Данные на 1905 год:
"Село Казаки одно из больших и сравнительно промышленных сел всего уезда, находится на востоке от г. Орла в 185 верстах и на запад в 15 верстах от уездного г. Ельца. От соседних сел оно разделено 7 верстным расстоянием: на юге от него лежит село Афанасьевское, на юге-востоке – Рябинки, на север – Домовины и на северо-восток Телегино.
Все село раскинулось по большой котловине и на сильно возвышенных берегах небольшой реки Воргла, преимущественно на правой стороне её. Кроме Воргла село прорезается течением еще двух речек – Хомутца и Свиной, из которых последняя представляет почти ручей. Во время весеннего разлива эти три реки сильно затапливают (неразб.) места села и надолго образуют в них сплошную трясину, что создает неблагоприятные условия для здоровья местных жителей. Реки обильно питаются множеством ручьев, текущих из ключей береговых гор. В селе имеется много натуральных и копаных колодцев с чистой и приятной на вкус водой. Почва везде черноземная и плодородная.
Доходные статьи для жителей составляют частные и общественные мельницы на реках Воргле и Хомутце, заливные луга, большие каменоломни, по соседству с которыми добывается песок высокого качества. Кроме того, в небольшом расстоянии от села находится принадлежащий крестьянам лес, занимающий площадь в 900 десятин, известный под названием Хомутова. С именем этого леса связана масса легендарных сказаний в народе о живших в нем разбойниках и их зверствах над запоздалыми путниками. В основе этих сказаний лежит немалая доля правды. Здесь в былую пору процветали грабежи с убийствами, что хорошо было известно жителям окрестных сел, которые страшились поздней порой проезжать дремучий Казацкий лес, растянувшийся с вековыми почти непроходимыми чащами и оврагами на несколько верст. Теперь этот лес значительно вырублен и в большей части своей представляет кустарники, по местам разделенные большими участками пахотной земли. Для жителей с. Казаков лес доставляет большое подспорье в их хозяйстве в виде сена, дров на топку и строевых деревьев.
К указанным чисто природным удобствам села Казаков нужно еще прибавить, что в двух верстах от него находится станция того же имени Юго-Восточных жел. дорог, ведущих от Орла к узловой станции Грязи. Вблизи станции Казаков через р. Воргол перекинут железно-дорожный мост, редкий по своей величине и высоте среди подобных-же мостов. С полотна железной дороги и особенно с моста открывается живописный чисто-швейцарский вид имения г. Варгунина, которое амфитеатром расположено на берегу реки.
Земли, на которой теперь лежит с. Казаки и которой владеют местные жители, принадлежали некогда казакам Елецкой Александровской слободы, имеющим здесь свои выселки с церковью во имя Великомученика Георгия, как это значится в старинной выписи на земельные казацкие владения 1692-93 г.г. Здесь прямо сказано, что «оные казаки пользовались сеном около лесу Хомутова … и по реке по Варглу и по Хомутцу», а между владельцами перечисляются такие фамилии казаков, которые особенно распространены среди теперешних жителей с. Казаков. Что теперешняя земля крестьян с. Казаков со всеми угодьями когда-то принадлежала казакам Александровской Елецкой слободы, всего яснее доказывается земельными планами, общими для жителей Александровской слободы и с. Казаков, и участием крестьян слободы Александровской во владении мельницею в с. Казаках на р. Воргле. Отсюда ясно, что с. Казаки сначала было простыми казачьими хуторами или выселками из Елецкой Александровской слободы, а потом с течением времени казаки переименовались в крестьян-однодворцев, поселок постепенно разросся и образовалось целое село, получившее название по роду службы и званию своих первых насельников.
Сведения о первоначальных жителях села, давших ему свое имя, со временем забылись и отошли в область преданий, и только название села напоминает его жителям об их предках-казаках. С своим настоящим именем село Казаки упоминается в первый раз в письменных документах под 1628 годом: в отказных книгах этого года с. Казаки записано в числе владений Елецкого Троицкого мужского монастыря, от которого оно потом перешло во владение казаков Александровской слободы. На это есть ясные указания даже в документах, сохранившихся с 1780 года в церковной ризнице с. Казаков. На копиях метрических книг, выдававшихся из Елецкого Духовного Правления, писалось в заглавном листе так: « 1780 года Генваря дня книга, книга выданная из Елецкого Духовного Правления г. Ельца Александровской слободы Георгиевской церкви». В 1782 г. написано гораздо определение: г. Ельца Александровской слободы на р. Воргле …» а с 1786 года в той же копии уже начали писать: «Елецкой округи с. Казаков Георгиевской церкви …». Все это с достаточною определенностью говорит за первоначальное происхождение села и его названия.
