. Новопокровская с 18 дворами, а в них 90 мужчин и 102 женщины.

В 1818 г. помещик майор Лев Кузьмич Рогозин просил в вотчине своей, «состоящей здешней епархии Раненбургской округи в селе Никольском, Гагарине тож имеется однопредельная деревянная церковь во имя Чудотворца Николая, которая хоть и крепка и к продолжению службы способна, но как имею усердие в оном селе вместо оной деревянной церкви вновь выстроить во имя Христа Спасителя с пределом Николая Чудотворца своим иждивением каменную, то прилагаю к прошению план и фасад. Покорнейше прошу дозволить, и вместо упоминаемой деревянной построить каменную церковь».

В марте того же 1818 г. последовал указ Рязанской духовной консистории о разрешении строительства и выдаче антиминса в новую церковь, который 13 августа 1819 г. получен благочинным. В мае 1824 г. новый благочинный доносил священноначалию, что «майор Рогозин по своему произволу преуготовил канавы и грунт к зачатию клажи каменной церкви разстоянием от деревянной не менее пятидесяти сажен, против предписания указа». По указу Консистории было проведено дознание, и вопрос рассматривался Раненбургским земским судом, который отметил, что выбранное Рогозиным место более удобное и красивое, церковь в центре села, на правой стороне ручья, чтобы доступ был всем, и смотрелась церковь добротно и величаво, в восьмидесяти саженях от господского дома; и строит помещик на свои средства и в настоящее время уже вывел стены на три аршина выше фундамента! В результате дело было закрыто и сдано в архив.

Как сказано в четвертом томе (стр. 227) «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской Епархии» священника Иоанна Добролюбова, в 1825 г. старая деревянная Никольская церковь сгорела во время пожара, а в 1828 г. окончена постройка каменной церкви. Освящение ее в честь Рождества Христова состоялось 18 ноября 1828 г. Придельный алтарь освящен во имя святителя Николая Чудотворца. Каменная колокольня построена одновременно с церковью, а в 1879 г. перестроена помещиком Львом Кузьмичем Рогозиным. Храм с трех сторон был окружен каменной оградой, а с четвертой – садом. В настоящее время на месте сада растет чудом сохранившаяся одна яблоня.

По данным клировой ведомости за 1850 г., причт Христорождественского храма состоял из священника, дьячка и пономаря. Земли при храме состояло: усадебной – 3 дес., сенокосной 6 дес., пахотной 30 дес. Дома у священно- и церковнослужителей собственные деревянные на церковной земле. В приходе числилось 143 двора, 602 мужчин и 630 женщин.

В конце 19 столетия в должности церковного старосты при Христорождественском храме состоял местный землевладелец пионер – поручик Лев Александрович Тарасов. Им была переделана колокольня. В1869 г. он пожертвовал в пользу храма «3000 руб. с тем, чтобы из процентов от сих денег 125 руб. ежегодно поступали в пользу причта за помин родственников Тарасова, а остальные 25 руб. – в пользу церкви». А в 1890 г. он пожертвовал храму церковные принадлежности на 600 рублей. В 1893 году его трудами устроен новый иконостас, а старый передан в церковь с. Гагино для строящейся школы, в которой решено было устроить церковь. В 1895 г. причту и церковному старосте с. Гагарино разрешено на средства церковного старосты оштукатурить наружные стены храма и приобрести колокол весом в 150 пудов.

Вот ее описание из книги А.Ю. Клокова и А.А. Найденова «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой Епархии: Чаплыгинский район, Лев – Толстовский район» /стр. 392/: «По описанию из страховой оценки 1910 года «Христорождественская церковь кирпичная, снаружи и внутри оштукатурена, внутри окрашена частью масляной, частью клеевой краской. Кровля железная зеленого цвета.

Размеры церкви: 13 ½ саж., наибольшая ширина 5 ½ саж., высота до верха карниза 4 саж. На церкви одна большая глава, больших окон 12, дверей наружных, обитых железом 3. Главный иконостас длиной 11 арш., высотой 13 арш., оценен в 2000 руб. В приделе иконостас 12 арш., высотой 4 ½ арш., оценен в 500 руб. Церковь отапливалась 2 печами Унтермарка и 2 печами системы Гелиос. Колокольня церкви в 3 яруса, высотой до верха карниза 7 саж. Церковь построена в 1826 году. Оценена в 13000 руб. Дом священника с восточной стороны в 80 саж.

При церкви была построена в 1903 году сторожка кирпичная в 3 1/8 саж. на 2 2/3 саж., высотой 1 ½ саж. При храме находилась церковно – приходская школа, впервые упоминаемая в 1892 году, для которой в 1907 году было построено отдельное здание размером 7 саж. на 4 саж. на средства генерал – майора Л. А. Тарасова».

По воспоминаниям учительницы Нестифоровой Н.Я., купол храма представлял собой большую луковицу. Это видно на фотографии, сделанной в 1952 году. Видно, изначально купол храма имел шлемовидную форму.

