Третий комплекс каменных построек Крестного монастыря – это церковь Рождества Пресвятой Богородицы с трапезной и келарской (1689) и примыкающими к ним колокольней и усыпальницей настоятелей монастыря. Эта церковь также в два яруса с мощной апсидой (ее стены и своды сложены из кирпича и гранита). С западной стороны к церкви примыкает двухэтажная трапезная с келарской, ризницей, библиотекой и кладовыми, располагавшимися на первой этаже. Трапезная представляет из себя две одностолпные палаты, размещенных одна над другой и связаные внутренней лестницей – их столбы располагаются на одной оси (аналогичное размещение двух одностолпных палат по одной оси встречается в Соловецком монастыре в здании сушила, построенного в ХVI в.). Из трапезной можно было попасть в келарскую палату, а также в помещение архива и библиотеки. Службы первого яруса имели подсобное значение – поварня и погреба.
С северо-запада к церкви пристроена каменная колокольня. Вверху размещалась площадка для колоколов, а под колоколами был устроен деревянный помост. На уровне площадки в стенах восемь арочных проемов. В ХVIII в. колокольня с десятью колоколами завершалась восьмигранным шатром, на нем – крытая лемехом главка. В ее северной стене есть вертикальное углубление для часов, установленных в монастыре уже в ХVII в.: «Часы заводные, стан и одиннадцать колес болших и малых железныя, которыя и минуты являют». Сейчас колокольня сильно видоизменена, частично разрушена; верхняя, шатровая часть колокольни, после закрытия монастыря была разобрана. Большой интерес представляет каменная палатка, примыкающая к колокольне с северной стороны. В XIX столетии она была частью деревянной галереи, соединяющей собор с остальными каменными зданиями монастыря так, чтобы, не выходя на улицу, можно в условиях суровых северных зим было пройти из одного конца в обители в другую.
В разных исторических источниках это сооружение имеет свое наименование. Так, например, в «Историческом описании Крестного Онежского второклассного монастыря» 1902 г. обозначено как Усыпальница настоятелей монастыря (стоит заметить, что в списках настоятелей монастыря упоминается имена трех настоятелей, окончивших свой земной путь и похороненных непосредственно на Кий-острове, – архимандриты начала XIX в.: Никон, Кирилл и Амвросий). В целом ряде других источников, в том числе и архивных, это место обозначено как часовня Ярен(г)ских Чудотворцев. Дело в том, что в середине XVIII столетия в Крестный монастырь была перевезена гробница прп. Иоанна Яренгского (память 3/16 июля и 9/22 августа) – святого, над мощами которого на Летнем берегу Белого моря в начале XVII в. был основан Спасо-Преображенский монастырь, впоследствии приписанный к Соловецкой обители и закрытый после секуляризационной реформы 1764 г. Отметим ряд фактов. Во-первых, Иоанн Яренгский почитался и был канонизирован «в паре» с Лонгином Яренгским, так как они оба, будучи насельниками Соловецкого монастыря, погибли в шторме 1561 г. и их тела были вынесены на берег и обретены нетленными. Во-вторых, не очень понятно, почему в Крестный монастырь была перенесена лишь деревянная гробница с ликом св. прав. Иоанна Яренгского, а не его мощи. Заметим также, что гробница в усыпальнице-часовне была помещена на камень местного производства более сажени в длину (сохранился до нашего времени; существует мнение, что этот камень является престолом Крестовоздвиженского собора, как известно устроенного Патриархом Никоном из кийского гранита в форме Гроба Господня), на котором первоначально находилась главная святыня Крестного монастыря – кипарисовый Крест, изготовленный в Палестине и доставленный в монастырь торжественной церемонией. Надо сказать, что Крест, широко известный в церковной среде, всегда был предметом особого почитания, что отразилось в его особом оформлении в Крестовоздвиженском соборе. Значительный интерес представляет мраморный киот для Креста, подаренный Кийскому монастырю архиепископом Олонецким (впоследствии Донским митрополитом) Игнатием (Семеновым), уроженцем Архангельской земли. Этот киот, состоявший из 14 элементов черного и розового мрамора общим весом 462 пуда (7,4 т, стоимость работ составила 5000 руб.) был изготовлен на Карельских мраморных заводах и установлен в Крестной обители в 1844 г. До наших дней сохранились незначительные детали этого произведения искусства русских каменотесов.
Кольцова Т.М., д-р искуствоведения, доцент Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, зав. отделом древнерусского искусства Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», Абрамовский В.Н., преподаватель кафедры культурологии и религиоведения Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, http://www.ferapontovo.ru/