ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Чертовицы. Церковь Михаила Архангела.


Чертовицы. Церковь Михаила Архангела
Церковь. Действует.  
Престолы:Михаила Архангела, Петра и Павла, Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:1763.
Адрес:
Воронежская область, Рамонский район, с. Чертовицы, ул. Спортивная

Координаты: 51.820819, 39.277823



Церковь Михаила Архангела, , Чертовицы, Рамонский район, Воронежская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Алексей1975
2 октября 2011
Церковь Михаила Архангела, , Чертовицы, Рамонский район, Воронежская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Алексей1975
2 октября 2011
Церковь Михаила Архангела, , Чертовицы, Рамонский район, Воронежская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Алексей1975
2 октября 2011
Церковь Михаила Архангела, колокольня<br>, Чертовицы, Рамонский район, Воронежская область
колокольня
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
5 мая 2020
Церковь Михаила Архангела, остатки петель<br>, Чертовицы, Рамонский район, Воронежская область
остатки петель
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
20 апреля 2014
Церковь Михаила Архангела, , Чертовицы, Рамонский район, Воронежская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
20 апреля 2014
Церковь Михаила Архангела, , Чертовицы, Рамонский район, Воронежская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
20 апреля 2014



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Церковь Михаила Архангела в селе Чертовицком – одна из старейших церквей в Воронежском крае. Первое упоминание относится к 1615 году: «Село Чертовицкое на реке Воронеже за помещики, а в селе церковь во имя Михаила Архангела, теплая, с трапезою, древена, клетцки, а в церкви Божия Милосердия, образы и книги, и ризы, и сосуды церковные, и всякое церковное строенье мирского, да у тое ж церкви два колокола мирские, а у тое церкви во дворе поп Матвей Федотов, во дворе пономарь Архипко Иванов, пашни пахонные, церковные земли две четверти, да дикого поля 18 четвертей»

Все воронежские и сельские церкви были построены «клетцки». Обозначенное этим термином устройство церквей данного времени весьма напоминает обыкновенное устройство деревянных домов, основною формой которых служит клеть, то есть четырехугольный бревенчатый сруб. Церковь в это время по своей форме была обыкновенным, только сравнительно высоким продолговатым домом с прирубленным к нему выступом с восточной стороны – алтарем; алтари устраивались «круглые тройные», то есть трехстенные.

Из семи сел Чертовицкого стана только в церкви интересующего нас села намечалось наличие отопления, богатой церковной утвари и книг. Все это свидетельствует о том, что село к этому времени было достаточно обжито. Посвящение церкви святому Михаилу Архангелу позволяет предположить, что ее строителями были казаки, так как этот святой является покровителем казачества.

В Переписной книге 1646 года в числе церковнослужителей церкви Михаила Архангела указаны «поп Герасим, да просвирница Марьица, да на церковной земле два бобыльских двора».

В 1763 году на месте прежней бывшей деревянной церкви была построена тщанием прихожан каменная церковь с колокольней. Из закладной книги Рязанской митрополии 1646 года о церкви села Чертовицкого известно следующее: «У той церкви двор попа Евтропия, двор попа Федосея. Церковной земли 10 четвертей, сенных покосов на 20 копен. Да к той церкви в приходе 17 дворов детей боярских, 49 дворов крестьянских и 35 дворов бобыльских. Да они ж попы входят в пустовой приход в село Животинное со всякою святынею; а церкви Божии в том селе нет от разорения крымского хана».

В 1884 году при церкви значился священник Козьма Алексеев. При ней же было два церковных двора, семь помещичьих, семь дворовых людей и один однодворческий. К данной церкви были приписаны две деревни – Моховатка и Рядная.

В церкви Михаила Архангела было три престола: во имя Архангела Михаила, святых Апостолов Петра и Павла, и святого Николая Мирликийского. В церковной библиотеке находились книги для чтения, предназначенные 185 томов. В приходе имелась школа земская, которая была учреждена в 1873 году. Церковной же школы не было. С 1902 году при церкви старостой состоял граф Дмитрий Иванович Толстой, а в его отсутствие эту обязанность исполнял крестьянин Иван Мартынович Пучков.