По данным клировой ведомости за 1915 г., причт храма составляли священник и псаломщик, которые получали жалование 294 руб. и 98 руб. соответственно. Кружечных доходов было собрано 600 руб. Другим источником содержания причта служили проценты с ценных бумаг, пожертвованных храму в разное время. Земли при храме было: усадебной вместе с погостом 5 дес. 1600 кв. саж., пахотной 33 дес., сенокосной 4 дес. В это время в церковно-приходской школе обучались 48 мальчиков и 26 девочек.

В должности старосты храма с 1899 г. состоял подполковник Николай Львович Тарасов. В приходе числились: в с. Гагарино 118 дворов, в них 369 мужчин и 384 женщин; в дер. Желябово 71 двор, в них 229 мужчин и 278 женщин, а всего 190 дворов, в них 598 мужчин и 662 женщины.

В 1919 г. в Христорождественском храме были золотые и серебряные изделия, из них – два креста, два потира, два дискоса, две лжицы, ковчег, дароносица, кадило, два ковша. А уже 4 мая 1922 г. из храма было все (10 культовых предметов) изъято весом 5 футов 62 золотника. До закрытия в церкви с. Гагарино хранились две пушки, из которых по религиозным праздникам делались холостые залпы. Местное предание гласит, что появились они в селе в 1703 г., когда через Гагарино проезжал в Воронеж государь Петр Алексеевич. Для встречи его были вызваны из Раненбурга два взвода солдат с пушками, предназначенными произвести салют. Да так эти пушки в селе и остались.

Из письма М.И. Елисеева: «Мой отец, вернувшись с империалистической войны в 1917 году, оставался приверженцем религиозных обрядов. Он на Пасху руководил организацией пасхальных салютов во время крестного хода. Вот в один пасхальный вечер, полагаю это был 1926 год, салют производился из пушек времен Петра I, которые стояли по углам паперти и заряжались с дула, а выстрел производили поджиганием фитиля, смоченного керосином. По всей видимости, очень туго набили пыжи, а пушка старая, при выстреле содержимое пошло не через дульную часть, а через казенную. Отцу всю щеку засыпало порохом».

С апреля 1929 г. началось массовое закрытие православных храмов. 15 мая 1932 г. была объявлена «безбожная пятилетка»: «К 1 Мая 1937 года имя Бога должно быть забыто».

Из воспоминаний М.И. Елисеева: «Бурным было это время – время «борьбы» с религией. Запомнилась единственная Пасха, когда с началом вечерней службы молодежь собралась на противоположной стороне от церкви, где перед вечерней службой приезжие артисты – гимнасты устроили свое представление, в том числе с пением песен. Оно длилось вплоть до крестного хода. Вторым событием был сброс колоколов с колокольни при большом стечении народа, особенно молодежи. После этого в церкви был устроен клуб со сценой и балконом. Я в этом клубе был всего один раз. Во всяком случае, при мне драмкружок школы в церкви не выступал. Население отрицательно относилось к развалу церковных устоев и «инициаторов» погрома именовали «нехристями», потерявшими совесть».

В 1932 г. верующие с. Гагарино «учитывая настоятельное требование рабочих совхоза», добровольно передали помещение церкви для культурных целей. Основными аргументами послужили «необходимость устройства клуба и наличие средств на переоборудование церкви». После закрытия здания (1937 г.) храм долгое время использовался местным хозяйством в качестве мастерской по ремонту тракторов, автомашин. Там было размещено сварочное и токарное, а в самом алтаре – кузнечное оборудование совхоза «Гагаринский».

В 1993 г. было принято решение о возвращении Христорождественского храма верующим, он был передан Воронежско-Липецкой епархии. Датой регистрации стало 11 ноября 1999 г.

История храма будет неполной, если мы не вспомним священнослужителей, чей подвижнический труд созидал приход, на чей молитвенный подвиг откликались благочестивые жертвователи. Священно- и церковнослужители храмов святителя Николая Чудотворца и Рождества Христова:

Священники: Лукьянов Иоанн – 1786-1797 гг., Иоакимов Тимофей – 1797-1826 гг., Иоаннов Ермил – 1826-1830 гг., Добромыслов Григорий – 1830-1882 гг., Вяземский Иоанн – 1882-1898 гг., Русанов Иоанн – 1898-1899 гг., Розанов Леонид – 1899-1915 гг., Кузовлев Павел – 1917-1928 гг.

Дьячки: Александров Николай – 1793-1805 гг., Кирилов Алексей – 1803-1815 гг., Никольский Тимофей Васильевич  – 1816-1850 гг., Кореннов Дмитрий Григорьевич – 1863-1873 гг.

Пономари: Тимофеев Евфим – 1794-1815 гг., Дмитриев Павел – 1780-1805 гг., Тимофеев Андрей – 1819-1820 гг., Миролюбов Иван Андреевич – 1822-1870 гг.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.