ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Казаки. Церковь Георгия Победоносца.

Свято-Георгиевская церковь


Казаки. Церковь Георгия Победоносца
Церковь. Действует.  
Престолы:Георгия Победоносца, Толгской иконы Божией Матери, Вознесения Господня
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1803 и 1842.
Адрес:
Липецкая область, Елецкий район, село Казаки

Координаты: 52.63029, 38.26474



Сортировка:

Церковь Георгия Победоносца, , Казаки, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
sasa_1941
9 марта 2024
Церковь Георгия Победоносца, , Казаки, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
sasa_1941
9 марта 2024
Церковь Георгия Победоносца, , Казаки, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
МОРПЕХ879
9 июля 2022
Церковь Георгия Победоносца, , Казаки, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
Валерий Чудинов
2 октября 2021
Церковь Георгия Победоносца, , Казаки, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
3 января 2014
Церковь Георгия Победоносца, , Казаки, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
3 января 2014
Церковь Георгия Победоносца, , Казаки, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
Илья Смирнов
22 апреля 2012
Церковь Георгия Победоносца, , Казаки, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
Илья Смирнов
22 апреля 2012
Церковь Георгия Победоносца, , Казаки, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
МОРПЕХ879
9 июля 2022
Церковь Георгия Победоносца, , Казаки, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
МОРПЕХ879
9 июля 2022
Церковь Георгия Победоносца, , Казаки, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
Татьяна Андреева
2 октября 2012
Церковь Георгия Победоносца, В храме еще идут работы по росписи<br>, Казаки, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
В храме еще идут работы по росписи
Татьяна Андреева
2 октября 2012
Церковь Георгия Победоносца, , Казаки, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
Татьяна Андреева
2 октября 2012
Церковь Георгия Победоносца, роспись купола<br>, Казаки, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
роспись купола
Татьяна Андреева
2 октября 2012
Церковь Георгия Победоносца, звонница<br>, Казаки, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
звонница
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
3 января 2014
Церковь Георгия Победоносца, , Казаки, Елецкий район и г. Елец, Липецкая область
Илья Смирнов
22 апреля 2012



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Владимир ЛыковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 октября 2011

Данные на 1905 год:

"Село Казаки одно из больших и сравнительно промышленных сел всего уезда, находится на востоке от г. Орла в 185 верстах и на запад в 15 верстах от уездного г. Ельца. От соседних сел оно разделено 7 верстным расстоянием: на юге от него лежит село Афанасьевское, на юге-востоке – Рябинки, на север – Домовины и на северо-восток Телегино.

Все село раскинулось по большой котловине и на сильно возвышенных берегах небольшой реки Воргла, преимущественно на правой стороне её. Кроме Воргла село прорезается течением еще двух речек – Хомутца и Свиной, из которых последняя представляет почти ручей. Во время весеннего разлива эти три реки сильно затапливают (неразб.) места села и надолго образуют в них сплошную трясину, что создает неблагоприятные условия для здоровья местных жителей. Реки обильно питаются множеством ручьев, текущих из ключей береговых гор. В селе имеется много натуральных и копаных колодцев с чистой и приятной на вкус водой. Почва везде черноземная и плодородная.

Доходные статьи для жителей составляют частные и общественные мельницы на реках Воргле и Хомутце, заливные луга, большие каменоломни, по соседству с которыми добывается песок высокого качества. Кроме того, в небольшом расстоянии от села находится принадлежащий крестьянам лес, занимающий площадь в 900 десятин, известный под названием Хомутова. С именем этого леса связана масса легендарных сказаний в народе о живших в нем разбойниках и их зверствах над запоздалыми путниками. В основе этих сказаний лежит немалая доля правды. Здесь в былую пору процветали грабежи с убийствами, что хорошо было известно жителям окрестных сел, которые страшились поздней порой проезжать дремучий Казацкий лес, растянувшийся с вековыми почти непроходимыми чащами и оврагами на несколько верст. Теперь этот лес значительно вырублен и в большей части своей представляет кустарники, по местам разделенные большими участками пахотной земли. Для жителей с. Казаков лес доставляет большое подспорье в их хозяйстве в виде сена, дров на топку и строевых деревьев.

К указанным чисто природным удобствам села Казаков нужно еще прибавить, что в двух верстах от него находится станция того же имени Юго-Восточных жел. дорог, ведущих от Орла к узловой станции Грязи. Вблизи станции Казаков через р. Воргол перекинут железно-дорожный мост, редкий по своей величине и высоте среди подобных-же мостов. С полотна железной дороги и особенно с моста открывается живописный чисто-швейцарский вид имения г. Варгунина, которое амфитеатром расположено на берегу реки.