В настоящем своем виде приход села Казаков представляет собою одно скученное большое селение, в состав которого входит лишь небольшая еще деревня Зубова, находящаяся в 3 верстах от села. Прихожане – исключительно крестьяне, хотя в прежнее время было много дворян – помещиков, ныне разорившихся, а временно проживают в селе лица других сословий, напр., купцы, мещане и др.
В приходе оставил по себе благодарную память Елецкий купец Иван Григ. Хренников, умерший в 1900 году. Он больше 30 лет арендовал на р. Воргле казацкую общественную мельницу и с 1875 по 1885 г. состоял церковным старостою. За это время он на личные средства устроил вокруг церкви каменную, с железными решетками между столбами, ограду, стоившую около 7 тысяч рублей, заботился о благоукрашении храма и делал ценные пожертвования. В церковь им сделаны вечные вклады деньгами на сумму 2400 р.; проценты с 400 р. из них идут на церковь и причт, а с 2000 р. на содержание странноприимного дома, устроенного на средства прихожан. Благодаря этому, в странноприимном доме дается странникам не только кров и пища, но и чай.
Число прихожан в настоящее время восходит до 3060 д. м. п. и 3261 д. ж. п. Крестьяне занимаются хлебопашеством, а среди женского населения сильно развито искусство плетения кружев.
Близость к городу и фабрикам, открытие завода при станции «Казаки», требующего много рабочих рук, появление в селе неодобрительных лиц, - все это вредно действует на нравственность крестьян, особенно на молодое поколение, и развивает в них легкомысленное отношение к религии и пьянство. Устройство в приходе чайных нисколько не ослабляет пьянства. Народ в общем отличается леностью и небрежностью. Имея под руками свой камень, крестьяне не озаботятся выложить им низменные места в селе, которые во время половодья и после него буквально тонут в грязи, и тем затрудняют, а иногда даже совсем прекращают на время сообщения жителей. Заметным и трудно искоренимым суеверием в приходе является тризна по покойникам под праздники Рождества Христова и Крещения.
В настоящем виде существующая с 1803 года церковь села Казаков неизвестно когда построена раньше. Из хранящейся в храме грамоты Тихона 3-го, епископа Воронежского и Елецкого, от 17 марта 1786 г. видно, что прихожане просили построить вместо ветхого деревянного храма во имя Великомученика Георгия Победоносца каменный во имя Вознесения Господня с пределом Великомученика Георгия. Но когда это произведено в исполнение сведений нет. В 1831 году на средства помещика Ивана Егоровича Голостенова устроен в трапезе второй придел во имя Толгской Божьей Матери, освященный 3 ноября того же года. В 1842 году храм был увеличен распространением стен в настоящей, а в 1886 г. в трапезной части. Все три иконостаса по мере нужды возобновлялись и освящены: Вознесенский – 3 ноября 1874 г., Толгской – 26 ноября 1883 г. и Георгиевский – 11 октября 1886 г. В настоящей главной церкви иконостас пятиярусный, а в трапезе – трехъярусные. В 1902 году в церкви устроено паровое отопление. По этому теперь служение зимой совершается во всем храме, тогда как раньше главный предел Вознесения Господня на зиму затворялся.
В церкви есть чудотворная икона Толгской Божьей Матери, пожертвованная строителем иконостаса этого имени, помещиком Голостеновым. Из надписи на подаренной им же книге – от руки напечатанной службе Толгской Божьей Матери видно, что икона эта более 500 лет находилась в роде Голостеновых и была написана в год явления чудотворной иконы: святителю Трифону на р. Толге.
При церкви стоит двухэтажное здание с каменным низом для приема на ночлег странников, и с деревянным верхом, где помещается церковно-приходская школа. Здание построено и освящено в 1893 году.
Капитал церкви составляют два билета вечного вклада, 200 р. каждый, и билет 2-го внутреннео выйгрышного займа, проценты с которых идут на церковные нужды.
7-го июля 1883 года церковь посетил ныне покойный епископ Симеон, служивший здесь литургию, а в 1892 году – епископ Мисаил".