Богатый материал о церкви Михаила Архангела в селе Чертовицком содержится в Клировых ведомостях Воронежского уезда. Кружечных сборов за год в церкви было получено 460 рублей. Земли при церкви состояло: усадебной вместе с погостом церковным 3 десятин квадратных сажен, пахотной 33 десятин, сенокосной в особом угодии в расстоянии одна верста от церкви. Земля качественная – черноземная. Она сдавалась в аренду по домашнему условию сроком на один год. Средний доход ею приносимый составлял 280 рублей в год.

Дома для священно- и церковнослужителей деревянные, построены на церковной усадебной земле тщанием самих священно-церковнослужателей. При церкви находилась еще и сторожка. Все дома и постройки были в хорошем состоянии. К данной церкви прикреплялась еще и деревня Рядная (в трех верстах от церкви). В приходе насчитывалось 292 дома. Число душ мужского пола – 1054, женского – 1044. Известно, что до 1901 года в церкви служил священник Алексей Васильевич Комаревский (1853-1901). Он имел двоих детей: дочь Марию (рожд. 1894) и сына Ивана (рожд. 1898). Семья Алексея Васильевича жила в селе Чертовицком в деревянном доме, крытом железом. Из надворных построек имелся деревянный амбар, крытый соломой, каретный сарай. После смерти мужа вдова Ольга Николаевна Комаревская (рожд. 1851) получала жалование в 167 рублей.

А после смерти Комаревского с января 1901 года в церкви начал служить священник Николай Попов (рожденный 30 ноября 1874 года). Он имел собственный дом. В 1897 году он окончил курс учения в Воронежской Духовной семинарии по второму разряду. В службу вступил в 1897 году дьяконом в Благовещенской церкви села Борщевки. В этом же году был переведен в той же должности в Бирючинский уезд, село Алексеевку. В 1908 году был награжден набедренником. Из казны получал 300 рублей в год. Кроме этого, из кружечных доходов – 230 рублей и от церковной земли – в 140 рублей. Одновременно состоял законоучителем местной земской школы. Был женат на Надежде Стефановой (рожденной в 1880 году). Имел троих детей: Ольгу, Дмитрия и Клавдию.

Известен и псаломщик церкви – Митрофан Орлов (рожденный 26 января 1842 года). Служил в данной церкви с 1877 года. Из казны получал 100 рублей, из кружечных доходов – 80 рублей, и от церковной земли – 46 рублей в год. Дьякон Александр Никитич Комаровский (рожденный 9 мая 1850 года) служил в церкви Михаила Архангела с 1905 года. Получал из казны 150 рублей в год, от пахотной земли – 95 рублей. Еще при церкви значилась просфорня – Олимпиада Ивановна Гришина, 52-х лет.

После революции изменилось отношение к религии и, в первую очередь, от этого пострадала православная церковь. В 1920 году началась опись церковного имущества в Воронежском уезде. А в 1921-1922 гг. начались изъятия описанных ценностей под предлогом помощи голодающим крестьянам Поволжья. Изъятию подвергались, в первую очередь, напрестольные кресты, серебряные ризы с окладов икон, драгоценные камни в оправе. Церкви разграблялись и закрывались одна за другой. По данным архивных источников выявлено, что 8 мая 1922 года из церкви Михаила Архангела села Чертовицкого Подгоренской волости было изъято серебра 24 фунта, конфискована богослужебная литература.

О дальнейшей истории документальных свидетельств не обнаружено. Но по воспоминаниям старожил села можно сказать следующее, что церковь была закрыта в 1930 году, с колокольни был сброшен колокол, выбиты окна и двери. Старая сельская церковь, построенная из пяточного кирпича, пережила воинствующих безбожников и уцелела в Великую Отечественную войну, когда ее намеревались взорвать на кирпич, дабы гатить переправу танковому десанту генерала Лизюкова. Насмерть стояли в этих местах 232-я и 303-я стрелковые дивизии, а командарм Черняховский проводил в церкви слет снайперов своей 60-й Армии.

Сельский храм до середины 90-х годов ХХ века находился в плачевном состоянии: разрушился частично фундамент, остатки крыши поросли дикой растительностью, пустыми глазницами зияли пустые оконные и дверные проемы.