Земли, на которой теперь лежит с. Казаки и которой владеют местные жители, принадлежали некогда казакам Елецкой Александровской слободы, имеющим здесь свои выселки с церковью во имя Великомученика Георгия, как это значится в старинной выписи на земельные казацкие владения 1692-93 г.г. Здесь прямо сказано, что «оные казаки пользовались сеном около лесу Хомутова … и по реке по Варглу и по Хомутцу», а между владельцами перечисляются такие фамилии казаков, которые особенно распространены среди теперешних жителей с. Казаков. Что теперешняя земля крестьян с. Казаков со всеми угодьями когда-то принадлежала казакам Александровской Елецкой слободы, всего яснее доказывается земельными планами, общими для жителей Александровской слободы и с. Казаков, и участием крестьян слободы Александровской во владении мельницею в с. Казаках на р. Воргле. Отсюда ясно, что с. Казаки сначала было простыми казачьими хуторами или выселками из Елецкой Александровской слободы, а потом с течением времени казаки переименовались в крестьян-однодворцев, поселок постепенно разросся и образовалось целое село, получившее название по роду службы и званию своих первых насельников.

Сведения о первоначальных жителях села, давших ему свое имя, со временем забылись и отошли в область преданий, и только название села напоминает его жителям об их предках-казаках. С своим настоящим именем село Казаки упоминается в первый раз в письменных документах под 1628 годом: в отказных книгах этого года с. Казаки записано в числе владений Елецкого Троицкого мужского монастыря, от которого оно потом перешло во владение казаков Александровской слободы. На это есть ясные указания даже в документах, сохранившихся с 1780 года в церковной ризнице с. Казаков. На копиях метрических книг, выдававшихся из Елецкого Духовного Правления, писалось в заглавном листе так: « 1780 года  Генваря  дня книга, книга выданная из Елецкого Духовного Правления г. Ельца Александровской слободы Георгиевской церкви». В 1782 г. написано гораздо определение: г. Ельца Александровской слободы на р. Воргле …» а с 1786 года в той же копии уже начали писать: «Елецкой округи с. Казаков Георгиевской церкви …». Все это с достаточною определенностью говорит за первоначальное происхождение села и его названия.

В настоящем своем виде приход села Казаков представляет собою одно скученное большое селение, в состав которого входит лишь небольшая еще деревня Зубова, находящаяся в 3 верстах от села. Прихожане – исключительно крестьяне, хотя в прежнее время было много дворян – помещиков, ныне разорившихся, а временно проживают в селе лица других сословий, напр., купцы, мещане и др.
В приходе оставил по себе благодарную память Елецкий купец Иван Григ. Хренников, умерший в 1900 году. Он больше 30 лет арендовал на р. Воргле казацкую общественную мельницу и с 1875 по 1885 г. состоял церковным старостою. За это время он на личные средства устроил вокруг церкви каменную, с железными решетками между столбами, ограду, стоившую около 7 тысяч рублей, заботился о благоукрашении храма и делал ценные пожертвования. В церковь им сделаны вечные вклады деньгами на сумму 2400 р.; проценты с 400 р. из них идут на церковь и причт, а с 2000 р. на содержание странноприимного дома, устроенного на средства прихожан. Благодаря этому, в странноприимном доме дается странникам не только кров и пища, но и чай.

Число прихожан в настоящее время восходит до 3060 д. м. п. и 3261 д. ж. п. Крестьяне занимаются хлебопашеством, а среди женского населения сильно развито искусство плетения кружев.

Близость к городу и фабрикам, открытие завода при станции «Казаки», требующего много рабочих рук, появление в селе неодобрительных лиц, - все это вредно действует на нравственность крестьян, особенно на молодое поколение, и развивает в них легкомысленное отношение к религии и пьянство. Устройство в приходе чайных нисколько не ослабляет пьянства. Народ в общем отличается леностью и небрежностью. Имея под руками свой камень, крестьяне не озаботятся выложить им низменные места в селе, которые во время половодья и после него буквально тонут в грязи, и тем затрудняют, а иногда даже совсем прекращают на время сообщения жителей.  Заметным и трудно искоренимым суеверием в приходе является тризна по покойникам под праздники Рождества Христова и Крещения.

В настоящем виде существующая с 1803 года церковь села Казаков неизвестно когда построена раньше. Из хранящейся в храме грамоты Тихона 3-го, епископа Воронежского и Елецкого, от 17 марта 1786 г. видно, что прихожане просили построить вместо ветхого деревянного храма во имя Великомученика Георгия Победоносца каменный во имя Вознесения Господня с пределом Великомученика Георгия. Но когда это произведено в исполнение сведений нет. В 1831 году на средства помещика Ивана Егоровича Голостенова устроен в трапезе второй придел во имя Толгской Божьей Матери, освященный 3 ноября того же года. В 1842 году храм был увеличен распространением стен в настоящей, а в 1886 г. в трапезной части. Все три иконостаса по мере нужды возобновлялись и освящены: Вознесенский – 3 ноября 1874 г., Толгской – 26 ноября 1883 г. и Георгиевский – 11 октября 1886 г. В настоящей главной церкви иконостас пятиярусный, а в трапезе – трехъярусные. В 1902 году в церкви устроено паровое отопление. По этому теперь служение зимой совершается во всем храме, тогда как раньше главный предел Вознесения Господня на зиму затворялся. 

В церкви есть чудотворная икона Толгской Божьей Матери, пожертвованная строителем иконостаса этого имени, помещиком Голостеновым. Из надписи на подаренной им же книге – от руки напечатанной службе Толгской Божьей Матери видно, что икона эта более 500 лет находилась в роде Голостеновых и была написана в год явления чудотворной иконы: святителю Трифону на р. Толге.
При церкви стоит двухэтажное здание с каменным низом для приема на ночлег странников, и с деревянным верхом, где помещается церковно-приходская школа. Здание построено и освящено в 1893 году.

Капитал церкви составляют два билета вечного вклада, 200 р. каждый, и билет 2-го внутреннео выйгрышного займа, проценты с которых идут на церковные нужды.

7-го июля 1883 года церковь посетил ныне покойный епископ Симеон, служивший здесь литургию, а в 1892 году – епископ Мисаил".


Вадим кр
 
Вадим кр  17 мая 2022

По преданию, село существует более 6 веков. Первыми его поселенцами были три казака, раненые в битве с татаро-монголами на реке Воргол летом 1395 года. Поселок постепенно разросся и образовалось целое село, получившее название по роду службы и званию своих первых поселенцев.В отказных книгах 1628 года упоминается, что основано село Казаки в конце ХVI века елецкими казаками.

Село расположено на пяти холмах, между которых протекают речки Воргол, Хомутец, Гаточка. Это самое большое село в Елецком районе. В селе Казаки есть храм, который построен в ХVI веке. О нём упоминается в старинной выписке на земельные казацкие владения 1592-93 годов, где отмечается, что в нём было три престола: Вознесения, Георгия Победоносца и Толгской Божьей Матери. В XVIII веке появился кирпичный собор. Перед войной (в конце 30-х годов XX века) церковь была взорвана, колокол сняли и разрубили на части на металлолом. Иконы хотели сжечь власти, а люди разобрали и унесли по домам. Вначале церковь пытались сжечь, но она не загорелась. Затем сделали подкоп и пытались взорвать. С церкви упал только крест. В 1942 году в здании забивали скот, потом был табачный и зерновой склад. После войны все разрушили и растащили. Но ни люди, ни время не смогли разрушить стены храма.

В селе всегда уделялось и уделяется достаточное внимание вопросам образования. Обучение детей в селе Казаки проводилось уже в середине XVIII века — о школе упоминается в документах 1866 года. Двухклассная церковно-приходская школа находилась возле храма в двухэтажном здании: низ каменный, верх деревянный. Восстановление храма началось лишь в начале 1990-х гг. Там, где сейчас красуется колокольня, зияла огромная дыра. На месте трапезной части был двор: кругом грязь, голубиный помёт… В 2019 году была возведена колокольня.

Есть в Георгиевском соборе удивительные иконы-святыни. Одна из них – образ Божией Матери «Помощница в родах». Она «пришла» в храм в 2008 году, пожертвовала святыню семья Рябцевых. В 1930-х годах её из Талицкого храма принесли на себе в эту семью, спасая от уничтожения . Внизу иконы есть две надписи. Одна давняя: «Написана в 1901 году на Святой Горе Афонской в скиту пророка Илии при архимандрите Гаврииле с братией». Другая – нашего времени: «С благодарностью от исцелившейся после тяжёлой болезни хранительницы иконы». Эта святыня явила чудеса, большая часть которых связана с деторождением.

Удивительна история иконы Божией Матери «Троеручица». Один из благотворителей храма Евгений Владимирович Щепелёв обнаружил как-то во дворе родительского дома непонятную «жестянку», скомканную и потемневшую. Когда стал разворачивать находку, понял, что это оклад с иконы. После реставрации, серебрения и золочения оклада для него была написана икона Божией Матери «Троеручица». Так, чудом, буквально из небытия, вернулась святыня в храм. Свою чудесную историю хранит икона святителя Иоасафа Белгородского, написанная на металле. Откуда она пришла в Георгиевский храм, доподлинно неизвестно. Скорее всего, лик находился на входных вратах какой-то другой церкви. Но теперь этот редкий образ прибывает в Казаках, ведь и сам Иоасаф Белгородский происходил из казачьего рода.

https://erkazaki.ru/o-poselenii/istoriya/ https://lipetskmedia.ru/news/view/124486-Istoriya_o_hramye_muchyenikye.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.