В 1996 году инициаторами восстановления храма Архангела Михаила выступило возрождающееся воронежское казачество. При деятельном участии казачьего есаула Белянова Николая Петровича и сельских жителей, а именно – Мозговой Анны, Струковой Светланы и других, началась подготовительная работа по восстановлению святынь. Приглашенный сельскими жителями священник Никольского храма отец Петр благословил на восстановление храма. Образовалась своя рода христианская община. На собранные пожертвования был приобретен в городе Иваново и поднят на восстановленную колокольню колокол.

Источник информации - http://www.uglitskih.ru/critycs/dejneko-7.htm


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  13 июня 2017

Церковь Михаила Архангела с приделом св. апостолов Петра и Павла, каменная, с колокольнею, построена в 1763 г. на месте прежней. Земли 30 дес. пахотной. Эта церковь считается приписною к церкви села Староживотинного, причт один. На содержание причта билет в 200 руб. Прихожан 600 душ.

Село Чертовицкое в старину играло довольно важную роль в административном отношении. При открытии в Воронежской епархии в Чертовицке был «стан» в роде уезда. К Чертовицкому стану принадлежали следующие церкви:

В Чертовицком – св. Архистратига Михаила. При ней был священник Косьма Алексеев. В Чертовицком было два церковных двора, помещичьих 7 дворов, дворовых людей 7 дворов и 1 двор однодворческий. К ней относились деревни Моховатка и Рядная.

В Новоживотинном – Архангельская церковь, при ней был поп Сидор Спиридонов. Дворов в селе Новоживотинном было: 1 церковный, 1 помещичий и 16 крестьянских. К приходу этого села относились деревни Ольховая и Донская Айдарская.

В селе Староживотинном Предтеченская церковь, при ней священник Григорий Кириллов. В этом селе было дворов: 3 церковников, 1 помещичий, 15 крестьянских и 6 однодворческих.

В селе Айдаровом церковь Иоанна Богослова, при ней был поп Михаил Мануилов. В селе было дворов: 1 помещичий, 3 однодворческих и 3 крестьянских. Ныне во всем Воронежском уезде нет села Айдарова, но есть в приходе Предтеченской Староживотинной церкви деревня Айдарова с 264 душами. Вероятно, в этой деревне и была церковь св. Иоанна Богослова.

В селе Грязном церковь св. Параскевы Пятницы, при ней был поп Евстафий Иакинфов, 1 двор церковный, 2 двора помещиков Лосевых и 3 крестьянских. Ныне в Воронежском уезде нет не только села, но и деревни Грязной, а потому неизвестно, где находилось оно.

В селе Рамони церковь св. Николая чудотворца, при ней был поп Сидор Прокофьев. В этом селе было дворов: 2 церковных, 2 помещичьих, 2 крестьянских и 9 однодворческих. К приходу этой церкви принадлежала деревня Болотная – имение князя Юрия Федоровича Кольцова-Масальского.

В селе Березовом церковь Воскресения Христова, при ней поп Емельян Федоров. В этом селе было дворов: 3 церковных, 1 помещичий, 1 крестьянский и 16 однодворческих, да сбежало 35 дворов. К приходу Березовской церкви относились деревни: Верейки, Ивницы, Борки.

В селе Лопатках церковь Параскевы Пятницы, при ней поп Герасим Кузьмин. В селе Лопатках было дворов: 2 церковных, 1 помещичий, 5 крестьянских, 11 однодворческих и 9 дворов сбежало.

В селе Пруцком (Прутском) церковь св. Николая чудотворца, при ней поп Трофим Степанов. В этом селе было дворов: 1 церковный, 4 однодворческих, 9 крестьянских и 3 двора сбежало. Ныне в Пруцком нет церкви и деревня находится в приходе Пятницкой церкви села Лопаток.

В 1720 г. в Чертовицком стане было 7 церквей: в Чертовицком, Новоживотинном, Староживотинном, Грязном, Пруцком (Прутском), Рамони и Лопатках.

«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии», выпуск 1, Воронеж. Типография В.И. Исаева, 1884 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.